Петр Калнышевский, кошевой атаман запорожского казачества. Последний кошевой атаман запорожской сечи Таблица дат кем и когда был калнышевский

Определением Священного синода Украинской православной церкви Московского патриархата последний кошевой атаман Запорожской сечи Петр Калнышевский (1691-1803) был причислен к лику местночтимых святых Запорожской епархии.

Еще в декабре 2014 года Священный синод УПЦ МП рассмотрел рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, на основе чего благословил местное прославление и почитание в пределах Запорожской епархии последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского.

Как сообщает официальный сайт УПЦ МП, чин прославления совершил в кафедральном Покровском соборе Запорожья предстоятель Украинской православной церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

На Божественной литургии, обращаясь к собравшимся, иерарх, в частности, сказал:

«Сегодня, дорогие братья и сестры, великий день для Запорожской земли. Сегодня мы прославили святого праведного Петра Калнышевского, который стал молитвенником и покровителем этой благословенной земли. Мы сегодня почитаем святого Петра и просим, чтобы он помолился за нас грешных, чтобы Бог послал нам любовь к добродетели, желание добродетели, чтобы Бог послал мир на нашу землю, чтобы мы начали свое восхождение к духовной жизни».

Память святого праведного Петра Калнышевского будет совершаться в пределах Запорожской епархии 13 ноября (31 октября ст. ст.).


Петр Калнышевский: запорожский атаман и соловецкий послушник

Петр Иванович Калнышевский родился в 1691 году. Относительно его происхождения исследователи расходятся во мнениях: высказываются предположения, что его отец Иван Калныш (Калнышевский) был из казаков; по другим версиям, он принадлежал к духовному сословию или был подольским шляхтичем.

Петр Калнышевский начал свою воинскую службу в казачьем Лубенском полку.

Не позднее 1740-х годов он прибыл в Запорожскую сечь, где был записан в Кущевский курень. Первое указание на деятельность П. Калнышевского в Запорожье относится к 1750-1752 гг., когда он, в звании войскового есаула, был помощником тогдашнего кошевого, престарелого Григория Федорова, в борьбе с гайдамаками - отрядами повстанцев, действовавшими на землях Правобережной Украины в XVIII веке.

В 1755 г. он участвовал в депутации, посланной в Петербург для «некоторых войсковых нужд» - главным образом для того, чтобы хлопотать о возвращении Запорожью земель, захватываемых его соседями. Возвратившись в Запорожье в 1756 г., Калнышевский вскоре был избран войсковым судьей, но пробыл в этом звании недолго, около года, и в 1758 г. снова участвовал в депутации, отправленной в Петербург с тою же целью, что и предшествующая. Но обе они не привели к благоприятным результатам.

По возвращении в 1760 г. Петр Калнышевский снова ненадолго был избран войсковым судьей и оставался в этом звании до 1762 года, до своего избрания кошевым атаманом. После этого он вновь отправился в Москву в составе делегации Запорожской Сечи для присутствия на коронации императрицы Екатерины II.

В 1763 г. Калнышевский под влиянием запорожской «голоты» был смещен с атаманства; неудачными для него оказались и выборы в следующем году.

В 1763 г. он отправился на богомолье в Киев, где получил от киевского митрополита Арсения Могилянского в благословение икону со св. мощами.

Во второй раз Петр Калнышевский был избран кошевым атаманом 1 января 1765 г. и оставался в этом звании на протяжении 10 лет до уничтожения Запорожской Сечи в 1775 году. Это был единственный пример такого продолжительного правления за всю историю Сечи.


Русской-турецкая война и конец Запорожской Сечи

В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. П. Калнышевский с запорожцами действовал в армии графа Румянцева и отражал турецкие набеги на запорожские земли по р. Бугу. В 1770 году он получил в награду золотую медаль с портретом государыни, осыпанным бриллиантами.

В Сечи в это время составился заговор с целью убить атамана Калнышевского и войскового старшину и перейти на сторону турок, но замысел был открыт и виновные строго наказаны.

Одновременно с участием в военных действиях Петр Калнышевский занят был управлением Запорожья; он неоднократно объезжал его обширные земли, которые старался колонизовать, приглашая для этого не только малороссов, но и молдаван и болгар из Новой Сербии и Польши, и селил переселенцев по Днепру. На запорожских степях устраивались села, хутора и зимовники.

Заключение мирного Кючук-Кайнарджийского договора между Россией и Османской империей 10 (21) июля 1774 года оказалось роковым для Запорожья: через год оно было уничтожено.


Арест и заключение

4 июня 1775 г. Запорожская Сечь была окружена русскими войсками и затем раскассирована. Петр Калнышевский и архимандрит Владимир (Сокальский) смогли удержать запорожцев от вооруженного сопротивления.

Тем не менее, после разгрома Сечи Петр Калнышевский доставлен был под конвоем в Петербург в Военную Контору, где пробыл в заключении около года. Сперва его предполагалось казнить, но, по ходатайству Г. Потемкина, 4 мая 1776 г. смертная казнь была заменена вечным заточением в монастыре.

Местом заточения избран был Соловецкий монастырь.

11 июля 1776 г. Петр Калнышевский под конвоем секретно был доставлен в Архангельск, а 29 июля на Соловки, где и передан был архимандриту Досифею. На Соловках Калнышевский находился в заключении 25 лет; первое время он помещался в тюремной камере, а затем в кельях.

Историки полагают, что условия содержания П. Калнышевского был достаточно комфортные, но он находился под строгим караулом, и всякие личные и письменные сношения ему не были дозволены; в церковь его выпускали лишь для говенья.


Освобождение и последние годы жизни

По указу от 15 марта 1801 г. Петр Калнышевский был освобожден из заточения, но, получив свободу, высказал желание остаться в монастыре, сделался послушником и скончался «смертью благочестивою доброю» 31 октября 1803 года.

На плите, положенной на его могиле в 1856 г. архимандритом Александром (Павловичем, впоследствии епископом Полтавским и Переяславским), сказано, что Петр Калнышевский умер 112-ти лет от роду.

По свидетельствам исторических источников, заключение в Соловецком монастыре сделало П. Калнышевского еще более религиозным. По аттестациям властей, он жил тихо и спокойно, ревностно исполняя церковные обряды; после своего освобождения он пожертвовал в Соловецкий монастырь Евангелие в дорогом окладе.

Фото: Патриархия.ru Имя Петра Калныша (Калнышевского) сохранилось в украинских народных песнях и преданиях, где его образ изображается по типу запорожского батьки-атамана.

В июне 2008 года прибывший на Соловки украинский президент Виктор Ющенко посетил могилу Петра Калнышевского и возложил на нее землю, привезенную им с Украины.

Впервые Петр Калнышевский был канонизирован в 2008 году поместным собором неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата в связи с 1020-летием Крещения Руси. Собор постановил отмечать память праведного Петра Многострадального 14 октября (1 октября ст. ст.), в день Покрова Пресвятой Богородицы, покровительницы казачества.

Пётр Иванович Калнышевский был военным есаулом, затем судьей Войска Запорожского низового.

В 1762 году избран кошевым атаманом, но того же года после встречи в Москве с царицей Екатериной II отстранен от должности.

В январе 1765 года, вопреки царской воле старшина снова избрала его кошевым.

За отвагу в русско-турецкой войне 1768-1774 гг войско Запорожское получило благодарность от царицы. Кошевой атаман Пётр Калнышевский стал кавалером высшего ордена Российской империи — Андрея Первозванного, ему было присвоено военный чин генерал-лейтенанта.

Он отстаивал права Запорожья, для чего неоднократно ездил с депутациями в Петербург. Пытался усилить свою власть и ограничивал права старшин и казацкой рады. Заботился о распространении земледелия и торговли в запорожских степях. Известно, что Пётр Калнышевский находился в товарищеских отношениях с князем Потемкиным. В течение 1765-1766 гг. Кошевой атаман Калнышевский находился в Петербурге с делегацией старшин, среди которых был и военный есаул Пшимич Василий Андреевич (Писмич). Целью поездки было разграничение запорожских и слободских земель, также казаки подали ходатайство о возвращении запорожских земель.

Интригант-фаворит Екатерины II — князь Потемкин, выступил на заседании правительства с проектом ликвидации Запорожской Сечи 23 апреля 1775 года. 4 июня по одобренному плану стотысячное войско под командованием генерал-поручика Петра Текелия, возвращаясь с турецкой войны, обступило Сечь, воспользовавшись тем, что Войско Запорожское еще было на турецком фронте. Не имея сил защищаться, Калнышевский вынужден был сдать крепость без боя.

3 августа 1775 Екатерина II издала манифест, которым объявила, «что нет теперь более Сечи Запорожской в политическом ея уродства» . 6 пунктов длинного манифеста фактически сводятся к обвинению запорожцев в захвате и присвоении чужой собственности и попытке создать независимое управление.

Вместе со старшиной Калнышевский был арестован и по предложению Потемкина пожизненно сослан в Соловецкий монастырь . 30 июля 1776 архимандрит Соловецкого монастыря Досифей отчитался о принятии «государственного преступника».

Соловецкий монастырь в XVIII в. стал местом заточения политических заключенных и религиозных диссидентов. А монастырская братия выполняла роль надзирателей и духовников арестантов. Подчиненный Святейшему Синоду, Соловецкий мужской монастырь пользовался широкой автономией и имел гарантии невмешательства со стороны государства. Архимандрит монастыря был полным хозяином Соловецкого архипелага, ему же подчинялась военная команда, которая обеспечивала охрану заключенных.

Известный историк-исследователь Дмитрий Яворницкий , пользуясь документами, найденными в Соловецком монастыре, попытался обозначить конкретные места пребывания Калнышевского в заключении. Общий вывод его был таким: «Калнишевского сидел не в Остроге и не в яме башни Корожней, где содержались самые тяжкие преступники, а в монастырской кельи, того самого дома, где жила и вся братия Монастырская, начиная с архимандрита и кончая простыми трудниками» (С. 6-7). Яворницкий отдельно отмечает, что последнего кошевого не могли держать в земляных ямах , хотя бы потому, что, как, например, в Корожней башне, ямы были замурованы еще в 1742 (С. 11). Собственно, это подтверждается и данными позднего исследователя Г. Г. Фруменков.

Запорожский атаман относился к «государственных преступников», а не к тем, кто совершил преступление против религии и морали. Более того, кошевого удерживали там как знатного узника. А это предполагало особые привилегии. Так, при архимандрите Герасима Ионине (1793-1796), был восстановлен старинный монастырский устав, по которому монахам запрещалось иметь собственность. Все монахи питались вместе в трапезной. Так как заключенные считались своеобразными послушниками, то устав распространялся и на них. Исключение составляли знатные узники которые могли иметь собственное имущество и даже питались наравне с высшим духовенством монастыря.

Яворницкому удалось выяснить, что, находясь в заключении, Калнышевский имел вполне приличное содержание: «я увидел, что Калнишевского содержался много иначе, чем другие арестанты и колодники, Сидевшие в Соловецком заключении», получая по 1 рублю в день или 365 -366 рублей в год» (С. 10). , что в 40 раз больше, чем другим заключенным. Например, годовое содержание монаха — 9 рублей, простого заключенного от 10 до 30 рублей. Это позволило атаману нанять работников для ремонта каземата (келии) №15, Головленковской тюрьмы, расположенной в Архангельской башне, где сначала разместили запорожского узника.

Такие суммы позволяли этому знатному узнику иметь довольно значительные сбережения и за этот счет делать подарки очень ценных вещей монастырю.

В ходе 25-летнего пребывания на соловках кошевой не менее трех раз менял свое местонахождение.

Калнышевского охраняли 4 солдата с офицером, хотя в других политзаключенных было по 2 конвоира. Лишь трижды в год — на Пасху, Рождество и Преображения — его выводили из кельи для участия в Богослужении, для Святого Причастия и для обеда в трапезной.

Пётр Калнышевский еще в бытность кошевым атаманом проявил себя как очень религиозный человек. Всегда имел при себе греческих и южнорусских монахов, прислушивался к наставлениям духовных отцов с Афона и Иерусалима. Особенно отличился как ревностный строитель православных храмов и попечитель Киево-Межигорского монастыря; посылал щедрые подарки церкви Гроба Господня в Иерусалиме (потиры, дискосы, лжицы, звездицы — все из серебра с позолотой).

Об уважении Калнышевского в Соловецкой святой обители свидетельствуют и его богатые подарки монастырю. В 1794 году он пожертвовал Спасо-Преображенскому собору серебряный напрестольный крест весом более 30 фунтов а в конце жизни, в честь своего освобождения, купил Евангелие с серебром и позолотой весом более двух пудов и стоимостью 2435 рублей и подарил его монастырю.

Вел он себя смиренно и набожно, чем вызывал уважение у монашества, и до конца жизни сохранил ясный ум и память.

Указом нового императора Александра Павловича от 2 апреля 1801 года он был помилован по общей амнистии и получил право на свободный выбор места проживания.

В Соловецком заточении его религиозность еще больше усилилась и дала духовные плоды. В ответ на подаренную ему свободу Александром I в 1801. кошевой отвечает, что и «здесь оной (свободой) наслаждаюсь в полной мере». Судя по всему он достиг ту духовную свободу, которую стремится достичь каждый православный христианин.

Пётр Калнышевский просил оставить его в святой обители: «Остаток дней моих посвятить в служении Единому Богу в этом блаженном уединении, к которому через двадцатипятилетнее время моего здесь пребывания привык я абсолютно, в обители сей ожидать со спокойным духом конца моей жизни».

31 октября 1803, в мире с людьми и Богом, почил последний запорожский кошевой атаман. Об особом почитании братии монастыря Петра Кальнишевского свидетельствует тот факт, что его похоронили на почетном месте — южном дворе Спасо-Преображенского собора при Успенской церкви, рядом со знаменитым духовным и политическим деятелем периода Смутного времени преподобным Авраамием Палицыным и соловецким архимандритом Феодоритом. А в 1856 г.., По указу архимандрита, на могиле Калнышевского установлена плита с эпитафией и содержит краткое жизнеописание атамана.

« Здесь погребено тело в Бозе почившего кошевого бывшей некогда Запорожской грозной Сечи казаков атамана Петра Калнышевского, сосланного в сию обитель по Высочайшему повелению в 1776 году на смирение. Он в 1801 году по Высочайшему повелению снова был освобожден, но уже сам не пожелал оставить обитель, в коей обрел душевное спокойствие смиренного христианина, искренно познавшего свои вины. Скончался 1803 года, октября 31 дня, в субботу 112 лет от роду смертию благочестивою, доброю. »

Последний кошевой атаман Запорожской Сечи, военный и политический деятель, дипломат, организатор освоения земель Нижнего Приднепровья, кавалер Золотой медали на Андреевской ленте Российской империи.

Петр Иванович Калнышевский родился в селе Пустовойтовка близ города Ромны, Лубенского полка (ныне Сумской обл.). Происходил из украинской шляхетско-старшинской семьи. Как гласит легенда, сын казацкой вдовы попал на Запорожье в восемь лет. Там он учился в школе при сечевой церкви и прошел путь от оруженосца до кошевого атамана. За время службы в Войске Запорожском Калнышевский избирался походным полковником (1752-1761 Гг.), войсковым есаулом (1754 г.), войсковым судьей (1763-1765 гг.).

В 1755 г. казацкий кош впервые назначил Калнышевского кошевым атаманом - главнокомандующим всего войска, которого избирали из наиболее опытных, храбрых и находчивых старшин. Калнышевский оставался кошевым до 1762 г., когда его, как особу, нежелательную для правительства, устранили от должности. Однако авторитет бывшего кошевого среди казачества был настолько велик, что в 1765 г. его избрали атаманом во второй раз. Вместе с ним тогда были назначены войсковым судьей Павел Головатый и генеральным писарем Иван Глоба. В 1775 г., когда российское правительство ликвидировало Запорожскую Сечь, их арестовали вместе с кошевым атаманом Калнышевскнм.

В свое время Калнышевский содействовал развитию на Запорожье земледелия и скотоводства. Благодаря его руководству и хозяйствованию, Юг современной Украины превратился в автономный политический и экономический организм. Кошевой стал одним из богатейших людей в Украине - владельцем хуторов, зимовников, пахотных полей и пастбищ, 16 тысяч голов скота. Для увеличения численности населения Запорожья он содействовал крестьянам, бегущим от панской неволи, в колонизации свободных земель, неоднократно освобождал земляков из татарского плена и предоставлял им земельные наделы. Так стараниями кошевого в степи появлялись все новые и новые села.

Калнышевский прославился и как меценат: на собственные средства соорудил церкви в Лохвице, Ромнах, Петриковцах, казацком Межигирском монастыре под Киевом. Храму родного села атаман подарил драгоценное «Евангелие» стоимостью 600 руб. золотом.

Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Калнышевский проявил себя талантливым руководителем казачества и в 1771 г. был награжден именной Золотой медалью с бриллиантами на Андреевской ленте и надписью «Войска Запорожского кошевому Калнышевскому за отменную храбрость против врага, поступки и особенное к службе старание». Такие медали российское правительство вручало донским и запорожским казакам, зачисленным в армию Румянцева.

В 1773 г. атаману присвоили воинское звание генерал-лейтенанта. Калнышевский был опытным воином, выдающимся полководцем, мудрым политиком и умелым хозяйственником. Однако он не проводил все время на Запорожье, вдали от «цивилизации», - неоднократно бывал в столице, возглавляя казацкие посольства к Петру III и Екатерине П.

Хотя запорожцы исправно несли сторожевую службу и принимали активное участие в войнах с Турцией 1736-1739 и 1769-1774 гг., российское правительство относилось к ним подозрительно, считая потенциальными бунтовщиками. Более столетия, со времени Переяславской рады 1654 г., Запорожская Сечь оставалась «головной болью» для российского правительства. В частности запорожцы укрывали беглых крепостных, игнорируя грозные окрики Москвы и Петербурга. Подконтрольная им территория представляла собой неугасимый источник недовольства и бунта. Когда в 1773 г. вспыхнуло восстание Е. Пугачева, запорожцы его поддержали и собрались идти на Москву. После этого императрица решила, что с приднепровской казацкой республикой нужно покончить как можно скорее. До этого времени Запорожье было необходимо царизму, поскольку существовала угроза со стороны Крымского ханства, однако после подписания в 1774 гг. мирного соглашения с Турцией необходимость в казацкой защите южных границ отпала - крымский хан принял русское подданство. Судьбу Сечи решила её конфронтация с генерал-губернатором вновь созданной Новороссийской губернии - князем Г. Потемкиным. Ему и было поручено уничтожить Сечь.

Майским днем 1775 г. генерал-поручик П. Текелли (наместник Потемкина в должности командующего в Новороссии) занял с войсками Сечь. Одновременно отдельные отряды оккупировали казацкие паланки. Заняв ключевые позиции и наведя на Сечь пушки, Текелли вызвал к себе казацкую старшину и зачитал ей манифест императрицы о ликвидации Сечи. Свое решение Екатерина II обуславливала тем, что существование Сечи представляет угрозу безопасности империи. Желая быть суровой, но справедливой, императрица подчеркивала, что помнит храбрость казаков во время войны с турками. В связи с этим она приказывала всем желающим остаться на бывшей Сечи и получить для возделывания землю. Казацкую же старшину, лояльную к правительству, манифест уравнивал в правах с русским дворянством.

Казаки во главе с Калнышевским для предотвращения кровопролития решили не оказывать сопротивления.

После ликвидации Сечи бывшего кошевого атамана препроводили в Петербург. Военная коллегия признала его виновным в неповиновении правительству. Историки считают, что причиной монаршего гнева стали планы Калнышевского основать с верной ему старшиной и казаками новую Сечь за пределами империи. Старого Калнышевского приговорили к смертной казни, которую, по просьбе самого Потемкина, заменили пожизненным заключением в Соловецком монастыре. А посему последний кошевой атаман запорожцев 25 лет провел в заключении, лишенный права переписки и общения.

Учитывая военные заслуги Калнышевского, на содержание и питание почетного узника правительство ежегодно выделяло значительные средства. Императрица надеялась, что последний атаман Войска Запорожского раскается, ведь ему в то время уже исполнилось 85 лет. Надеялся на это и Потемкин и периодически интересовался у Синода - жив ли еще атаман? Однако Калнышевский пережил и «светлейшего князя», и «императрицу Всея Руси». За все время заточения узник ни разу не обратился ни к Екатерине II, ни к её преемникам с просьбой о помиловании. В 1801 г. внук императрицы Александр I приказал освободить Калнышевского и предоставил ему право выбора места проживания. Однако бывший кошевой не пожелал покинуть Соловецкий монастырь из-за солидного возраста (ему исполнилось 110 лет) и слабого здоровья - он ослеп и стал угрюмым, однако сохранил здравый рассудок. Ознакомившись с указом императора, Калнышевский написал ответ Архангельскому губернатору, в котором не без иронии поблагодарил за освобождение и попросил разрешения окончить жизнь в обители, к которой за 25 лет успел привыкнуть.

Калнышевский прожил в монастыре еще два года, умер в 1803 г. и был похоронен рядом с Преображенским собором. Могила славного атамана, сильного духом и телом, не сохранилась: в 1930-х годах в Соловецком монастыре вновь была создана тюрьма - уже для врагов советской власти, и на месте монастырского кладбища были разбиты огороды, которые возделывали политзаключенные. От захоронения Калнышевского осталась только каменная могильная плита.

После ликвидации Сечи часть запорожцев основала в турецкой провинции Добрудже (современная Румыния) Задунайскую Сечь, существовавшую до 1828 г. Другие казаки ушли на Кубань и основали там кубанское казачество. Из казаков, оставшихся в Российской империи, правительство сформировало Черноморское казацкое войско, принимавшее участие в русско-турецкой войне конца XVIII в.

Манифест Екатерины II 1775 г. превратил запорожские зимовники в казенные села, а самих воинов-казаков - в посполитых крестьян, некоторые из которых вскоре разбогатели, создав огромные степные хозяйства.

Русское правительство начало раздачу земель Запорожского Коша, вошедших в состав Новороссийской и Азовской губерний. Наряду с российскими вельможами получали наделы также дворяне и офицеры. Для скорейшего освоения этих земель Екатерина II предоставила льготы колонистам разных национальностей - грузинам, грекам, болгарам, калмыкам, молдаванам, евреям и больше всего немцам.

На месте последней запорожской Подпольненской Сечи возникло село Покровское, в котором до XX в. сохранялось казацкое кладбище XVIII в. и действовала старинная Покровская церковь. После создания Каховского водохранилища последняя Сечь была затоплена. На её месте во время празднования 500-летия украинского казачества был установлен памятный знак - крест.



Пётр Иванович Калнышевский был военным есаулом, затем судьей Войска Запорожского низового.

В 1762 году избран кошевым атаманом, но того же года после встречи в Москве с царицей Екатериной II отстранен от должности.

В январе 1765 года, вопреки царской воле старшина снова избрала его кошевым.

За отвагу в русско-турецкой войне 1768-1774 гг войско Запорожское получило благодарность от царицы. Кошевой атаман Пётр Калнышевский стал кавалером высшего ордена Российской империи — Андрея Первозванного, ему было присвоено военный чин генерал-лейтенанта.

Он отстаивал права Запорожья, для чего неоднократно ездил с депутациями в Петербург. Пытался усилить свою власть и ограничивал права старшин и казацкой рады. Заботился о распространении земледелия и торговли в запорожских степях. Известно, что Пётр Калнышевский находился в товарищеских отношениях с князем Потемкиным. В течение 1765-1766 гг. Кошевой атаман Калнышевский находился в Петербурге с делегацией старшин, среди которых был и военный есаул Пшимич Василий Андреевич (Писмич). Целью поездки было разграничение запорожских и слободских земель, также казаки подали ходатайство о возвращении запорожских земель.

Интригант-фаворит Екатерины II — князь Потемкин, выступил на заседании правительства с проектом ликвидации Запорожской Сечи 23 апреля 1775 года. 4 июня по одобренному плану стотысячное войско под командованием генерал-поручика Петра Текелия, возвращаясь с турецкой войны, обступило Сечь, воспользовавшись тем, что Войско Запорожское еще было на турецком фронте. Не имея сил защищаться, Калнышевский вынужден был сдать крепость без боя.

3 августа 1775 Екатерина II издала манифест, которым объявила, «что нет теперь более Сечи Запорожской в политическом ея уродства» . 6 пунктов длинного манифеста фактически сводятся к обвинению запорожцев в захвате и присвоении чужой собственности и попытке создать независимое управление.

Вместе со старшиной Калнышевский был арестован и по предложению Потемкина пожизненно сослан в Соловецкий монастырь . 30 июля 1776 архимандрит Соловецкого монастыря Досифей отчитался о принятии «государственного преступника».

Соловецкий монастырь в XVIII в. стал местом заточения политических заключенных и религиозных диссидентов. А монастырская братия выполняла роль надзирателей и духовников арестантов. Подчиненный Святейшему Синоду, Соловецкий мужской монастырь пользовался широкой автономией и имел гарантии невмешательства со стороны государства. Архимандрит монастыря был полным хозяином Соловецкого архипелага, ему же подчинялась военная команда, которая обеспечивала охрану заключенных.

Известный историк-исследователь Дмитрий Яворницкий , пользуясь документами, найденными в Соловецком монастыре, попытался обозначить конкретные места пребывания Калнышевского в заключении. Общий вывод его был таким: «Калнишевского сидел не в Остроге и не в яме башни Корожней, где содержались самые тяжкие преступники, а в монастырской кельи, того самого дома, где жила и вся братия Монастырская, начиная с архимандрита и кончая простыми трудниками» (С. 6-7). Яворницкий отдельно отмечает, что последнего кошевого не могли держать в земляных ямах , хотя бы потому, что, как, например, в Корожней башне, ямы были замурованы еще в 1742 (С. 11). Собственно, это подтверждается и данными позднего исследователя Г. Г. Фруменков.

Запорожский атаман относился к «государственных преступников», а не к тем, кто совершил преступление против религии и морали. Более того, кошевого удерживали там как знатного узника. А это предполагало особые привилегии. Так, при архимандрите Герасима Ионине (1793-1796), был восстановлен старинный монастырский устав, по которому монахам запрещалось иметь собственность. Все монахи питались вместе в трапезной. Так как заключенные считались своеобразными послушниками, то устав распространялся и на них. Исключение составляли знатные узники которые могли иметь собственное имущество и даже питались наравне с высшим духовенством монастыря.

Яворницкому удалось выяснить, что, находясь в заключении, Калнышевский имел вполне приличное содержание: «я увидел, что Калнишевского содержался много иначе, чем другие арестанты и колодники, Сидевшие в Соловецком заключении», получая по 1 рублю в день или 365 -366 рублей в год» (С. 10). , что в 40 раз больше, чем другим заключенным. Например, годовое содержание монаха — 9 рублей, простого заключенного от 10 до 30 рублей. Это позволило атаману нанять работников для ремонта каземата (келии) №15, Головленковской тюрьмы, расположенной в Архангельской башне, где сначала разместили запорожского узника.

Такие суммы позволяли этому знатному узнику иметь довольно значительные сбережения и за этот счет делать подарки очень ценных вещей монастырю.

В ходе 25-летнего пребывания на соловках кошевой не менее трех раз менял свое местонахождение.

Калнышевского охраняли 4 солдата с офицером, хотя в других политзаключенных было по 2 конвоира. Лишь трижды в год — на Пасху, Рождество и Преображения — его выводили из кельи для участия в Богослужении, для Святого Причастия и для обеда в трапезной.

Пётр Калнышевский еще в бытность кошевым атаманом проявил себя как очень религиозный человек. Всегда имел при себе греческих и южнорусских монахов, прислушивался к наставлениям духовных отцов с Афона и Иерусалима. Особенно отличился как ревностный строитель православных храмов и попечитель Киево-Межигорского монастыря; посылал щедрые подарки церкви Гроба Господня в Иерусалиме (потиры, дискосы, лжицы, звездицы — все из серебра с позолотой).

Об уважении Калнышевского в Соловецкой святой обители свидетельствуют и его богатые подарки монастырю. В 1794 году он пожертвовал Спасо-Преображенскому собору серебряный напрестольный крест весом более 30 фунтов а в конце жизни, в честь своего освобождения, купил Евангелие с серебром и позолотой весом более двух пудов и стоимостью 2435 рублей и подарил его монастырю.

Вел он себя смиренно и набожно, чем вызывал уважение у монашества, и до конца жизни сохранил ясный ум и память.

Указом нового императора Александра Павловича от 2 апреля 1801 года он был помилован по общей амнистии и получил право на свободный выбор места проживания.

В Соловецком заточении его религиозность еще больше усилилась и дала духовные плоды. В ответ на подаренную ему свободу Александром I в 1801. кошевой отвечает, что и «здесь оной (свободой) наслаждаюсь в полной мере». Судя по всему он достиг ту духовную свободу, которую стремится достичь каждый православный христианин.

Пётр Калнышевский просил оставить его в святой обители: «Остаток дней моих посвятить в служении Единому Богу в этом блаженном уединении, к которому через двадцатипятилетнее время моего здесь пребывания привык я абсолютно, в обители сей ожидать со спокойным духом конца моей жизни».

31 октября 1803, в мире с людьми и Богом, почил последний запорожский кошевой атаман. Об особом почитании братии монастыря Петра Кальнишевского свидетельствует тот факт, что его похоронили на почетном месте — южном дворе Спасо-Преображенского собора при Успенской церкви, рядом со знаменитым духовным и политическим деятелем периода Смутного времени преподобным Авраамием Палицыным и соловецким архимандритом Феодоритом. А в 1856 г.., По указу архимандрита, на могиле Калнышевского установлена плита с эпитафией и содержит краткое жизнеописание атамана.


« Здесь погребено тело в Бозе почившего кошевого бывшей некогда Запорожской грозной Сечи казаков атамана Петра Калнышевского, сосланного в сию обитель по Высочайшему повелению в 1776 году на смирение. Он в 1801 году по Высочайшему повелению снова был освобожден, но уже сам не пожелал оставить обитель, в коей обрел душевное спокойствие смиренного христианина, искренно познавшего свои вины. Скончался 1803 года, октября 31 дня, в субботу 112 лет от роду смертию благочестивою, доброю. »

Икона Пресвятой Покровы Божьей матери 18 века. Внизу в правом углу изображен последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский.

Просьбу прославить в лике святых атамана Петра Калнышевского казачьи атаманы со своими духовниками УПЦ, выразили на встрече с Запорожским архиепископом Лукой (Коваленко), которая состоялась 31 августа в рамках заседания Совета атаманов Украины.

В свою очередь, архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука, как руководитель профильного Синодального отдела отметил, что сделан еще один шаг на пути укрепления украинского казачества. «Объединение станет необратимым, когда каждый казак осознает важность в его жизни веры православной» , — добавил владыка.

Материалы по канонизации кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского, передано на рассмотрение Священного Синода Украинской православной Церкви.

Та 23 грудня 2014 року останнього отамана Зпорозької Січі Петра Калнишевського канонізовано.

підготував Василь Здубич

використані матеріали Дмитра Яворницького,Алексія Чапліна, директора Інституту суспільних досліджень Владислава Грибовського.

4 июня 1775г., по приказу императрицы Екатерины II Запорожская Сечь была занята русскими войсками. На второй день, по распоряжению царского генерала Текели с сечевых хранилищ забрали и вывезли боеприпасы, казацкие клейноды, материальные ценности и архив запорожской военной канцелярии. Кошевого атамана Петра Калнышевского, войскового писаря Ивана Глобу и военного судью Павла Головатого было арестовано в палатке Текели и заковано в кандалы. 10 июня 1776 г. по указу Екатерины II за № 1419 последний кошевой П. Калнышевский под охраной 7 конвоиров был отправлен на вечную ссылку в Соловецкий монастырь «за вероломное буйство и разорение российских подданных».

Большинство исследователей считает, что П. Калнышевский родился на св. Петра, 20 июня 1690 года Документы впервые вспоминают о нем как о военном есауле в 1750 г. В мае 1755 г. П. Калнышевский в составе депутации Войска Запорожского был командирован в Петербург. Посланцы добивались отмены пошлины на товары, которые ввозились в Запорожье, а также увеличение годовой платы Войску Запорожскому. Пребывание депутации в Петербурге продолжалось более года. Каждый из затронутых вопросов вызывал длительную бюрократическую волокиту и бесконечную переписку.

В 1757 г. П. Калнышевский вторично занял должность есаула, а в 1758 году его выбирают военным судьей. Кошевым атаманом впервые он стал в 1762 г. в возрасте 72 лет и находился на этом посту менее года. В 1765 г. П. Калнышевский вновь избран кошевым и оставался им до уничтожения Запорожской Сечи в 1775 г.

Российское правительство старалось максимально использовать запорожских казаков в военных действиях против Турции, в частности, в войне 1768-1774 гг. Кошевой атаман, которому в 1768 г., на начало войны, было 78 лет, а на ее окончание - 84 года, показал себя талантливым полководцем. 5 января 1771 г. Екатерина II издала указ, которым «за отличные в прошлую и нынешнюю кампании отлично-храбрые противу неприятеля поступки и особливое к службе усердие» пожаловала П.Калнышевскому золотую медаль, украшенную бриллиантами, с собственным портретом. Эту медаль следовало носить на шее на Андреевской ленте. Еще 16 запорожских старшин получили золотые медали стоимостью 30 червонцев без бриллиантов.

Во время войны с Турцией украинские казаки настолько прославились своим мужеством и воинской доблестью, что многие из российских офицеров и сановников считали за честь записаться в один из 38 казацких куреней. Первым записались граф Панин и князь Прозоровский, впоследствии - астроном Эйлер, в 1772 г. - Фаворит императрицы генерал-поручик Потемкин. Согласно древнему казацкому обычаю его назвали новым прозвищем - Грицько Нечеса (за большой лохматый белый парик).

Кючук-Кайнарджийское соглашение России с Турцией 10 июля 1774 г., завершившее войну, стало очередным толчком для царизма в реализации смертного приговора Запорожской Сечи. Высшие правительственные чиновники России П.Румянцев, М.Панин, Потемкин считали, что Запорожская Сечь как бастион против турецко-татарской экспансии стала ненужной. А по мнению императрицы Екатерины II , существование в тылу империи Запорожской Сечи было слишком опасным для монархии. Не забыла императрица и того, что во время крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева Запорожье поддерживало восставших и многие из ее участников нашли убежище на Сечи.

Для ликвидации Запорожской Сечи были использованы войска под командованием генерала Текели общей численностью более 100 тыс. человек, возвращавшихся с русско-турецкой войны. Царские войска быстро заняли Запорожье, в определенной степени благодаря внезапному нападению, а также малочисленной силе сечевой залоги. Большинство казаков в то время разошлись по домам или отправились на промыслы. Да и сам кошевой П. Калнышевский не хотел пролития казацкой крови, сдерживал запорожцев, не позволил открыть пушкарню, где хранились пушки, порох, пули и другое оружие.

О трагической судьбе бывших запорожских руководителей не могли узнать даже ближайшие родственники. Лишь значительно позже, почти через век, исследователи установили, что кошевого П.Калнышевского сослали в Соловецкий монастырь, военного писаря Глобу - в Туруханский, а военного судью Головатого - в Тобольский монастырь. Последний кошевой атаман запорожских казаков провел четверть века в нечеловеческих условиях, он был по сути живьем замурован в каменном мешке. Лишь трижды в год - на Пасху, Преображение и Рождество - его выводили из кельи.

В 1801г. новым русским царем стал Александр II. Была объявлена всеобщая амнистия, однако, 110-летний П. Калнышевский отказался покидать монастырь, указав в «просьбе» на царское имя: «... не могу решиться идти в путь такой далекий, а решил остаток дней моих посвятить служению единому Богу в этом блаженном уединении, к которому за двадцать пять лет привык я окончательно... ».

Умер П. Калнышевский на 113 году жизни 31 октября 1803 г.. Похоронен возле Свято-Преображенского собора Соловецкого монастыря.

В.В.Кукса, доцент кафедры истории