Граф толстой министр внутренних дел. Значение толстой дмитрий андреевич в краткой биографической энциклопедии

Как проводник политики контрреформ .


Портрет кисти И. Крамского , 1884
Предшественник Николай Павлович Игнатьев
Преемник Иван Николаевич Дурново
Предшественник Александр Васильевич Головнин
Преемник Андрей Александрович Сабуров
Предшественник Алексей Петрович Ахматов
Преемник Константин Петрович Победоносцев
Рождение 1 (13) марта (1823-03-13 )
Москва
Смерть 25 апреля (7 мая) (1889-05-07 ) (66 лет)
Санкт-Петербург
Место погребения село Маково , Михайловский уезд , Рязанская губерния
Род Толстые
Образование Царскосельский лицей
Награды
Дмитрий Андреевич Толстой на Викискладе

Биография

Представитель поволжской, сравнительно захудалой, ветви Толстых . Его отец, штабс-капитан граф Андрей Степанович Толстой (1793-1830), умер, когда сыновья Всеволод (1824-1843) и Дмитрий и дочь Елизавета находились в детском возрасте. Мать Прасковья Дмитриевна, урождённая Павлова (ум. 1849), овдовев, вышла замуж за Василия Яковлевича Венкстерна. Единственная сестра Елизавета (1825-1867), в первом браке Петровская, вторым браком была замужем за самарским губернатором Н. А. Замятниным (1824-1868).

В 1865 году (с 3 июня) был назначен обер-прокурором Святейшего Синода , с 14 апреля 1866 года - министром народного просвещения и занимал оба эти поста до апреля 1880 года, когда был назначен членом Государственного Совета . При Толстом были открыты: (1867), Варшавский университет , Сельскохозяйственный институт в Новой Александрии (1869), Московские высшие женские курсы (1872), Русская филологическая семинария в Лейпциге для приготовления учителей древних языков (1875); Томский университет (1878). Нежинский лицей преобразован в Историко-филологический институт, а Ярославский лицей - в лицей юридический. В 1872 году издано положение о городских училищах, в 1874 - положение о начальных училищах, для надзора за которыми были ещё в 1869 году учреждены должности инспекторов народных училищ. В духовном ведомстве при графе Толстом произведено преобразование духовно-учебных заведений (1867-1869).

С 1882 года граф Д. А. Толстой состоял также президентом Императорской Академии наук . Жил в это время на набережной Фонтанки , в доме № 16.

Был пожалован придворными званиями камер-юнкера (1848), камергера (1858) и «в должности гофмейстера» (1860); чинами действительного статского советника (1856), гофмейстера (1861) и действительного тайного советника (16.04.1872).

Похоронен в родовом имении - селе Маково Рязанской губернии .

Образовательная реформа Толстого

В качестве министра народного просвещения граф Толстой провёл в 1871 году реформу среднего образования, заключавшуюся, по свидетельству историка А. А. Корнилова , во введении в учебные программы больших объёмов математики вместе со значительным усилением преподавания латинского и греческого языков в гимназиях, причём только воспитанникам классических гимназий было предоставлено право поступать в университет; бывшие реальные гимназии преобразованы в реальные училища (1872).

В разработку идеологии этой реформы важнейший вклад внёс публицист и профессор М. Н. Катков . Одной из целей реформы ставилось развитие у учащихся умения основательно мыслить и, таким образом, воспрепятствование распространению поверхностных радикальных взглядов. С аналогичными целями (чтобы исключить необходимость поездок студентов в европейские университеты и, тем самым, воспрепятствовать распространению «революционной заразы» из Европы) предпринимались серьёзные усилия по созданию и надлежащему оснащению исследовательских лабораторий в российских университетах .

Семья

В молодости граф Толстой был влюблен в замечательную красавицу Марию Языкову, которая потом вышла за дипломата Д. О. Шеппинга . Граф сделал ей предложение и уже считался женихом, но свадьба не состоялась вследствие того, что дядя его убедил, до какой степени было бы безрассудно вступить ему в брак с девушкой, которая так же, как и он, не имеет состояния.

8 ноября 1853 года граф Толстой женился на Софье Дмитриевне Бибиковой (1827-1907), дочери министра внутренних дел Д. Г. Бибикова . По отзывам современника, она была женщиной очень недалекого ума, не красивой, но в высшей степени доброй и благодушной. Недостатки свои она с лихвой искупала тем, что принесла мужу значительное состояние, и властвовал он над нею неограниченно, так что малейший его каприз был для неё законом. С тестем своим Толстой находился в дурных отношениях, но особенно ненавидел он свою тёщу, он никогда не встречался с нею, не хотел о ней и слышать. Эта непримиримая вражда вызвана была ни чем иным, как денежными расчетами; «граф Толстой постоянно жаловался, что его обделили, дали ему только часть того, на что он имел право» . Графиня Толстая занимала высокие посты при дворе, была статс-дамой и кавалерственной дамой ордена Св. Екатерины малого креста (1873). Дети:

  • София (12.10.1854-14.02.1917), фрейлина, замужем за графом С. А. Толем , петербургским губернатором. Известна благотворительной деятельностью и как автор книги о масонстве.
  • Глеб (17.10.1862-15.01.1904), титулярный советник, служил земским начальником в Рязанской губернии.

Награды

Признание

Научная деятельность

Д. А. Толстой написал «Историю финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II » (СПб., 1848), исследование об истории католицизма в России (Le Catholicisme romain en Russie ; П., 1863-1864 1 том , 2 том) и ряд статей по истории просвещения в России, помещённых в «Журнале Министерства народного просвещения » и в «Русском архиве ». По его инициативе предпринято издание «Материалов для истории Академии наук».

Сочинение «Римский католицизм в России», появившееся на французском языке в 1864 году, привлекло внимание папской курии и в 1866 году было занесено в «Индекс запрещённых книг » с редкой аттестацией «opus praedamnatum » - аттестация, которая выдается в индексе лишь сочинениям самых страшных еретиков .

Избранные труды

  • Толстой Д. А. Академическая гимназия в XVIII столетии: по рукописным документам Архива Академии наук. - СПб. : тип. Акад. наук, 1885. - 114 с. - (Сб. Отд-ния рус. яз. и словесности Акад. наук. - т. 38, № 5).
  • Толстой Д. А. Академический университет в XVIII столетии: по рукописным документам Архива Академии наук. - СПб. : тип. Акад. наук, 1885. - 67 с. - (Сб. Отд-ния рус. яз. и словесности Акад. наук. - т. 38, № 6).
  • Толстой Д. А. Взгляд на учебную часть в России в XVIII столетии до 1782 года. - СПб. : тип. Акад. наук, 1885. - 100 с. - (Сб. Отд-ния рус. яз. и словесности Акад. наук. - т. 38, № 4).
  • Толстой Д. А. [Виды и соображения, которыми руководился министр народного просвещения, предоставляя в Государственный совет проект устава реальных училищ]. - СПб. , 1872. - 13 с.
  • Толстой Д. А. Всеподданейшая докладная записка … о деятельности Православного духовного ведомства с 1 июня 1865 г. по январь 1866 г. - СПб. , 1866. - 67 с.
  • Толстой Д. А. Городские училища в царствование императрицы Екатерины II. - СПб. : тип. Акад. наук, 1886. - 214 с. - (Сб. Отд-ния рус. яз. и словесности Акад. наук. - Т. 41, № 2).
  • Толстой Д. А. Замечания председателя Комитета, высочайше утверждённого для устройства духовных дел православного исповедания в Финляндии, … на проект положения об устройстве православных приходов в Финляндии. - [СПб.]: Б. и., . - 4 с.
  • Толстой Д. А. Извлечение из отчёта директора Канцелярии Морского министерства за 1858 год. - [СПб.]: Б. и., . - 10 с.
  • Толстой Д. А. Иосиф, митрополит Литовский, и воссоединение униатов с православною церковью в 1839 году. - СПб. : печатня В. Головина, 1869. - 71 с. - (Извлеч. из Журн. М-ва нар. прос.).
  • Толстой Д. А. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. - СПб. : тип. К. Жернакова, 1848. - 258 с.
  • Толстой Д. А. Люди Екатерининского времени: Справочная книжка к царствованию имп. Екатерины II. - СПб. : тип. В. С. Балашова, 1882. - 636 с.
  • Толстой Д. А. О первоначальном учреждении и последовавших изменениях в устройстве Адмиралтейств-коллегии. - СПб. : тип. Акад. наук, 1855. - 25 с. - (из Морск. сборника. - 1855. - № 6).
  • Толстой Д. А. Об иезуитах в Москве и Петербурге: Историч. отрывок. - СПб. : тип. 2-го отд-ния собственной е.и.в. канцелярии, 1859. - 23 с.
  • Толстой Д. А. Обозрение учебных заведений Олонецкой губернии (в авг. 1877 г.). - Петрозаводск: Олонецк. губ. стат. ком., 1877. - 46 с.
  • Толстой Д. А. Речи и статьи. - СПб. : тип. В. С. Балашева, 1876. - 187 с.
  • Толстой Д. А. Речь царя и великого князя Ивана Васильевича к панам радам Королевства Польского и Великого княжества Литовского, чрез их после переданная. - М. , 1847. - 7 с.
  • Толстой Д. А. Римский католицизм в России: Историч. исследование. - СПб. : В. Ф. Демаков, 1876-1877.

Годы жизни:1823-1889

Из биографии:

  • Дмитрий Андреевич Толстой – один из видных государственных деятелей России. Его деятельность связана с правлением двух императоров — Александра II и Александра III.
  • С 1865-1889- занимал должность обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода
  • С 1866-1880- министр народного просвещения России
  • С 1886-1889- министр внутренних дел и шеф жандармов.
  • С 1866- член Государственного совета.
  • Если при Александре II Д.А.Толстой был реформатором, то при Александре III – ярым консерватором.

Основные направления деятельности Д.А.Толстого и их результаты

Д.А Толстой — обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (1865-1889)

  • Церковь продолжала оставаться под контролем государства.
  • Дети священников получили право поступать в гимназии и юнкерские училища
  • Было увеличено жалованье духовным лицам

Д.А.Толстой — министр народного просвещения Российской империи (1866-1880)

  • Реформа образования была начата ещё до Д.А.Толстого. Новый министр продолжил её проведение.
  • С 1871- реформа среднего образования
  • Введение большого количества часов математики и древних языков- греческого и латинского. Был взят курс на классическую систему обучения.
  • В университеты могли поступать только те, кто окончил классическую гимназию
  • 1872- реальные гимназии преобразованы в реальные училища. В них увеличивались часы на математику и черчение и сокращались на гуманитарные предметы.
  • Многое было сделано по оснащению лабораторий в университетах.
  • Резко сократилось количество студентов, обучающихся за рубежом, чтобы воспрепятствовать распространению в России революционных идей Запада.
  • При нём были открыты многие высшие учебные заведения в России (университет в Томске в 1878, Историко-филологический университет в 1868, Московские высшие женские курсы в 1872 и др.)
  • Изменилось и начальное образование: наряду с церковно-приходскими школами стали открываться светские начальные школы, которые находились на попечении земств.
  • Особое внимание Толстой уделял распространению образования среди неправославных народов России. По его инициативе была создана система начального образования на родном языке , готовились учителя и писались учебники для национальных школ

Итогом деятельности стало значительное увеличение средних и высших учебных заведений (почти втрое), а низших — почти в 20 раз; заслугой Д.А.Толстого можно считать и развитие начального образования национальных меньшинств, реформирование системы начального образования.

Д.А.Толстой — министр внутренних дел и шеф жандармов

(1886-1889)

  • Выступал за сильную власть, был ярым консерватором, сторонником контрреформ.
  • 1881- «Положение об усиленной и чрезвычайной охране », которое усиливало административно- полицейский контроль. Областные и губернские власти могли вводить чрезвычайное положение на неопределённый срок. Можно было высылать неугодных лиц, закрывать учебные заведения и СМИ. При министерстве внутренних дел создано Особое совещание , которое могло без суда арестовывать подозрительных лиц до 5 лет.
  • 1882- ограничена свобода печати Временными правилами . Была восстановлена предварительная цензура.
  • За время его деятельности была раскрыта 251 нелегальная организация, в том числе и группа А.И.Ульянова. По политическим мотивам было осуждено 2851 человек

Итогом стало снижение количества выступлений народа. С середины 1880-х годов пошло на убыль и революционное движение. Снизилась и активность террористов. Было совершено всего два покушения: в 1882 году был убит прокурор Одессы Стрельников, в 1884- совершено неудавшееся покушение на Александра III.Больше до начала 20-го века террористических актов не было.

Материал к историческому сочинению

Историческая эпоха Историческое событие, причинно- следственные связи
Эпоха Александра II (1855-1881) Реформирование системы народного просвещения. Причины :
  • Необходимость значительного повышения образовательного уровня народа
  • Ограничение зависимости высшего образования от Запада, создание сети высших учебных заведений в России
  • Ограничение доступа революционных идей в Россию с запада.

Следствия:

  • Значительное расширение сети учебных заведений всех уровней
  • Значительное повышение образовательного уровня в России
  • Получение доступа к образованию малых народов
  • Совершенствование системы образования: изменение программ, предоставление автономии университетам и др.

Министром народного просвещения России в период с 1866-1881 годы был Д.А.Толстой . Именно под его началом была поведена реформа образования, введены многие изменения в систему получения образования в России.

Эпоха Александра III (1881-1894) Меры по укреплению самодержавия и общественного порядка Причины:
  • Наведение порядка в стране, проведение мер по укреплению самодержавия, что стало особенно актуальным после убийства Александра II.
  • Необходимо было пресечь любые выступления, вести усиленную борьбу с нелегальными организациями, инакомыслием.
  • Либеральный курс Александра II привёл к появлению многих печатных изданий, критикующих порядки. Необходимо было ввести жёсткую цензуру, недопустить распространение революционных идей.

Следствия:

  • В стране были проведены жёсткие контрреформы по укреплению порядка и усилению самодержавия.
  • Областные и губернские власти получали широкие полномочия по пресечению любых выступлений, изолированию неугодных лиц.
  • Значительно снизилась революционная активность в стране.

В жизнь политику контрреформ в данном направлении осуществлял министр внутренних дел и шеф жандармов Д.А.Толстой (в 1886-1889) , который был ярым консерватором и во всём поддерживал императора.

(Примеры конкретных дел и итоги деятельности см. выше).

Данный материал можно использовать, готовясь к заданию № 25.

На сайте можно найти материл по историческим портретам и и примеры исторических сочинения по их эпохам

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

ГЛАВА 1. ДОПОЛНЕНИЯ К БИОГРАФИИ.

§1. Родственное окружение.

§2. Лицейский период.

§3. Друзья и знакомые.

§4. Семья.

§5. Тип служебной карьеры.

ГЛАВА 2. ТРУДЫ ГР. ДА. ТОЛСТОГО.

§1. Основные черты развития российской исторической науки в XIX в.

§2. Исторические сочинения.

§3. Публицистика.

§4. Публикация исторических источников.

ГЛАВА 3. АДМИНИСТРАТИВНО-НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В

АКАДЕМИИ НАУК.

Рекомендованный список диссертаций

  • Общественно-политические взгляды С.С. Уварова 2005 год, кандидат исторических наук Зверева, Наталья Алексеевна

  • Министр времени Николая I - граф П. Д. Киселев 2002 год, кандидат исторических наук Минин, Александр Сергеевич

  • Государственная и научная деятельность графа Д. А. Толстого, 1882 - 1889 гг. 2001 год, кандидат исторических наук Мельников, Павел Юрьевич

  • Российские консерваторы М. Н. Катков, Д. А. Толстой, К. П. Победоносцев и самодержавие, середина ХIХ - начало ХХ в. в. 2001 год, кандидат исторических наук Новиков, Александр Валентинович

  • Общественно-политическая деятельность Д.П. Рунича 2006 год, кандидат исторических наук Азизова, Евгения Наильевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Граф Д.А. Толстой и его труды»

В российской истории XIX столетие было отмечено нарастанием политических, социальных и экономических проблем, противоречивостью предлагаемых вариантов их решения и накалом общественной жизни, неотъемлемой чертой которой с середины века стало противостояние государственных деятелей консервативного и либерального направлений, отстаивавших свои представления о путях развития страны. Среди консерваторов заметно выделялась фигура графа Д.А. Толстого, чье влияние на внутреннюю политику Российской империи второй половины XIX в. трудно переоценить. Министр народного просвещения на протяжении 14 лет (1866 -1880 гг.) и обер - прокурор Святейшего Синода в течение пятнадцати (1865 -1880 гг.), министр внутренних дел и одновременно президент Императорской Академии наук (1882 - 1889 гг.), он начал свою карьеру при императоре Николае I, пользовался расположением Александра II и занимал министерские посты в его царствование, а также являлся ключевой фигурой правления Александра III. Кроме того, он сочетал государственные обязанности с учеными занятиями, оставив около двадцати исторических сочинений. Активная политическая деятельность гр. Д.А. Толстого с 1865 по 1888 гг. составила почти четверть века - значительный период в развитии эпохи.

Еще в начале XX в. писатель К.А. Скальковский высказал мысль о том, что «необходима обстоятельная биография»1 министра. Несмотря на его критическое отношение к деятельности Толстого, как политической, так и научной, он считал, что ее «давно пора осветить <.> со всех сторон» и отмечал как курьезный факт отсутствие должного внимания к «одной из крупнейших фигур нашей государственной жизни XIX столетия» в справочных изданиях и энциклопедиях.2

1 Скальковский К. Новая книга. Публицистика. Экономические вопросы. Путевые впечатления. СПб., 1904. С. 104.

Таким образом, еще сто лет назад было заявлено об актуальности данной темы, однако дальнейшего развития в тот и последующий период она не получила. Изменение политического строя России в результате революционных событий 1917 г. и установление новых идеологических канонов, определявших, в том числе, и направление научной работы, переориентировало историографические исследования с изучения деятельности царских сановников на составление жизнеописаний героев Гражданской войны и руководителей советского государства. На протяжении нескольких десятилетий консерватор гр. Д.А. Толстой не привлекал внимания советских историков. Освещение его влияния на внутреннюю политику ограничивалось констатацией реакционной направленности и подавления революционного движения. О его научной деятельности при этом даже не упоминалось.

В конце 1960-х гг. в связи с исследованиями внутренней политики самодержавия второй половины XIX в. началось более глубокое изучение отдельных аспектов государственной деятельности гр. Д.А. Толстого: управления Министерством народного просвещения и Министерством внутренних дел. В 90-х гг. XX в. отечественные историки заинтересовались российскими консерваторами; интерес этот продолжает расти, и пик его еще не пройден. Такая ситуация объясняется политической конъюнктурой: исчерпав ресурсы демократизации, в поисках рецептов стабильности общество обратилось к консерватизму и традиционализму, не избежав апологетического отношения к представителям этого течения. Внимание историков обратилось и к фигуре Д.А. Толстого как одного из самых убежденных и при этом деятельных консерваторов. Минувшее десятилетие отмечено появлением большого числа биографических очерков, дополняющих наше представление о его министерской деятельности и частной жизни, однако «обстоятельная» и одновременно аналитичная биография так и не была написана. Не определена доныне и роль гр. Д.А. Толстого как историка, между тем, без освещения трудов, которыми он занимался на протяжении всей своей успешной карьеры, его биография будет неполной. Первое историческое сочинение было опубликовано Дмитрием Андреевичем в 1842 г., последнее - в 1888 г. В обществе сложилось представление, что каждой занимаемой им должности соответствовал какой-нибудь печатный труд: статья, заметка или книга, что его карьера и научная деятельность тесно переплелись или, по крайней мере, были тесно связаны. В то же время следует отметить, что научный характер исторических - по преимуществу - сочинений гр. Д.А. Толстого был поставлен строгими критиками под сомнение еще при его жизни, и до сих пор название статьи К.А. Скальковского «Граф Д.А. Толстой как историк», написанной в очень критическом ключе, звучит скорее как вопрос, нежели как утверждение.

Целью данной работы поэтому является введение в научный оборот новых фактов биографии гр. Д.А. Толстого, касающихся в основном ее неизученных аспектов, истории создания его трудов, а также установление взаимосвязи его служебной карьеры и научных занятий. При этом возникает проблема определения научной значимости трудов гр. Д.А. Толстого и включения его в круг историков XIX в. Цель исследования предполагает решение следующих задач. Во-первых, анализ фактов, дополняющих биографию Д.А. Толстого и имеющих отношение к его семье, детству, учебе, окружению, служебной карьере и повседневным занятиям, а также к его родословной как части биографии. Родственные связи внутри разветвленного «клана» Толстых требуют уточнения для того, чтобы выделить близких и дальних родственников министра, повлиявших на его мировоззрение, научные интересы и - по обычаям времени - способствовавших его продвижению по службе. Во-вторых, анализ и классификация его трудов, в список которых входят не только исторические сочинения и архивные материалы справочного характера, но и публицистические статьи. В-третьих, описание и анализ административно-научной деятельности гр. Д.А. Толстого как главы Императорской Академии наук, учитывая полную неизученность этой грани его деятельности, выявление его вклада в развитие отечественной науки, в том числе, учреждением благотворительной премии.

Объектом исследования стала частная жизнь, административная и научная деятельность гр. Д.А. Толстого. Предметом исследования является его биография, служебная карьера и труды.

Хронологические рамки диссертации шире, чем непосредственно жизнь и деятельность гр. Д.А. Толстого. Поскольку родственное окружение, влияние которого он, безусловно, испытывал, и связи внутри которого поэтому необходимо установить и реально оценить, рассматривается как часть биографии, диссертационное исследование начинается с изучения внутрисемейных отношений предшествующего поколения и, соответственно, охватывает период с начала XIX в., когда ближайшие родственники гр. Д.А. Толстого начинали свой жизненный путь, до кончины этого государственного деятеля в 1889 г.

Методологическую основу диссертации составляют, во-первых, методы работы с источниками биографического и генеалогического характера, изучение их происхождения, описание, критика, оценка, во-вторых, анализ сочинений гр. ДА. Толстого: изучение истории их возникновения^ использованных им методов, рассмотрение их как частного и особенного явления по отношению к магистральному пути российской историографии XIX в. Для выявления научной ценности работ Д.А. Толстого необходимо сначала выяснить причины, сформировавшие столь различные мнения о его трудах, а затем обратиться к разбору самих сочинений и определить, насколько методы и приемы исследования, которые использовал их автор, синхронны методологии исторической науки того времени.

Биография является особым видом исследования, занимаясь которым историк должен рассматривать все факты и явления в комплексе, подвергая анализу не только внешние действия исторического персонажа и его окружения, но и учитывая его внутренние психологические особенности и побуждения, оставаясь при этом объективным, используя не только хронологический, но и систематический подход, основываясь на принципах историзма, целостности и системности.

Структура диссертации.

В соответствии с темой и сформулированными задачами диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи исследования, приведены обзор историографии и характеристика привлеченных автором диссертации источников. Первая глава представляет собой дополнения к биографии гр. Д.А. Толстого, вторая по своему содержанию является историографической и целиком посвящена научным трудам и публицистическим работам Д.А. Толстого, при этом разбору исторических сочинений предпослан краткий обзор развития отечественной историографии и археографии в XIX в., третья -административно-научной деятельности Д.А. Толстого в Императорской Академии наук, которую он возглавлял одновременно с обязанностями министра внутренних дел. В заключении приводятся основные выводы о взаимосвязи и взаимовлиянии этих трех аспектов биографии гр. Д.А. Толстого, его роли в развитии отечественной исторической науки и месте, которое он в ней занимает.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

  • А.Х. Бенкендорф и политика императора Николая I 2009 год, кандидат исторических наук Бибиков, Григорий Николаевич

  • Общественно-политические взгляды и деятельность А.В. Мещерского 2012 год, кандидат исторических наук Зверева, Бронислава Анатольевна

  • Просвещенная бюрократия и русская провинция в первой половине XIX в.: По материалам Пензенской, Рязанской, Тамбовской и Тульской губерний 2004 год, доктор исторических наук Акульшин, Петр Владимирович

  • Социальный портрет министров Российской империи конца XIX - начала XX веков 2002 год, кандидат исторических наук Дыдычкин, Андрей Валерьевич

  • Жизнь и государственная деятельность Александра Дмитриевича Балашева: 1770-1837 2013 год, кандидат исторических наук Скрыдлов, Андрей Юрьевич

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Барыкина, Инна Евгеньевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

16 ноября 1882 г. Д.А. Толстой по просьбе М.И. Семевского оставил в его альбоме автографов современных русских деятелей «Знакомые» автобиографическую заметку: «Граф Д.А. Толстой родился в Москве 1го марта 1823 года. Кончил курс в Царскосельском Лицее в декабре 1842 г. Начал службу в Канцелярии императрицы Александры Федоровны. В 1853 г., бывши вице-директором, управлял Департаментом духовных дел иностранных исповеданий. Потом, в продолжении семи лет, был директором канцелярии Морского министерства. В 1862 г. назначен был сенатором, в 1865 г. - обер-прокурором Синода, в 1866 г. - министром народного просвещения, в 1880 г. -членом Государственного совета, в 1882 г. - министром внутренних дел».646 В этой краткой автобиографической справке Толстой выделил лишь основные этапы своей служебной карьеры, по каким-то своим соображениям умолчав о научных занятиях, в т.ч. о президенстве в Академии наук. Но даже такая, можно сказать, «сухая» канцелярская запись, дает представление о том, насколько насыщенной была его биография. Возможно, Толстой умышленно обратил внимание только на самые важные, с его точки зрения, ступени служебной лестницы, чтобы тем самым подчеркнуть значение занимаемых им государственных постов и представить свою карьеру как непрерывное восхождение наверх, которое он начал младшим чиновником, а закончил могущественным министром.

Однако пристальное рассмотрение страниц биографии графа Толстого не только позволяет увидеть ее тесную взаимосвязь с политической жизнью Российской империи и отражение в ней общего курса разных этапов российской политики, но одновременно создает представление о сложном человеческом характере, тем более интересном, что его проявления, как положительные, так и отрицательные, оказывали влияние на судьбу

646 РО ИРЛИ, ф. 274, оп.1, д. 396, л. 148. российского государства в ключевые моменты его истории. У каждого из современников гр. Д.А. Толстого сложилось о нем свое мнение, зависевшее от степени знакомства, характера отношений и политических взглядов оппонента. Представляется, что наиболее точную характеристику Д.А. Толстого привел в своем дневнике А.А. По ловцов. «Это был человек жесткий, самолюбивый, холодный, весьма дюжинного ума и чрезвычайного упрямства, которое вследствие ничтожества современников Толстого с успехом заменяло в нем твердость характера».647 Со многим в этом высказывании можно согласиться. Действительно, самолюбие Толстого, а также его тщеславие были широко известны. Он проявил эти качества еще в Лицее во время конфликта со своими однокашниками, и, следует отметить, что именно эти черты характера подталкивали его к продвижению наверх по служебной лестнице. Холодность Д.А. Толстого по отношению к матери и разрыв с дядей, самым близким ему человеком, свидетельствовали о его непримиримости и жесткости характера. Д.А. Толстой никогда не менял принятых решений, не сомневаясь в их правильности, как в сфере личных взаимоотношений, так и в своей политической деятельности. Характерно, что в вопросах внутренней политики Толстой был скорее не теоретиком, а практиком, деятельно принимавшимся за разрешение административных проблем, тогда, когда способ их решения был для него ясен. Именно это его качество было востребовано властью в кризисных ситуациях, когда государственной власти был необходим уверенный в своей правоте человек, последовательно добивающийся осуществления поставленной цели, тем более, что его взгляды на политическое устройство российского государства зависели от взглядов монарха. Возможно, холодность, самолюбие и упорство Толстого и были теми его психологическими особенностями, по которым он, пользовавшийся расположением монархов, «не возбуждал», по словам А.А. Половцова, «симпатии» в обществе.648 Судя по

647 Запись от 25 апреля 1889 г. Дневник государственного секретаря А.А. Половцова. В 2-х тт. Т. II. М., 1966. С. 189-190.

648 Там же. С. 189. всему, у Толстого был довольно сложный характер, и он тяжело сходился с людьми. Тем не менее, те, кто мог узнать его ближе, во внеслужебной обстановке, как, например М.Е. Брадке, П.Д. Шестаков, М.И. Семевский, сохранили на всю жизнь общее хорошее впечатление от общения с ним. Замечание Половцова о «дюжинном уме» Толстого также нуждается в пояснении. Скорее всего, эти слова нужно рассматривать в контексте замечаний Половцова о Д.Н. Толстом, которого он называл «недюжинным человеком».649 Вероятно, по мнению государственного секретаря, Д.Н. Толстой явно выделялся своими способностями среди государственных людей того времени, зато на его фоне племянник выглядел гораздо бледнее. Остальные современники Д.А. Толстого, в том числе и политические противники (например, Д.А. Оболенский), единогласно отмечали его способности.650

Примечательно, что современники Д.А. Толстого обратили также внимание на странное совпадение дат в его биографии. Еще К.С. Веселовский отметил, что все важные события в жизни Д.А. Толстого происходили в апреле: 14 апреля 1866 г. он был назначен министром народного просвещения, и в этот же день, только спустя четырнадцать лет уволен от занимаемой должности. 25 апреля 1882 г. последовало назначение Д.А. Толстого президентом Академии наук, а ровно через семь лет, 25 апреля 1889 г. его не стало.651 Если «роковую» роль, которую, по выражению К.С. Веселовского, месяц апрель играл в биографии Толстого можно считать случайным и необъяснимым совпадением, то вполне объяснимо то влияние, которое оказал на жизнь Дмитрия Андреевича его дядя, Д.Н. Толстой. Изучение родственного окружения гр. Д.А. Толстого обращает внимание на фигуру Д.Н. Толстого и его роль не только во внутрисемейных отношениях, но и в государственной жизни Российской

649 Дневник государственного секретаря А.А. Половцева. В 2-х тт. Т. I. М., 1966. С. 320.

650 Запись от 4 мая 1871 г. «Он не лишен способностей, недурно пишет, но чрезмерно личен, душонка очень маленькая.» // Записки князя Дмитрия Александровича Оболенского. СПб., 2005. С. 276.

651 Отчет Императорской Академии наук по Физико-математическому и Историко-филологическому отделениям за 1889 г. СПб., 1890. С. 3. империи XIX в., а также в развитии отечественной исторической науки. В течение тридцати лет судьбы Д.Н. и Д.А. Толстых были тесно связаны, дядя следил за образованием племянника и его карьерой, во многом определив направление его политических взглядов и сферу научных интересов, содействовал на редкость удачному браку, заложившему основу материального благополучия гр. Д.А. Толстого. Д.А. Толстой мужал под воздействием человека незаурядного, заслуги которого признавались властью и обществом, что позволяло племяннику пользоваться его протекцией, делая первые шаги по служебной лестнице.

Не меньшее влияние, чем покровительство и поддержка дяди на жизненный путь гр. Д.А. Толстого оказала учеба в Царскосельском Лицее. Именно в тот период проявились основные черты его характера - честолюбие, упорство, независимость, педантизм; определился интерес к историческим сочинениям, в дальнейшем принесший ему известность и обеспечивший карьерный рост; завязались дружеские связи, по неписанному лицейскому закону, нерушимые. Все выпускники Лицея считали себя членами своеобразного братства, «союза», по выражению А.С. Пушкина, и как полагается «братьям», обязаны были поддерживать друг друга не только во время учебы, но и в разных житейских обстоятельствах. Многие из соучеников впоследствии стали сослуживцами, оказывая друг другу поддержку в служебной карьере. Д.А. Толстому довелось испытать на себе и «братские» обязанности, и воспользоваться вытекающими из них правами.

Изучение служебной карьеры гр. Д.А. Толстого позволяет рассматривать ее как новую модель чиновничьей карьеры. Опираясь на поддержку своего дяди, гр. Д.А. Толстой вырос в представителя поколения «профессиональной» -по своим служебным навыкам - бюрократии. Служебная карьера Д.А. Толстого показывает постепенное появление в середине XIX в. иных требований к государственным деятелям высшего ранга: при их назначении во второй половине XIX в. власть исходила уже не из родовитости или принадлежности к военной касте и умения отдавать приказы, а основывалась на подготовленности чиновников. Следует добавить, что при названных общих чертах, в служебной карьере гр. Д.А. Толстого можно выделить и особенности: его карьера и научные занятия тесно переплелись. По роду своей служебной деятельности Д.А. Толстой занимался историей управления различными отраслями государственной жизни, что было обусловлено потребностями правительственного аппарата. Вместе с тем изучение его сочинений позволяет говорить о том, что, выбирая для них темы, Толстой исходил из внутренней потребности получить отчетливое представление об эволюции административно-правовой и учрежденческой системы Российской империи. Ее основы были заложены в XVIII в., и, вероятно, именно это определило интерес Д.А. Толстого к XVIII столетию, в особенности к екатерининской эпохе как важному, с его точки зрения, периоду в истории российского государства, когда начала выстраиваться стройная система центрального управления. Можно заметить, что сочинения Д.А. Толстого написаны несколько свысока, поскольку российская административная система уже проделала к середине XIX в. большой путь эволюции, правительство многое реорганизовало и улучшило. Скорее всего, Д.А. Толстому, «человеку системы», по выражению П.Д. Шестакова,652 импонировал системный подход Екатерины II к государственной жизни. Возможно, поэтому он выделял ее царствование из общего хода российской истории, проявляя к нему неподдельный интерес.

К изучению истории Российской империи, главным образом ее учреждений, Толстой подходил с прагматической точки зрения: он обращал внимание на те аспекты, которые были востребованы в современной ему политической жизни российского государства, как внутренней, так и внешней, и с которыми он непосредственно соприкасался. Толстой апеллировал к историческим фактам, отстаивая свою точку зрения в полемике с политическими оппонентами в государственных учреждениях. В этом

652 Шестаков П.Д. Гр. Д.А. Толстой как министра народного просвещения // Русская старина. 1891. Т. 69. С. 396. отношении примечателен рассказ А.А. Половцева о заседаниях Государственного совета. 6 февраля 1889 г. рассматривался вопрос о привлечении министра путей сообщения К.Н. Посьета к ответственности за крушение императорского поезда 17 октября 1888 г. Возражая против подобного шага, Д.А. Толстой подкрепил свое выступление выпиской из сочинения Н.М. Карамзина «Записка о древней и новой России», где было сказано, что назначение и увольнение министров является прерогативой монарха. Характерно, что современники знали о том пиетете, с которым Д.А. Толстой относился к эпохе Екатерины II, не только потому, что он выделял это царствование из общего хода российской истории в своих сочинениях, но и потому, что он постоянно обращался к нему в политических дискуссиях, происходивших в Государственном совете. Толстой приводил в пример императрицу при обсуждении вопроса о раскольниках 21 февраля 1883 г., говоря об отношениях церкви и государства и упоминая, что еще Екатерина II представляла роль самодержца всероссийского как покровителя церкви, и старшего ее брата.654 При обсуждении в Государственном совете проекта положения о земских начальниках, той его части, где говорилось об уничтожении института мировых судей, Д.А. Толстой настаивал на необходимости пространной резолюции Александра III, в которой были бы подробно изложены «политические виды» монарха, подобно манифестам Екатерины II.655 Кстати, склонность Д.А. Толстого ссылаться на исторические факты в политических дискуссиях использовали в своих целях и его оппоненты, доказывая целесообразность предлагаемых ими мер. Так, М.С. Каханов, предлагая в январе 1889 г. не ограничиваться учреждением должности земского начальника, а предпринять «полную перестройку всего местного управления», отвечал на возражения Толстого о «непреодолимых трудностях» в области законодательства тем, что указал на «законодательные труды

653 Дневник государственного секретаря А.А. Половцева. Т. II. С. 163-164.

654 Дневник государственного секретаря А.А. Половцева. Т. I. С. 47.

655 Дневник государственного секретаря А.А. Половцева. Т. II. 28 января 1889 г. С. 157. царствований Екатерины II, Александра I и II , когда обширность и сложность не представлялись непреодолимыми препятствиями».656

Вероятно, исторические сочинения Д.А. Толстого и помещаемые им в исторических журналах архивные материалы так же представлялись ему научными аргументами в политических вопросах, которые в тот момент стояли в повестке дня. Не случайно он всегда подкреплял свои рассуждения историческими документами, включая их в приложения или в текст сочинения, и решая таким образом проблему доказательности. При этом Д.А. Толстой хорошо понимал тягу читательской аудитории к историческому знанию, нараставшую с начала XIX в. и ярко проявившуюся во второй половине столетия. В подобной ситуации история могла уже рассматриваться как часть официальной идеологии, неся на себе нагрузку объяснения правильности предпринимаемых правительством мер как в сфере внутренней, так и внешней политики. Тем более, что Толстой получал по роду своей служебной деятельности доступ к тем архивным материалам, которые были закрыты как для ученых, так и для публицистов. Возможно, их публикация в качестве приложений имела в глазах Толстого большое значение как еще одно, документальное обоснование его позиции по политическим вопросам. Участие Толстого в конфессиональной полемике, где он апеллировал к историческим фактам, доказывая правоту российского правительства в католическом вопросе, служит лишним тому подтверждением. В то же время, ученые занятия доставляли Д.А. Толстому несомненное удовольствие, отвечая складу его характера как человека педантичного и склонного к кропотливому, уединенному умственному труду.

Сочинения Д.А. Толстого, составленные как исторические очерки отдельных отраслей российской администрации, были полезны в первую очередь для ведомственной работы, но несомненно и более широкое их значение для историографии. Во-первых, они ввели в научный оборот

656 Там же. 16 января 1889 г. С. 145. источники, до той поры не попадавшие в поле зрения историков, и в практическом плане эти труды и сегодня не потеряли своего значения в качестве справочных материалов, тем более что многие архивные документы, им использованные, оказались ныне утраченными. Он начал изучение целой недавней эпохи, черты которой еще сохранялись в его время, поэтому о многих ее сторонах Толстой мог судить по аналогии с собственным житейским и административным опытом. Д.А. Толстого можно считать своего рода «первопроходцем», поднятые им темы до сих пор до конца не исследованы, понятно, что в поисках исторических источников современные историки обращаются к его сочинениям.

Во-вторых, анализ исторических сочинений гр. Д.А. Толстого расширяет наше представление о развитии исторической науки в середине и второй половине XIX в., ее предмете и методе, уровне исторических знаний того времени. Сочинения гр. Д.А. Толстого необходимо рассматривать в русле становления российской историографии: им присущ известный дилетантизм, свойственный вообще тому времени. XIX столетие было отмечено появлением большого числа историков-любителей, и гр. Д.А. Толстой принадлежал к их кругу. По представлениям той эпохи, он был соответствующим образом подготовлен к научным занятиям: получил энциклопедическое образование и познакомился с фундаментальными историческими трудами. Заметно, что большое влияние на него оказала «государственная» концепция С.М. Соловьева, возможно потому, что она отвечала его политическим взглядам. Представляется, что свою задачу Д.А. Толстой видел в изучении истории становления такого аспекта истории государства как область административного управления. При этом он не только описывал события, но и пытался дать им основанное на исторических документах объяснение, т.е. внес вклад не только в описательную, но и в прагматическую историю.

Труды гр. Д.А. Толстого, явившиеся одним из «продуктов» его административной деятельности, в свою очередь способствовали его служебной карьере. Не случайно в 1882 г. Д.А. Толстой был назначен президентом Императорской Академии наук. Толстой постарался в меру своих сил оправдать доверие Александра III, вверившего его попечению первенствующее ученое сословие, приложив старания к улучшению его материального состояния, развитию просвещения и поддержке научных предприятий и академических учреждений. В то же время научные интересы Дмитрия Андреевича, характер его ученых занятий и представления о нуждах российской науки и интересах государства в этой области не могли не оказать влияния на общее развитие Академии наук в 80-е гг. XIX в. Он был приверженцем разумного, с его точки зрения, просвещения, укрепляющего, а не разрушающего государственные устои. Со своей позиции государственника Д.А. Толстой осознавал необходимость развития науки, споспешествуя этому на всех занимаемых им постах, а в Академии наук поддерживая исследования не только содействием научным предприятиям, но и собственным вкладом в развитие благотворительности, являясь донатором академической премии.

Следует отметить, что Толстой был человеком своего времени, носителем свойственных этой эпохе привычек и представлений. В его государственной деятельности личные взгляды лишь отчасти оказывали влияние на проводимые им меры, в большей степени он подчинял их задаче, поставленной перед ним монархом. При этом, как «человек системы», с юности отличавшийся организованностью и дисциплинированным умом, Д.А. Толстой часто больше внимания уделял форме, чем содержанию. Эта особенность его мышления, проявившаяся в его сочинениях, отразилась и на его политических взглядах: все свои силы он направлял на то, чтобы удержать в рамках традиционного общества процесс модернизации, не признавая его необходимости и неизбежности для России. Однако эта идея оказалась нежизнеспособной: если в конце XIX столетия консервативное течение одержало верх, то в начале XX в. старые формы государства и порядка управления были сметены революционным взрывом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Барыкина, Инна Евгеньевна, 2006 год

1. РГИА, ф. 570, оп. 11, д. 309.

2. РГИА, ф. 733, оп. 142, д. 778.

3. РГИА, ф. 797, оп. 35,1 отд., д. 176.

4. РГИА, ф. 821, оп. 10, д. 186.

5. РГИА, ф. 1282, оп. 2, д. 1942.

6. РГИА, ф. 1664, оп.1, д.171, л. 1.

7. ПФАРАН, ф. 2, оп. 1-1882, д. 1.

8. ЦГИА СПб, ф. 1, оп.1, д. 857.

9. РО ИРЛИ, ф. 93, оп. 3, д. 1225, лл. 1-3; д. 1227.

10. РОИРЛИ, ф. 157, д. 261, л. 110.

11. РО ИРЛИ, ф. 157, д. 282, лл. 1, 3-4.

12. РОИРЛИ, ф. 157, д. 326, л. 1.

13. РО ИРЛИ, ф. 160, д. 1, лл. 193-199 об.

14. РО ИРЛИ, ф. 250, оп. 4, д. 188.

15. РО ИРЛИ, ф. 265, оп. 2, д. 2831.

16. РО ИРЛИ, ф. 274, on. 1, д. 16, лл. 166-171, 497-507, 573-580; д. 396, л. 148.

17. РО ИРЛИ, ф. 293, on. 1, д. 1731, л. 2.

18. РО ИРЛИ, ф. 357, оп. 3, д. 56.

19. РО ИРЛИ, ф. 358, оп.1, д. 211.

20. РО ИРЛИ, ф. 548, on. 1, д. 231.

21. РО ИРЛИ, архив А.В. Никитенко, д. 18714.

22. РО ИРЛИ, архив К.Н. Бестужева-Рюмина, д. 25074.23. РОИРЛИ, д. 4960.24. РОИРЛИ, д. 9108.

23. РО ИРЛИ, P. II, on. 1, д. 423, л. 1.б) Труды гр. Д.А. Толстого

24. О винной регалии в России до времен Петра Великого // Отечественные записки. 1842. №7. С. 53-80.

25. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. СПб., 1848. 258 с.

26. Ответ на рецензию Истории финансовых учреждений, помещенную в «Отечественных записках» в февральской книге 1848 года // Северное обозрение. 1848. Т.З. С. 55-83.

27. О статистических работах межевых чинов в царствование императрицы Екатерины II // Журнал Министерства внутренних дел. 1848. Ч. 21. № 1. С. 4056.

28. Граф Ф.А. Толстой. Некролог // Санкт-петербургские ведомости. 1849. № 80. 14 апреля. С. 318-319.310 первоначальном учреждении и последовавших изменениях в устройстве Адмиралтейств-коллегии. СПб., 1855. 25 с.

29. Об иезуитах в Москве и Петербурге. СПб., 1859. 23 с.

30. По поводу статьи г. Д. Хрущова в С.-Петербургских ведомостях. СПб., 1859.7 с.

31. О французском проповеднике Сойаре // Духовная беседа. 1859. Т. 5. № 2. С. 57-60.

32. Мое обращение и мое призвание. Соч. отца Шувалова, Барнавита. Париж, 1859 года. Рецензия // Духовная беседа. 1859. Т. 6. № 19. с. 190-199.

33. Отрывок из письма. (Несколько слов о г-же Свечиной) // Наше время. 1860. № 1.С. 8-9.

34. Какого рода самостоятельность папства может пострадать от уничтожения светской власти папы // Наше время. 1860. № 7. С. 102-103.

35. Римский католицизм в России. Т. 1-2. СПб., 1876. Т. 1. 538 с. Т. 2. 438 с.

36. Митрополит Литовский Иосиф и воссоединение униатов с православной церковью в 1839 году // Речи и статьи гр. Д.А. Толстого. СПб., 1876. С. 65-135.

37. К вопросу о реальных училищах // Речи и статьи гр. Д.А. Толстого. СПб., 1876. С. 136-170.

38. Об устройстве управления начальными народными училищами // Речи и статьи гр. Д.А. Толстого. СПб., 1876. С. 171-185.

39. Заметка об описании синодального архива // Речи и статьи гр. Д.А. Толстого. СПб, 1876. С. 61-64

40. Люди екатерининского времени. СПб, 1882. 636 с.

41. К биографии А.Ф. Мерзлякова (сообщено графом Д.А. Толстым) // Русский архив. 1881. Т. I. Вып. 2. С. 422-423.

42. Фонвизин. Из неизданных записок Клостермана // Русский архив. 1881. Т. III. Вып. 2. С. 291-299.

43. Взгляд на учебную часть в России в XVIII столетии до 1782 г. // Сб. ОРЯС. СПб, 1886. Т. 38. №4. С. 1-100.

44. Академическая гимназия в XVIII столетии, по рукописным документам архива Академии наук//Сб. ОРЯС. СПб, 1886. Т. 38. № 5. С. 1-114.

45. Академический университет в XVIII столетии, по рукописным документам архива Академии наук // Сб. ОРЯС. СПб, 1886. Т. 38. № 6. С. 1-67.

46. Городские училища в царствование императрицы Екатерины II // Сб. ОРЯС. СПб, 1886. Т. 41. №2. С. 1-214.

47. По поводу письма фельдмаршала графа Миниха к Рунцэ. Сообщено гр. Д.А. . Толстым // Русская старина. 1887. Т. 53. С. 465-469.

48. Путешествие стольника П.А. Толстого. 1697-1699. С предисловием Дм. Анд. Толстого // Русский архив. 1888. Т. I. Вып. 2. С. 161-166.

49. Письма графини Е.М. Румянцевой к ее мужу, фельдмаршалу графу П.А. Румянцеву-Задунайскому. 1762-1779 г. С портретом и факсимиле. Издал граф Д.А. Толстой. СПб., 1888. 263 с.в) Официально-документальные материалы

50. Англии А. Первая столичная справочная книга 1886-июнь-1887. До 25.000 адресов и справок. СПб., 1886. 128 с.

51. A.M. Бутлеров. Научная и педагогическая деятельность. Сб. документов. М, 1961.416 с.

52. Виды и соображения, которыми руководствовался министр народного просвещения, предоставляя в Государственный совет проект устава реальных училищ. СПб, 1872. 5 с.

53. Всеподданнейшая докладная записка обер-прокурора Святейшего Синода, гр. Д.А. Толстого о деятельности православного духовного ведомства с 1 июня 1865 г. по январь 1866 г. СПб., 1866. 67 с.

54. Материалы для истории императорской Академии наук. Тт.1-10. СПб., 1885.

55. Материалы для истории экспедиций Академии наук в XVIII и XIX веках. Хронологические обзоры и описание архивных материалов. M.-JL, 1940.

56. О действиях Комитета, высочайше утвержденного для преобразования духовно-учебных заведений. СПб., 1867. 39 с.

57. Открытие комиссии, Высочайше утвержденной в 6-й день декабря прошлого 1865 года, при Святейшем Правительствующем Синоде для приведения в большую ясность и порядок дел, хранящихся в Синодальном архиве. СПб., 1866. 11 с.

58. Отчеты Императорской Академии наук за 1860 г. // Отчеты Императорской Академии наук за 1859-1861 гг. СПб., 1863. 148 с.

59. Отчет Императорской Академии наук по физико-математическому и историко-филологическому отделениям за 1882 г. СПб., 1883. 28 с.

60. Отчет Императорской Академии наук по физико-математическому и историко-филологическому отделениям за 1883 г. СПб., 1884. 29 с.

61. Отчет Императорской Академии наук по физико-математическому и историко-филологическому отделениям за 1884 г. СПб., 1885. 34 с.

62. Отчет Императорской Академии наук по физико-математическому и историко-филологическому отделениям за 1885 г СПб., 1886. 23 с.

63. Отчет Императорской Академии наук по физико-математическому и историко-филологическому отделениям за 1886 г. СПб., 1887. 34 с.

64. Отчет Императорской Академии наук по физико-математическому и историко-филологическому отделениям за 1889 г. СПб., 1890. 50 с.

65. Отчеты Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности за 1866-1891 гг. СПб., 1903. 820 с.

66. Отчет о XXVIII соискании премий имени графа Дмитрия Андреевича Толстого, читанный в публичном заседании Императорской Академии наук 29 декабря 1911 года непременным секретарем академиком С.Ф. Ольденбургом //

67. Сборник отчетов о премиях и наградах, присуждаемых Императорскою Академиею наук. Отчеты за 1911 год. Пг., 1916.

68. Положение о премии для учеников пятой С.-Петербургской шестиклассной прогимназии в память бывшего министра графа Дмитрия Андреевича Толстого при 5-й петербургской прогимназии // Журнал МНП. 1882. Ч. 221. № 5 (май). Министерские распоряжения. С. 10.

69. Положение о премии им. гр. Д.А. Толстого при Императорской Академии наук // Журнал МНП. 1882. Март. б/№. Министерские распоряжения. С. 7-8.

70. Правила о премиях имени графа Д.А. Толстого. СПб., 1882. 5 с.

72. Правила о премиях имени графа Дмитрия Андреевича Толстого. СПб., 1883. 5 с.

73. Проект устава Императорской Академии наук // Проекты уставов и штатов Императорской Академии наук. СПб., 1865. 68 с.

74. Путеводитель 60000 адресов из Санкт-Петербурга, Царского Села, Петергофа, Гатчины и прочия. СПб., 1853.

75. Роспись отчетам о присуждениях наград и премий, Императорскою Академиею наук присужденных, с основания конкурсов при ней по 1908 год // Сборник отчетов о премиях и наградах за 1908. СПб., 1912. С. 121-205.

76. Сборник сведений о премиях и наградах, раздаваемых Императорской Академиею наук. СПб., 1888. 83 с.

77. Свод уставов и проектов уставов духовных семинарий. СПб., 1908. 406 с.г) Дневники и воспоминания

78. Богданович А.В. Три последних самодержца. М., 1990. 604 с.

79. Валуев П.А. Дневник. В 2-х тт. М, 1961. Т. I. 422 с. Т. II. 588 с.

80. Головнин А.В. Записки для немногих. СПб., 2004. 576 с.

81. Грот Я.К. Дни карамзинского юбилея 1866 года // Исторический вестник. 1910. №218, март. С. 993-1003.

82. Из рассказов Г.В. Грудева // Русский архив. 1898. Т. III. С. 433.

83. Каменская М.Ф. Воспоминания. М., 1991. 382 с.

84. Записки А.И. Кошелева // Русское общество 40-50-х годов XIX в. Ч. I. М., 1991.237 с.

85. Либрович С.Ф. Министры-собеседники // На книжном посту. Пг.; М., 1916. С. 285-290.

86. Мещерский В.П. Мои воспоминания. В 3-х ч. Ч. I (1850-1865 гг.). СПб., 1897. 454 с. Ч. II (1865-1881). СПб., 1898. 514 с. Ч. III (1881-1894). СПб., 1912. 414 с.

87. Из моей старины. Воспоминания кн. А.В. Мещерского // Русский архив. 1901. т. I.C. 497-500.

88. Милютин Д.А. Дневник. 1865-1867. М., 2005. 696 с.

89. Никитенко А.В. Записки и дневник (1804-1877 гг.). Т. 1. СПб, 1904. 632 е.; Т. 2. СПб., 1905.611 с.

90. Записки кн. Д.А. Оболенского. 1855-1879. СПб, 2005. 504 с.

91. Дневник государственного секретаря А.А. Половцова. В 2-х тт. М, 1966. Т. I (1883-1886 гг.), 550 е.; Т. II (1887-1892 гг.), 577 с.

92. Толстой Д.Н. Прибалтийский край в 1845-1846 гг.: из дневника русского чиновника // Русский архив. 1881. Т. III. С. 85-112.

93. Записки гр. Д.Н. Толстого // Русский архив. 1885. Т. II. С. 5-70.

94. Толстой Д.Н. Автобиография обыкновенного человека // Русский архив. 1912. Т. I.C. 332-352.

95. Толстой М.В. Мои воспоминания//Русский Архив. 1881. Т. I. С. 245-313; Т. II. С. 42-131; Т. III. С. 113-172, 421-432.

96. Феоктистов Е.М. За кулисами политики и литературы. (1848-1896). -Воспоминания. М, 1991. 464 с.

97. Цензура в России в конце XIX- начале XX века. Сборник воспоминаний. СПб, 2003. 364 с.

98. Чичерин Б.Н. Воспоминания. Московский университет. М, 1929. 280 с.

99. Шестаков П.И. Граф Дмитрий Андреевич Толстой как министр народного просвещения. 1866-1880 // Русская старина. 1891. Т. 69. № 1-3. С. 387-405. Т. 70. №4-6. С. 183-210.д) Письма

100. К.П. Победоносцев и его корреспонденты: Воспоминания. Мемуары: В 2 т. Т. 1. Минск, 2003.448 с.

101. Письмо А.С. Пушкина П.Я. Чаадаеву 19 октября 1836 г. // Пушкин А.С. Поли. собр. соч. в 10-ти гг. Т. 10. М., 1966. С. 875-876.

102. Письмо графа Д.А. Толстого к дяде его графу Д.Н. Толстому // Русский архив. 1905. Т. I. Вып. 4. С. 687-689.

103. Письмо Д.А. Толстого к М.О. Кояловичу // Письма в редакцию. Новое время. СПб., 1901. № 8947. 23 января (5 февраля) 1901. Второе (утреннее) издание. С. 5.

104. Из писем гр. Д.Н. Толстого к гр. М.Д. Бутурлину // Русский архив. 1912. Т.1. С. 148-160.

105. Письмо А.П. Чехова А.В. Суворину от 4 мая 1889 г. // Собр. Соч. в 12-ти тт. Т. 11. С. 340-341.

106. М.М. Стасюлевич и его современники в их переписке. Т. III. СПб., 1912. с. 760.е) Публицистика

107. Васильчиков А.И. Письмо министру народного просвещения графу Толстому. Берлин, 1875. 47 с.

108. Глинский Б.Б. Накануне гимназической реформы // Исторический вестник. 1899. Т. 78, № 11. С. 695-716.

109. Граф Дмитрий Андреевич Толстой. СПб., 1889. 22 с.

110. Долгоруков П.В. Петербургские очерки. Памфлеты эмигранта. 1860-1867. М., 1934. 473 с.

111. Жданович Л. Памяти графа Дмитрия Андреевича Толстого. Чернигов, 1889. Юс.

112. Заблоцкий А.П. Рецензия на сочинение графа Дмитрия Толстого «История финансовых учреждений в России» // Отечественные записки. 1848. Т. 56. № 12. Критика. С. 31-59.

113. Земцов В. Письмо министру народного просвещения гр. Толстому. Geneve-Bale-Lyon, 1876. 32 с.

114. Кареев Н.И. Отзыв о сочинении г. Цветаева под заглавием «Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках». СПб., 1888. 15 с.

115. Коялович М.О. Католицизм в России. Исторические исследования гр. Д.А. Толстого // День. СПб.,1865. № 2. С. 32-37; № 6; № 18. С. 416-419.

116. Кривенко Н.С. Министерская полемика // Вестник Европы. 1907. Кн. 7. С. 237-252.

117. Скальковский К.А. Граф Д.А. Толстой как историк // Новая книга. Публицистика. Экономические вопросы. Путевые впечатления. СПб., 1904. С. 100-106.

118. Современная хроника России // Отечественные записки. 1862. №9. С. 8-9; № 11. С. 14-22.

119. Толстой Д.Н. В память В.В. Скрипицына // Русский архив. 1876. Т. II. С. 384-392.

120. Толстой Д. Ответ русского на пастырское послание латинского епископа // Наше время. СПб., 1860. № 2. С. 26-27.

121. Трубачев С.С. Ученые труды графа Д.А. Толстого // Исторический Вестник. 1889. Т. 36. №4-6. С. 653-659.

122. Тулов М. Несколько слов о брошюре князя Васильчикова. Киев, 1876. 18 с.

123. Тютчев Ф.И. Папство и римский вопрос. С русской точки зрения // Политические статьи. Paris, 1976. С. 51-77.

124. Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях (по поводу брошюры г. Лоранси 1853 г.) // Полн. собр. соч. Т. 2. Сочинения богословские. М., 1907. С. 36-90.1. Литератураа) до 1917 г.

125. Аксаков С.Т. Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением семейной хроники. Л., 1955. 499 с.

126. Барсов Т.В. Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1896. 29 с.

127. Бороздин А.К. Академический университет в XVIII в. // Исторический вестник. 1886. Т. 26. №4. С. 120-133.

128. Городецкий М.И. К истории римского католицизма в России. (Тираспольская или Саратовская латинская епархии) // Исторический вестник. Т. 38. № 10. С. 122-135.

129. Доброклонский А. Руководство по истории русской церкви. Вып.4. М., 1893.441 с.

130. Долгоруков П.В. Российская родословная книга. Ч. 2. СПб., 1855. С. 121133.

131. Императорское Русское историческое общество. 1866-1916. Пг., 1916. 196 с.

132. Кареев Н.И. Отчет о русской исторической науке за 50 лет (1876-1926) // Отечественная история. 1994. № 2. С. 138-154.

133. Кобеко Д.Ф. Императорский Царскосельский Лицей. Наставники и питомцы. 1811-1843. СПб, 1911. 523 с.

134. Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М, 2004. 863 с.

135. Корсун Н. Рассуждение о том, в чем состоит сущность истории, и какой надлежащий способ ее изучения. Харьков, 1824. 32 с.

136. Огородников С.Ф. Исторический обзор развития и деятельности Морского министерства за сто лет его существования. СПб, 1902. 263 с.

137. Пекарский П.П. История императорской Академии наук в Петербурге. В 2-х тт. Т. 1.СП6, 1870. 775 с. Т. 2. СПб, 1873. 1042 с.

138. Петров П.Н. История родов русского дворянства: В 2 кн. Кн. 2. М, 1991. С. 157-166.

139. Плещеев А.Н. Стихотворения А.Н. Плещеева (1844-1891). СПб, 1898. 824 с.

140. Пятидесятилетие Высочайше утвержденной комиссии по разбору и описанию архива Св. Синода. 1865-1915. Историческая записка. Пг, 1915. 454 с.

141. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. СПб, 1902. С. 480-600.

142. Рославский-Петровский А. Решение вопроса: в чем состоит истинное значение прагматической истории и какова должна быть ее обработка? Харьков, 1839. 50 с.

143. Троицкий П.С. Церковь и государство в России. М, 1909. 198 с.

144. Уваров С.С. Совершенствуется ли достоверность историческая? Дерпт, 1852. 18 с.

145. Устрялов Н.Г. О системе прагматической русской истории. СПб, 1836. 50 с.

146. Чечулин Н.Д. Очерки по истории русских финансов в царствование Екатерины II. СПб, 1906. 380 с.

147. Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб, 1857. 458 с.

148. Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. СПб, 1868. 752 с.

149. Юргенсон А.Я. Фельдмаршал Бурхагрд Хритоф Миних в заботах о воспитании своих внуков // Русская старина. 1887. Кн. I. С. 225-234.б) после 1917 г.

150. Алексеева С.И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России 1856-1904 гг. СПб., 2003. 276 с.

151. Борисов А.В. Столп реакции // Милиция, 1993, № 1. С. 33-36.

152. Борисов А.В. Граф Толстой Д.А. // Министры внутренних дел России (1802-октябрь 1917). СПб., 2001. С. 141-152.

153. Быков Г.В. Александр Михайлович Бутлеров. Очерк жизни и деятельности. М., 1961. 217 с.

154. Володина Т.А. Уваровская триада и учебники по русской истории // Вопросы истории. 2004. №2. С. 117-128.

155. Галанов М.М. Самодержавие и католическая церковь в России в годы царствования Павла I (1796-1801) //Клио. СПб., 2005. № 2 (29). С. 103-107.

156. Дубин А.С., Бройтман Л.И. Моховая улица. М., 2004. 345 с.

157. Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880-х годов. М., 1964.511 с.

158. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970. 444 с.

159. Захарова Л.Г. Земская контрреформа 1890 г. М., 1968. 178 с.

160. История Академии наук СССР. В 3-х тт. Т. II (1803-1917). М.-Л., 1964. 770 с.

161. История библиотеки Академии наук СССР. 1714-1964. М.;Л., 1964.

162. Козлов В.П. Российская археография в конце XVIII-первой четверти XIX века. М., 1999.416 с.

163. Крисчн Д. Забытая реформа: отмена винных откупов в России // Великие реформы в России. 1856-1874. М., 1992. С. 126-139.

164. Кузин Н.Г. Плещеев. М., 1988. 314 с.

165. Кулябко Е.С. М.В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук. М.;Л, 1962. 215 с.

166. Марголис Ю.Д, Тишкин Г.А. Отечеству на пользу, а россиянам во славу: Из истории университетского образования в Петербурге в XVIII-XIX в. Л, 1988.232 с.

167. Очерки истории исторической науки в СССР. Т. I. М, 1955. 692 с.

168. Павлова С.В. Царскосельский Лицей. СПб, 1999. 159 с.

169. Панибратцев А.В. Просвещение разума. Становление академической науки в России. СПб, 2002. С. 34.

170. Пономарева В.В. У истоков университета // Университет для России. Взгляд на историю культуры XVIII столетия. М, 1998.

171. Селиванов А.З. Организация и хозяйственный строй пореформенного имения помещика Рязанской губернии (Гр. Д.А. Толстой как хозяин и помещик). Рязань, 1928. 34 с.

172. Собко Е.М. Д.А. Толстой (политический портрет российского консерватора) // Бартеневские чтения. Тезисы докладов и сообщений. Липецк, 2000. С. 146-150.

173. Соболева Е.В. Организация науки в пореформенной России. Л, 1983. 261 с.

174. Степанов В.Л. Д.А. Толстой // Российские консерваторы. М, 1997. С. 233285.

175. Тихонов А.К. Власти и католическое население России в XVIII-XIX века // Вопросы истории. 2004. № 9. С. 140-146.

176. Уланова О.Н. Дмитрий Андреевич Толстой // Во главе первенствующего ученого сословия России. Очерки жизни и деятельности президентов Императорской Санкт Петербургской Академии наук. 1725 -1917. СПб, 2000. С. 180-185.

177. Хотеенков В.Ф. Граф Д.А. Толстой «лжегосударственный человек» // Высшее образование в России. 1996. №4. С. 130-148.

178. Хотеенков В.Ф. Граф Д.А. Толстой «лжегосударственный человек» // Очерки истории российского образования. Т. 2. М., 1997. С. 233-285.

179. Чернуха В.Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х гг. XIX в. Л., 1978.247 с.

180. Шаханов А.Н. Русская историческая наука второй половины Х1Х-начала XX в. Московский и Петербургский университеты. М., 2003. 419 с.

181. Шевырев А.П. Русский флот после Крымской войны: либеральная бюрократия и морские реформы. М., 1990. 184 с.в) диссертации и авторефераты

182. Мельников П.Ю. Деятельность Министерства внутренних дел Д.А. Толстого: избранные аспекты. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. Саратов, 2000. 24 с.

183. Титов Н.Ю. Церковь в политической системе России I половины XIX в. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. М., 1985. 18 с.г) литература на иностранных языках

184. Tolstoy N. The Tolstoys: twenty-four generations of Russian history. N.Y. 1986. C. 174-216.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Похоронен в родовом имении в селе Маково Михайловского р-на Рязанской области.

Биография

Окончил курс в Царскосельском лицее (1842). С 1848 г. состоял при Департаменте духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел и занимался составлением истории иностранных исповеданий. В 1853 г. назначен директором канцелярии Морского министерства и в этом звании принимал участие в составлении хозяйственного устава Морского министерства и нового положения об управлении Морским ведомством. В 1861 г. некоторое время управлял Департаментом народного просвещения, затем был назначен сенатором.

В 1865 назначен обер-прокурором Святейшего Синода, в 1866 - министром народного просвещения и занимал оба эти поста до апреля 1880, когда был назначен членом Государственного Совета.

В мае 1882 занял пост министра внутренних дел и шефа жандармов и оставался на этом посту до самой смерти.

В качестве министра народного просвещения граф Толстой провёл реформу среднего образования (1871), заключавшуюся, по свидетельству авторитетного историка А. А. Корнилова, во введении в учебные программы больших объемов математики вместе со значительным усилением преподавания латинского и греческого языков в гимназиях, причём только воспитанникам классических гимназий было предоставлено право поступать в университет; бывшие реальные гимназии преобразованы в реальные училища (1872). В разработку идеологии этой реформы важнейший вклад внес известный публицист и профессор Императорского Московского университета М. Н. Катков. Одной из целей реформы ставилось развитие у учащихся умения основательно мыслить и, таким образом, воспрепятствование распространению поверхностных радикальных взглядов. С аналогичными целями (чтобы исключить необходимость поездок студентов в европейские университеты и, тем самым, воспрепятствовать распространению «революционной заразы» из Европы) предпринимались серьёзные усилия по созданию и надлежащему оснащению исследовательских лабораторий в российских университетах. Роль этой реформы в формировании дореволюционной российской системы гимназического образования вообще и российской математической традиции в частности, - а также личная роль графа Толстого в её проведении - остаётся недооценённой по идеологическим причинам: репутация твёрдого консерватора, которую он имел у «прогрессивной общественности» ещё при жизни, тем более не могла способствовать объективной оценке его деятельности в исторических исследованиях советского периода.

При Толстом были открыты:

  • Историко-филологический институт в Санкт-Петербурге (1867)
  • Варшавский университет
  • Сельскохозяйственный институт в Новой Александрии (1869)
  • Московские высшие женские курсы (1872)
  • Русская филологическая семинария в Лейпциге для приготовления учителей древних языков (1875);
  • Нежинский лицей преобразован в Историко-филологический институт
  • Ярославский лицей - в Юридический лицей.
  • Томский университет (1878).

В 1872 году издано положение о городских училищах, в 1874 - положение о начальных училищах, для надзора за которыми были ещё в 1869 году учреждены должности инспекторов народных училищ.

В духовном ведомстве при графе Толстом произведено преобразование духовно-учебных заведений (1867-1869).

Как министр внутренних дел, Толстой был поборником «сильной» власти. Законодательные меры, проведённые и подготовленные при нём, были направлены к возвышению дворянства, к регламентации крестьянского быта и к преобразованию местного управления и самоуправления в смысле расширения влияния администрации. Изданы законы о крестьянских семейных разделах и о найме сельских рабочих, подготовлены положение о земских начальниках и новое земское положение. Свобода печати существенно ограничена временными правилами 1882 года.

С 1882 года граф Д. А. Толстой состоял также президентом Императорской Академии наук.

Он написал «Историю финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II» (СПб., 1848), «Le Catholicisme romain en Russie» (П., 1863-1864) и ряд статей по истории просвещения в России в «Журнале Министерства народного просвещения» и в «Русском архиве». По его инициативе предпринято издание «Материалов для истории Академии наук».

Адреса в Санкт-Петербурге

1882 - 25.04.1889 года - набережная реки Фонтанки, 16.

Семья

Жена: Софья Дмитриевна Бибикова, дочь Д. Г. Бибикова, министра внутренних дел (умерла в 1907 году).

  • Софья (1854-1917), была замужем за С. А. Толем, обер-егермейстером, членом Государственного Совета.
  • Глеб (1862-1904), служил земским начальником в Рязанской губернии.

1 (13) марта 1823 г. в Москве родился государственный деятель Российской империи, министр народного просвещения и министр внутренних дел, обер-прокурор Святейшего Синода граф Дмитрий Андреевич Толстой.

Начальное образование Дмитрий Андреевич получил в пансионе при Московском университете , а затем был зачислен в знаменитый Царскосельский лицей , который окончил в 1842 г. с золотой медалью. Толстой начал свою государственную деятельность со службы в IV отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии, совмещая её с научной работой. Его первый научный труд «История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II» принёс ему известность в академических кругах и благосклонность императора Николая I .

В 1847 г. Толстой перешёл на службу в Департамент духовных дел иностранных вероисповеданий Министерства внутренних дел, где занимался составлением истории различных конфессий в России. В 1853 г. он стал директором канцелярии Морского министерства, приняв участие в соcтавлении хозяйственного устава и нового положения об управлении ведомства. В 1865 г. Дмитрий Андреевич был назначен обер-прокурором Святейшего Синода , а через год стал министром народного просвещения, совмещая руководство на обоих постах на протяжении последующих 15-ти лет. За время министерства Толстого был учреждён ряд новых высших учреждений - Петербургский историко-филологический институт, Варшавский университет, Сельскохозяйственный институт в Новой Александрии (г. Пулавы, Польша), Высшие женские курсы в Москве, Томский университет, а Нежинский и Ярославский лицеи были преобразованы в Историко-филологический институт и Юридический лицей соответственно.

Одним из главных преобразований Толстого на посту министра народного просвещения стала реформа среднего образования, инициированная и поддержанная консервативными кругами во главе с М. Н. Катковым . Взамен реальных гимназий создавались реальные училища, имевшие более низкий статус, а в программе классических гимназий значительная часть времени отводилась на изучение латыни и древнегреческого языка за счет сокращения преподавания естественнонаучных дисциплин. Согласно новым положениям, только выпускник классической гимназии получал право поступления в университет без экзаменов, что весьма затруднило получение высшего образования для выходцев из бедных семей. Кроме того, в духовном ведомстве была проведена реформа духовно-учебных заведений, а дети священников получили право поступления в гимназии и юнкерские училища.

Весной 1880 г. Дмитрий Андреевич был уволен с постов министра народного просвещения и обер-прокурора Св. Синода, с оставлением в должности члена Государственного совета, сенатора и гофмейстера. После убийства Александра II и восшествия на престол Александра III , в 1882 г. Толстой был назначен на пост министра внутренних дел и шефа жандармов, став проводником «эпохи контрреформ». На этой должности он развернул активную борьбу с революционным движением, жёсткими мерами практически искоренив его за несколько лет. В 1882 г. были введены новые временные правила о печати, фактически восстанавливавшие систему предварительной цензуры для периодических изданий и усиливавшие полицейский надзор за газетами и журналами. В 1884 г. по его инициативе был принят новый Университетский устав, отличавшейся крайней реакционностью. Одним из главных преобразований Толстого стала новая система местного самоуправления, расширявшая права дворянства.

В 1882 г. Толстому также было поручено руководство высшим научным учреждением страны - Академией наук. Он явился инициатором публикации материалов по истории Академии наук и создания комиссии под председательством А. Ф. Бычкова, начавшей подготовку и издание «Писем и бумаг императора Петра Великого», содействовал научным поездкам русских ученых за рубеж.

Дмитрий Андреевич Толстой скончался 25 апреля (7 мая) 1889 г. в Петербурге в возрасте 66 лет и был похоронен в своем имении Маково Рязанской губернии.

Лит.: Толстой Д. А. Академическая гимназия в XVIII столетии: по рукописным документам Архива Академии наук. СПб., 1885; Он же. Академический университет в XVIII столетии: по рукописным документам Архива Академии наук. СПб., 1885; Он же. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. СПб., 1848; Он же. Речи и статьи. СПб., 1876; Он же. Римский католицизм в России: Историч. исследование. СПб., 1876-1877; Граф Дмитрий Андреевич Толстой. СПб., 1889; Гусев А. Ф. Совершённое и ожидаемое (по поводу отставки Д. А. Толстого). СПб., 1880; Кончина графа Дмитрия Андреевича Толстого // Журнал Министерства народного просвещения. 1889, № 5; Степанов В. Л. Дмитрий Андреевич Толстой // Российские консерваторы. М., 1997; Хотеенков В. Граф Д. А. Толстой - «лжегосударственный человек» // Высшее образование в России. 1996, № 4.

См. также в Президентской библиотеке:

Толстой Д. А. Люди Екатерининскаго времени: справочная книжка к царствованию императрицы Екатерины II . СПб., 1882 ;

Толстой Д. А. Обозрение Министром Народного Просвещения графом Д. А. Толстым учебных заведений Олонецкой губернии: (в августе 1877 г.). Петрозаводск, 1877 .