Парики во франции 17 века. Европейские прически XVII века

Ответ на вопрос «Почему мужчины носили парики? «.

17-18 века был периодом элегантности и безумства. Тогда независимо от пола люди носили парики. Они пытались добиться сложнейших причёсок. Конечно, не у всех были волосы «Рапунцель», поэтому в ход шли искусственные материалы в виде париков.

История мужских париков

17 век был безумным и раскрепощённым. В то время причёска была важна также, как и одежда. И женщины, и мужчины носили высокие объёмные парики . В те времена не считалось странным увидеть мужчин с косами, кудрями и начёсом.
Стоимость париков была велика, потому что парики изготовлялись заграницей и только потом их привозили в Россию .

В.А. Моцарт в модном парике того времени

Парики и армия

Очень странным оказался тот факт, что в 17 веке парики были введены и в армию, но не для красоты. Парики изготовляли из прочных материалов и поэтому такой «головной убор» защищал голову от повреждений. Одним из недостатков парика, он не спасал голову от ударов шпаг, а также конницы. Ну, пожалуй ещё один недостаток в том, парики были неудобны и слишком велики, что например мешало засаде. В армии больше предпочитали бронзовые шлемы. Они были более надёжны.


Король Франции, Людовик XIV

Отмена

До отмены произошло множество «реформ» причёсок. Их упрощали, а потом и вовсе свели к минимуму. Думаем, причиной стало то, что парики-это не совсем удобная и стерильная вещь. Хотя в 17-18 веках о стерильности вообще не задумывались. Очень часто молодые офицеры отказывались от такого «аксессуара» и предпочитали собственные волосы. Официальный приказ об отмене париков в армии ввели в 1807 году. Хотя дата отмены «всеобщего ношения» неизвестна. Она ушла сама собой, а в начале 1980 вновь вернулась. Правда эти парики были натуральны и визуально сильно отличались.

В XVII веке во Франции при дворе короля Людовика XIV моды на бороды и усы резко изменилась. Подражая молодму королю, придворные стали носить усы «шевалье». Они имели форму узкой полоски над верхней губой, концы были завиты. В армии усы носили только офицеры. Усы считались символом аристократизма, привилегией королевских мушкетеров. Ремесленники и крестьяне носили более широкие бороды и усы.

По окончании Тридцатилетней войны облик мужчин начинает терять воинственность. Приобретая черты инфальтильности, женственности. При королеском дворе, обосновавшемся в Версале, создается штат квалифицированных художников по прическе – парикмахеров. С годами число их увеличивается с пятидесяти до нескольких сот. Парикмахерское дело во второй половине XVII века достигает расцвета. Искусство изготовления париков стало так совершенно и накладные шевелюры так великолепны, что во Францию посыпались заказы на изготовление париков от всех франтов Европы, включая Россию. Парики стали предметом коммерции, экспорта. Прибыли от их реализации были весьма значительными. Парик алонжевый, то есть удлиненный, утвержденный как официальный парик при королевском дворе, стоил 1000 экю, цена белокурых париков из натуральных женских волос доходила до двух-трех тысяч экю. Придворные дамы должны были иметь несколько париков разного цвета – каштановый, черный, серый, русый, белокурый, белый. Парики носили также буржуа и ремесленники. По размерам они были значительно короче и меньше, прическа была скромнее, менее помпезной. Соответственно и цена была значительно меньше.

Парики делали из разных материалов – натуральных волос, волос из шерсти животных, морской травы, волокон кукурузы и проса. Если парики делались из темных волос, то их сильно запудривали. Больше всего для изготовления париков ценились женские косы светлых тонов, привозимые из Фландрии, Бретани. Был издан специальный королевский указ, запрещавший аристократам, за исключением королевской фамилии, использовать волосы светлого цвета для париков. Поэтому темные волосы осветляли, прибегая к помощи муки, пудры, каолина. Парик стал официальным головным убором высшего общества, несмотря на все неудобства, связаннные с его ношением.

Если в начале своего царствования король Людовика XIV, имея густые волосы, не очень придерживался моды на парики и даже запрещал появление наиболее громоздких, то позже, облысев, он издал указ о всеобщем ношении париков. Вначале молодого короля удовлетворял набольшой парик до плеч, состоящий из простых локонов, затем появились парики с прическами «грива», «пудель». Уже сами названия говорят о форме париков. Они представляли собой больое взбитое облако из локонов, окружающих лицо. Позднее, в 70-х годах XVII века, завивка меняется. Локоны укладываются в строгом порядке, горизонтально, размеры их увеличиваются, надо лбом взбивается кок или тупей. Королевский парикмахер Бинетт сделал такой парик королю из белокурых волос и назвал его «гранд инфолио».

В 80-х годах в прическе на парике стали делать пробор между тупеями, которые стали увеличиваться в высоту. В последнем десятилетии века бриды парика еще более удлинились. Цвет париков с возрастом короля менялся. Стали носить темные, разных оттенков. Бриды париков имели разную длину. Две передние, спадавшие на грудь, делались короче, а третья, которая располагалась на спине, была самой длинной – достигала талии. Завивка кольцеобразная, теряющая симметрию, укладка произвольная. Все парики имели фактически один силуэт. Различия были только в проборе.

С 1700 года пробор стал явственным, разделяя теменную часть на две: на висках делались напуски, которые закрывали часть щеки. Этот парик стал напоминать дамскую прическу, вошедшую в моду, и назывался «де ван а-ля Фонтаж» или «рогатый» - из-за высоких тупеев по сторонам пробора. Иногда из-под парика выпускали естественные пряди волос, а чтобы они не очень отличались от парика, их подкрашивали. Челка завивалась в виде букли и должна была органично сочетаться с искусственными волосами парика. Возможно, к такому способу прибегали небогатые люди, так как подкрасить свои волосы было куда дешевле, чем приобрести новый парик, стоивший довольно дорого.

Людовик XIV настолько привык появляться в парике, придававшем его внешности иноземный вид, что никогда в присутствии посторонних не снимал его. Распространение париков приводит к тому, что за каждым сословием была закреплена специальным указом определенная форма. Духовные лица, аббаты должны были пользоваться париком круглой формы и небольшого размера, получившим название «аббатски»; служители закона, судейские, юристы – «испанским»; буржуа – небольшими париками с тремя бридами; военные – «бригадирским», который отличался от всех тем, что сзади завязывался бантом; сановники – париками больших ухищрениям, чтобы не затрачивать большие суммы на парики, например использовали шапочки, пришивая к ним локоны.

Женщины некоторое время продолжали носить высокие прически на каркасах разных форм, а также объемные валики. С 20-х годов с изменением деталей костюма, в частности форм воротников, прическа меняется. Взбитые прически уступают место естественным, упрощенным. В прическах, носимых ранее, оставался открытым лоб; теперь появляется короткая челка из легких, маленьких локончиков – «стружки», или «штопорчики», в виде бахромы. Эта игривая короткая челка получила название «гарсетт» («девчонка»). Боковые средней длины пряди завивались в пышные локоны («туф»). Появление этой прически приписывают королеве Марии Медичи, любившей носить подобные челки. «Широкие» прически быстро распространились по всей Европе. Боковые пряди туго завивали и при помощи каркаса плотно закрепляли около шеи. В такиех прическах затылочные пряди убирали в разнообразные пучки из кос, жгутов, имевших плоскую форму. Одноременно распространяются и прически с поперечным пробором, которые разделяли волосы на две части: лобная выстригалась короче, завивалась при помощи пара, наподобие примитивной «шестимесячной» завивки; другая, теменная, укладывалась в небольшой конусообразный пучок, украшенный у основания лентами или нитями жемчуга. С боков свисали локоны. «Детский период» короля Людовика XIV отразился на женских прическах так же, как и на мужских. Невзхирая на возраст, все дамы «помолодели». Они стали носить простые детские прически из зваитых локончиков по всей глове, а также распущенные по плечам локоны, подвязанные лентой вокруг головы, называемые «аль анфан» («по-детски»). «Гарсетты» и «туф» перестают пользоваться успехом у дам. О распространении мужской прически типа «а-ля Каденетт» в дамских прическах тоже появляются отдельные «любовные» локоны. Эта пушистая завитая прядь получила название «мусташ» - «ус». Конец ее завязывался бантом. С середины века (1650-1660) форма причесок меняется. Они отличаются изяществом и легкостью. В моду входит прическа маркизы Севинье, получившая впоследствии ее имя. Они представляла собой завитые длинные локоны, связанные пучками над ушами на разной высоте. Лоб обрамляла еле заметная, легкая челка. Волосы затылка покрывалась небольшой шапочкой, или чепчиком («бонне»), или шляпкой с пером наподобие испанского тока, или кружевной наколкой из легкого гофрированного газа, шелка или бархата.

Зачем носили парики в 18 веке 18 век был периодом элегантности и полного притворства Историки утверждают, что данный период времени был самым неестественным по отношению к внешнему виду. Девушки и мужчины пытались добиться самых сложных причесок, если это не получалось с волосами, в ход шли парики. В отличие от прошлых веков, люди напрочь забыли, что такое скромность, стеснительность и простота, теперь в моде были совершенно противоположные качества – шик, блеск и роскошь. Давайте подробнее рассмотрим историю и узнаем, зачем носили парики в 18 веке. Содержание 1 История мужских париков 1.1 Упадок женских париков 1.2 Расцвет высоких причесок 1.3 Конец века париков 1.3.1 Церковные запреты 1.3.2 Рост преступности История мужских париков В 18 веке состояние прически было так же важно, как одежда человека. Модно было носить высокие и громоздкие парики, причем использовали их как мужчины, так и женщины. В 17 веке Петр 1 имел длинные и пышные волосы, а потому парики у него были эксклюзивные. Во-первых, сделанные из собственных волос, а во-вторых, он использовал их скорее, как головной убор против морозов, чем для красоты. Стоили парики необычайно дорого, так как делали их исключительно за границей и только после этого завозились в страну. В 17 веке зависимости от внешнего вида, локонов и завитушек различали парик «грива» и «пудель». В те времена, модными были парики, присыпанные пудрой. Говорят, что один модник – канцлер Кауниц, специально ради этого входил в запудренную комнату и таким образом придавал своему парику больше элегантности и шика. Ближе к 30-м годам 17 века на всю страну распространяется новая немецкая мода на парики, с этого времени вы больше не увидите пышных уборов и завитушек, теперь все стаи ходить с прусской косой. Выполнялась прическа очень легко: из трех прядей, при этом совершенно не важно было, плетете ли вы на своих волосах или же на парике. Во времена Екатерины все мужчины сменили предпочтения и стали носить так называемые крысиные хвосты. Для того чтобы сделать эту прическу необходимо взять часть волос и завязать их с помощью ленты как можно ближе к затылку. В итоге, у вас получится длинная и тонкая прядь волос, напоминающая крысиный хвостик. Некоторые предпочитали крылья голубя, суть прически состояла в том, чтобы подстричь височные пряди, подвить их и в последствии заколоть. Достаточно странным оказался тот факт, что в 17 веке парики были введены и в армию, но не для эстетической цели. Подкладка парика делалась из очень плотной материи, а потому такой аксессуар защищал голову воина, если же он был напудрен, солдат вообще мог не бояться ударов вражеских шпаг. Для того чтобы защититься от сабли, воины одевали треуголки, тем самым полностью обезопасив свою голову. Но, несмотря на такую практичность, нововведение вводилось достаточно долго, а воины были более благосклонны к жестким бронзовым шлемам. Был лишь один недостаток у парика, он практически не спасал от жесткого нападения с конницы. Чем выше чин, тем лучше парик был положен, так. Офицерские парики подкручивали и покручивали, солдатские же делали из пакли, а для блеска и эффекта припудренной использовали муку и квас. Достаточно часто молодые офицеры отказывались от парика, и завивали свои собственные волосы. Официальный приказ на отмену париков в армии ввели в 1807 году. Упадок женских париков В начале 18 века девушки все еще были приверженцами высоких причесок, с обилием украшений, драгоценных камней, цветов и обилия пудры, но все изменилось, когда в Версале был церемониальный прием. На нем, Герцогиня Шрусбери пришла с легкой прической, которая ниспадала мягкими локонами и имела минимальное количество украшений. Увидев это, Людовик 14, который на то время был законодателем моды, настолько обомлел, что уже на следующий день девушки стали ходить с простыми и изящными прическами, чего раньше не делали. Из обихода пропала та вычурность, обилие украшений и парики, в моду снова вернулась простота. В течение следующих нескольких лет девушки носили простые, но изысканные прически, обычно они назывались – бабочка, тайна, нежность и т. д. Обычно волосы гладко зачесывались на затылке, но оставляли пышными вокруг головы, можно также было оставлять прядь волос, чтобы она ниспадала на грудь. У императрицы Анны Иоанновны был свой вариант такой прически, который могла делать только она, у остальных прическа была строго под запретом. Волосы начесывались, а потом мягко закреплялись на затылке, дополняла весь этот образ маленькая корона. Расцвет высоких причесок Но, данная мода продержалась не долго, и уже к средине 18 века в моду вновь вернулись высокие и пышные парики. Мода достигла своего апогея, а прически все продолжали расти. На обычном приеме вы больше не увидели бы той изысканности, все головы дам были украшены очень сложными сооружениями. Чаще всего у дам не хватало собственных волос для подобной прически, а потому в ход шли все подручные материалы – конские волосы, драгоценности, плоды, ткани, цветы, рисовая мука и т. д. Историки утверждают, что некоторые прически слуги делали, стоя на лестнице, а время сооружения подобного чуда могло достигать 10 часов. Говорят, что самые вычурные прически были у графини Дюбари – простушки, которая стала фавориткой короля и дофина Марии-Антуанетты. Несмотря на то, что вторая в скором времени стала королевой, практически все время девушки посвящали новым нарядам и прическам. Они диктовали моду, а потому множество времени проводили со своими парикмахерами, придумывая новые стили и сочетания. Герцогини носили все, что придумают парикмахеры, а потому в средние века они уподоблялись художникам и скульпторам. У знатных дам прически не должны были повторяться, а потому в год парикмахеры придумывали до 100 разных вариантов. из чего делали парики в 18 веке Одной из самых известных причесок стала работа на голове Марии-Антуанетты, высота ее была около 70 сантиметров. В голове прекрасной дамы был проволочный каркас, который держал множество шиньонов и даже декоративный корабль. В то время не было такого понятия как рамки, девушки носили на своей голове корабли, фрукты, иногда даже сцены из пьес, казней или же интимные моменты. Конец века париков Со временем и этот стиль стал угасать, сменился правитель, а вместе с ним и мода, появились новые тенденции, теперь популярность набирала новая прическа, с чудным названием – голова овцы. Называлась она так, потому что лицо и затылок девушки обрамляли пышные и объемные локоны. В это же время парики надолго ушли из обихода женщин, а старые прически стали слишком трудоемкие и вычурные. Церковные запреты Несмотря на свою широкую популярность, далеко не все так лояльно относились к данной детали гардероба. Так, например, церковь с самого начала достаточно враждебно относилась к парикам, аргументируя это тем, что данный аксессуар посягнул на целомудрие девушек. Как позже объяснят историки, в церкви считали, что парики делают девушку еще прекраснее, а потому незамужние девушки могли потерять свою невинность в погоне за модой. Со временем ситуация обострилась, так, например, Климент Александрийский, который был папой одной из церкви, написал, что человек, посягающий на сан священника не должен ходить в парике, ведь тогда Господь не сможет посылать свое благословение через искусственные волосы. Его коллега Тертуллиан пошел еще дальше и сказал, что парик – это символ дьявола, через который он передает в вашу голову грехи, а вы не можете быть уверены, кто носил эти волосы до вас. Апогеем данного спора стал тот факт, что в Константинополе было исключено несколько человек из церкви за то, что они носили парики. Рост преступности Чем больше росла популярность и ценность париков, тем больше людей хотели заполучить их. Писатели и историки того века писали, что полные парики были очень востребованными и дорогими, а потому, выходя на улицу, необходимо было быть очень осторожным, ведь любой опрометчивый шаг мог оставить вас без ценного аксессуара. Очень популярным был прием, когда мужчина нес на подносе для мяса мальчика, накрытого тканью, проходя мимо знатного гражданина, мальчик срывал парик и спасался вместе с ним бегством, пока обеспокоенный хозяин оглядывался по сторонам. Парики для женщин и мужчин были не только модным аксессуаром, некоторые носили его вместо шапки для защиты головы от плохой погоды, в армии же их применяли для лучшей защиты и т. д. Они приходили и уходили из моды, в зависимости от желаний правителей, но всегда были признаком элегантности, власти и вкуса, как для девушек, так и для мужчин.

Х-XII века - к этому времени возникают и быстро растут города. Скученность населения приводила к частым эпидемиям, посещение бань стало не только обязательным, но и жизненно необходимо, здесь можно было вымыться, побриться и постричься. Эту работу выполняли банщики-парикмакхеры. Кроме этого, они занимались удалением зубов, бородавок, кровопусканием. Имели банщики и свой профессиональный знак - небольшой круглый тазик.

В XII веке появились профессиональные брадобреи, которые выполняли примитивные стрижки, прически, брили бороды. Но вскоре они начинают присваивать себе права медиков и банщиков. Частые крестовые походы, рыцарские междоусобицы, привели к появлению новой профессии - полевого фельдшера-парикмахера.

Девушки франкских племен (500-751 г.г.) носили волосы свободными и открытыми. В торжественных случаях они украшали их узким золотым обручем, цветами и лентами. В торжественных случаях высшее духовенство носило митры. Митра представляла собой круглую шапку, простую по форме и украшение, но со временем она стала более высокой, треугольной, из двух половинок. Митры изготовлялись из парчи, расшивались драгоценными камнями и золотым шитьем. Сзади с митды опускались на спину длинные ленты. Другим парадным убором считалась тиара - это высокий колпак конической формы, делался из дорогих материалов.

Ренессанс - (XVXVI в.в.) эпоха возрождения. Она принесла с собой расцвет искусства, литературы и естественных наук. Мужчины носили волосы, достигавшие плеч или лопаток, выстригали ровную челку, височные и затылочные пряди стриглись полукругом. Прически делались как из прямых волос, так и из завитых. В женских прическах преобладали завитые локоны, закрепленные шпильками.

Распространенная прическа - колба - пробор, концы волос подгибались вовнутрь, часто делалась пейзанская стрижка, где применялись перевитые украшениями локоны и использовалось осветление волос. Прически стали делать высокими с применением каркаса.

Барокко - конец XVI -середина XVII вв. Этот стиль несет на себе печать величавости, перегруженности, утяжеленности, из завитых длинных и полудлинных волос, спускающимися отдельными локонами.

В 1624 г входит в моду пышный завитой парик. Завивали его горячим способом при помощи пара, что было в то время большим новшеством.

Парикмахеры делают всевозможные прически: грива, пудель. Они представляли собой большое взбитое облако из локонов, окружавших лицо.

Самой модной бородой этого времени считается мушка - маленький пучок волос под нижней губой. Эта мода была введена Людовиком XIII во Франции. Женские прически стали более естественными, в моду входит прическа Мария Манчини, которая укладывалась двумя полушариями, делается прямой пробор и два змеевидных локона ниспадают на плечи или спину. Появляется новая прическа фонтаж она представляет собой нагромождение высоко надо лбом туго завитых локонов, расположенных горизонтальными рядами поэтажно. На лбу завивалось несколько локончиков, а на грудь спускались один или несколько локонов.

В 1644 году появилось специальное руководство, содержащее срветы и рецепты по уходу за лицом и волосами, но несмотря на это, личная гигиена еще не стала привычной. Даже во дворце не было удобных туалетных комнат, а если и были, то маленькие и плохо оборудованные. Умывались через день. К концу недели образовывался толстый слой помады. Женщины, девушки и мужчины румянились и подкрашивали губы.

История культуры феодального общества делится на два основных периода: раннее 9 – 12 века и позднее 13 –15 века. Огромную роль в жизни людей начинает играть церковь, поэтому и развитие парикмахерского искусства зависело от регламентации церкви, которая стремилась усмирить греховную человеческую плоть.

В период раннего развития средневековья мужская прическа была примитивной: волосы подстрижены до мочки ушей, а спереди челка. В 11 веке носили длинные волосы, распущенные по плечам.

Девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем, а замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Чаще всего таким убором служил круглый платок из белой ткани с отверстием для лица.

В 15 веке огромное значение приобрели головные уборы, в частности чепцы, а прическа, наоборот утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы надо лбом и затылком подбривали.

Эпоха Возрождения, или Ренессанс, была важнейшим этапом в истории парикмахерского искусства. В это время в Италии у мужчин считалось модной прической двух основных типов: волосы или гладко зачесаны назад, или носили прическу с челкой. Лицо гладко брили.

У женщин особенно красивыми считались золотые волосы. Красивым считался высокий лоб. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос, локонов, украшенных жемчужными бусами, вуалями, лентами. Иногда молодые девушки носили распущенные волосы.

В Испании у мужчин в моде была короткая стрижка, а также борода и усы. Испанки носили простую и строгую прическу, чаще всего так называемое бандо: расчесанные на прямой пробор волосы спускались вдоль щек, а сзади складывались в шиньон. Волосы красиво убирали цветами, обручами, драгоценностями. Во Франции в прическах появились самобытные черты, отражающие вкусы складывающейся нации. Особое влияние на мужские прически оказал последний король 16 столетия Генрих 4. В моду вошли зачесанные назад волосы, закрученные назад усы и маленькая острая бородка. Поскольку король рано начал седеть, в моду вошла пудра для волос, но пудрили в это время только виски.

Ампир, первая четверть XVIII века

Когда Наполеон объявил себя императором Франции, произошел переворот в модах и видах причесок. Как прическе, так и одежде стали придавать традиционные римские формы. Прически делались на передней части головы. На лбу мелкие ниспадающие локоны. Были драгоценные украшения причесок. Появилась прическа Титуса, ее долгое время носили в Европе. Вскоре развился ампирный стиль - это разнообразие локонов (спиральных, круглых, плоских), стиль которых сохранился до наших времен.

Характерными были украшения причесок - широкие гребешки, драгоценные диадемы, вышитые жемчугом ленты, дорогие застежки, до такой степени заполняя прически, что они казались перегруженными. Несмотря на новое направление моды, некоторые женщины продолжали носить пудреные парики. В результате английской блокады, в связи с этим нехваткой пудры в стране правительство запретило носить пудренные прически. И облагало модницу уысоким налогом и денежным штрафом.

После поражения Наполеона все виды при исчезли, вместе с этим Париж утратил свое положение диктатора моды . Виденмеер, падение Наполеона 1815-1848 гг. тон в искусстве и в моде начинает задавать Вена, вновь наступила эпоха парикмахерского мастерства. Прически этого времени придавали обаяние молодости и красоты, но были очень сложными. Характерная их особенность -крупные плотные локоны, которые укладывались с двух сторон головы, благодаря чему получалась плотная, выточенная прическа. Далеко выступавшие пышные боковые локоны или вздутые стоячие петли и косы требовали очень высокого мастерства. Украшением были: диадемы, жемчуг, ленты.

Произведения парикмахерского искусства 1830 г. достигли кульминационного расцвета. Возник новый видермеерский стиль, который в противоположность предыдущему стилю выглядел по-мещански. Прическа стала плоской, ее носили со всякого рода завивками, кольцевым плетением и спиральными локонами: эти прически отличались высоко стоящими петлями, кручеными и плетеными косами, боковыми локонами. Линии мужских и женских причесок в 30-40-х годах сохраняются прежними. Мужчины продолжают носить короткие прически Аля-титус, но после войны 1812 г. распространена прическа из полудлинных волос Аля-мужик. Начальство строго следило за соблюдением этого правила. Пожилые мужчины продолжали носить прически с короткими волосами Дуновение ветра. Потом появились прически с пробором от лба до затылка 30-40 гг.. Появился косой пробор, причем волосы сбивались в локоны надо лбом или по бокам пробора в виде хохолка, с висков зачесывались вперед.

В конце 40 г. волосы в прическах значительно удлиняются, закрывая уши, доходят до воротника. Эта романтическая прическа была данью увлечения средневековыми романами Вальтера Скотта. Бороды в это время не носили. Новое время. (1920 г.)

Буржуазная революция (1848 г.) положила конец увлечению видермейским стилям. Искусство дамского парикмахера все больше и больше теряло свое значение. В послевоенное время техника выполнения причесок совершенствуется. Начинают применять укладку феном, термическую и химическую завивку, окрашивание волос всевозможными химическими составами. Применяют фиксаторы для закрепления форм стрижки: лак, бриолин и различные кремы. Используют для укладки волос специальные щетки, ножницы, совершенствуется технология стрижки, применяются новые методы. В начале прически с короткой стрижкой были относительно однообразны, особенно излюбленной была пажеская прическа с боковым пробором, причем плоская волнистость волос придавала привлекательный вид всей прическе.

Парик в 18-ом веке

Вряд ли в ранние эпохи европейской цивилизации можно найти другой элемент, который бы больше годился для демонстрации игрового импульса культуры, чем парик в том виде, как его носили в 17 и 18 веках. В 20-е годы 17 века от короткой стрижки переходят к моде на длинные волосы, а в самом начале второй половины появляется парик. Всякий, кто хочет слыть господином, будь то аристократ, судья, военный, священник или купец, начинает с тех пор носить как парадное украшение парик; даже адмиралы в роскошных латах увенчивают им свои головы. Уже в 60-е годы парик достигает наибольшей пышности. Его можно квалифицировать как бесподобное и смехотворное утрирование потребности в стиле и красоте.

Парик как явление культуры заслуживает более пристального внимания. Исходным пунктом столь длительной моды на парик остаётся, конечно, тот факт, что причёска из волос скоро начала требовать от природы больше, чем способна была дать значительная часть мужчин.

Парик появился в начале как суррогат для возмещения скудеющей красы локонов , то есть как подражание природе. Когда же ношение парика стало всеобщей модой, он быстро потерял всякую претензию на подражание естественной шевелюре и стал элементом стиля. В 17 веке, почти с самого начала моды, существовал стилизованный парик. Он уже служит не для подражания, но для того, чтобы выделять, облагораживать и возвышать. Тем самым парик есть наиболее барочный элемент барокко.

Примечательно в ношении парика не только то, что он, будучи неестественным, стесняющим и вредным для здоровья, господствует в течение полутора веков и, следовательно, не может быть сброшен со счетов как простой каприз моды, но также и то, что чем дальше, тем больше парик отдаляется от естественных волос, всё более стилизуясь . Эта стилизация происходит с помощью трёх средств: накладных локонов, пудры и лент. С рубежа 17-18 веков парик, как правило, носят только напудренным белой пудрой. И этот эффект портреты донесли до нас, без сомнения, весьма приукрашенным. С середины 18 века начинается отделка парика рядами жёстких, накрахмаленных локонов над ушами, высоко начёсанным хохлом и лентой, которой парик перевязывается сзади. Всякая видимость подражания природе исчезает, парик окончательно стал орнаментом.

Следует затронуть ещё один момент. Женщины носят парик только в случае крайней необходимости , но их причёска в общих чертах следует мужской моде, с использованием пудры и стилизацией, которая достигает максимума в конце 18 века.

Всё это означает тенденцию к непринуждённости и лёгкости манер, к намеренной беспечности, невинной естественности, которая на продолжении всего 18 века противостоит жеманству и чопорности. Было бы заманчиво и полезно проследить эту тенденцию в других областях культуры; тут вскрылся бы целый ряд связей с игрой, но это завело бы нас слишком далеко. Нам было важно установить тот факт, что все явления продолжительной моды на парик в целом трудно квалифицировать иначе, чем как одну из наглядных иллюстраций игрового фактора в культуре.

Елизавета Краснова

Стилист-имиджмейкер

Написано статей

18 век был периодом элегантности и полного притворства Историки утверждают, что данный период времени был самым неестественным по отношению к внешнему виду. Девушки и мужчины пытались добиться самых сложных причесок, если это не получалось с волосами, в ход шли парики. В отличие от прошлых веков, люди напрочь забыли, что такое скромность, стеснительность и простота, теперь в моде были совершенно противоположные качества – шик, блеск и роскошь. Давайте подробнее рассмотрим историю и узнаем, зачем носили парики в 18 веке.

В 18 веке состояние прически было так же важно, как одежда человека. Модно было носить высокие и громоздкие парики, причем использовали их как мужчины, так и женщины. В 17 веке Петр 1 имел длинные и пышные волосы, а потому парики у него были эксклюзивные. Во-первых, сделанные из собственных волос, а во-вторых, он использовал их скорее, как головной убор против морозов, чем для красоты.

Стоили парики необычайно дорого, так как делали их исключительно за границей и только после этого завозились в страну. В 17 веке зависимости от внешнего вида, локонов и завитушек различали парик «грива» и «пудель». В те времена, модными были парики, присыпанные пудрой. Говорят, что один модник – канцлер Кауниц, специально ради этого входил в запудренную комнату и таким образом придавал своему парику больше элегантности и шика.

Ближе к 30-м годам 17 века на всю страну распространяется новая немецкая мода на парики, с этого времени вы больше не увидите пышных уборов и завитушек, теперь все стаи ходить с прусской косой. Выполнялась прическа очень легко: из трех прядей, при этом совершенно не важно было, плетете ли вы на своих волосах или же на парике.

Во времена Екатерины все мужчины сменили предпочтения и стали носить так называемые крысиные хвосты. Для того чтобы сделать эту прическу необходимо взять часть волос и завязать их с помощью ленты как можно ближе к затылку. В итоге, у вас получится длинная и тонкая прядь волос, напоминающая крысиный хвостик. Некоторые предпочитали крылья голубя, суть прически состояла в том, чтобы подстричь височные пряди, подвить их и в последствии заколоть.

Достаточно странным оказался тот факт, что в 17 веке парики были введены и в армию, но не для эстетической цели. Подкладка парика делалась из очень плотной материи, а потому такой аксессуар защищал голову воина, если же он был напудрен, солдат вообще мог не бояться ударов вражеских шпаг. Для того чтобы защититься от сабли, воины одевали треуголки, тем самым полностью обезопасив свою голову. Но, несмотря на такую практичность, нововведение вводилось достаточно долго, а воины были более благосклонны к жестким бронзовым шлемам.

Был лишь один недостаток у парика, он практически не спасал от жесткого нападения с конницы. Чем выше чин, тем лучше парик был положен, так. Офицерские парики подкручивали и покручивали, солдатские же делали из пакли, а для блеска и эффекта припудренной использовали муку и квас. Достаточно часто молодые офицеры отказывались от парика, и завивали свои собственные волосы. Официальный приказ на отмену париков в армии ввели в 1807 году.

Упадок женских париков

В начале 18 века девушки все еще были приверженцами высоких причесок, с обилием украшений, драгоценных камней, цветов и обилия пудры, но все изменилось, когда в Версале был церемониальный прием. На нем, Герцогиня Шрусбери пришла с легкой прической, которая ниспадала мягкими локонами и имела минимальное количество украшений. Увидев это, Людовик 14, который на то время был законодателем моды, настолько обомлел, что уже на следующий день девушки стали ходить с простыми и изящными прическами, чего раньше не делали. Из обихода пропала та вычурность, обилие украшений и парики, в моду снова вернулась простота.

В течении следующих нескольких лет девушки носили простые, но изысканные прически, обычно они назывались – бабочка, тайна, нежность и т. д. Обычно, волосы гадко зачесывались на затылке, но оставляли пышными вокруг головы, можно также было оставлять прядь волос, чтобы она ниспадала на грудь. У императрицы Анны Иоанновны был свой вариант такой прически, который могла делать только она, у остальных прическа была строго под запретом. Волосы начесывались, а потом мягко закреплялись на затылке, дополняла весь этот образ маленькая корона.

Расцвет высоких причесок

Но, данная мода продержалась не долго, и уже к средине 18 века в моду вновь вернулись высокие и пышные парики. Мода достигла своего апогея, а прически все продолжали расти. На обычном приеме вы больше не увидели бы той изысканности, все головы дам были украшены очень сложными сооружениями. Чаще всего у дам не хватало собственных волос для подобной прически, а потому в ход шли все подручные материалы – конские волосы, драгоценности, плоды, ткани, цветы, рисовая мука и т. д.

Историки утверждают, что некоторые прически слуги делали стоя на лестнице, а время сооружения подобного чуда могло достигать 10 часов. Говорят, что самые вычурные прически были у графини Дюбари – простушки, которая стала фавориткой короля и дофина Марии-Антуанетты. Несмотря на то, что вторая в скором времени стала королевой, практически все время девушки посвящали новым нарядам и прическам. Они диктовали моду, а потому множество времени проводили со своими парикмахерами, придумывая новые стили и сочетания. Герцогини носили все, что придумают парикмахеры, а потому в средние века они уподоблялись художникам и скульпторам. У знатных дам прически не должны были повторяться, а потому в год парикмахеры придумывали до 100 разных вариантов.

Одной из самых известных причесок стала работа на голове Марии-Антуанетты, высота ее была около 70 сантиметров. В голове прекрасной дамы был проволочный каркас, который держал множество шиньонов и даже декоративный корабль.

В то время не было такого понятия как рамки, девушки носили на своей голове корабли, фрукты, иногда даже сцены из пьес, казней или же интимные моменты.

Конец века париков

Со временем и этот стиль стал угасать, сменился правитель, а вместе с ним и мода, появились новые тенденции, теперь популярность набирала новая прическа, с чудным названием – голова овцы. Называлась она так, потому что лицо и затылок девушки обрамляли пышные и объемные локоны. В это же время парики надолго ушли из обихода женщин, а старые прически стали слишком трудоемкие и вычурные.

Церковные запреты

Несмотря на свою широкую популярность, далеко не все так лояльно относились к данной детали гардероба. Так, например, церковь с самого начала достаточно враждебно относилась к парикам, аргументируя это тем, что данный аксессуар посягнулся на целомудрие девушек. Как позже объяснят истории, в церкви считали, что парики делают девушку еще прекраснее, а потому незамужние девушки могли потерять свою невинность в погоне за модой.

Со временем ситуация обострилась, так, например, Климент Александрийский, который был папой одной из церкви, написал, что человек посягающий на сан священника не должен ходить в парике, ведь тогда Господь не сможет посылать свое благословение через искусственные волосы. Его коллега Тертуллиан пошел еще дальше и сказал, что парик – это символ дьявола, через который он передает в вашу голову грехи, а вы не можете быть уверены, кто носил эти волосы до вас.

Апогеем данного спора стал тот факт, что в Константинополе было исключено несколько человек из церкви за то, что они носили парики.

Рост преступности

Чем больше росла популярность и ценность париков, тем больше людей хотели заполучить их. Писатели и историки того века писали, что полные парики были очень востребованными и дорогими, а потому выходя на улицу необходимо было быть очень осторожным, ведь любой опрометчивый шаг мог оставить вас без ценного аксессуара.

Очень популярным был прием, когда мужчина нес на подносе для мяса – мальчика, накрытого тканью, проходя мимо знатного гражданина, мальчик срывал парик и спался вместе с ним бегством, пока обеспокоенный хозяин оглядывался по сторонам.

Парики для женщин и мужчин были не только модным аксессуаром, некоторые носили его вместо шапки для защиты головы от плохой погоды, в армии же их применяли для лучшей защиты и т. д. Они приходили и уходили из моды, в зависимости от желаний правителей, но всегда были признаком элегантности, власти и вкуса, как для девушек, так и для мужчин.