Уровень регистрируемой безработицы измеряется отношением. Безработица: формы, причины и последствия

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности активной рабочей силы, то есть той части трудоспособного населения, которая занята активным поиском работы. Это отношение выражают в процентах.

В экономической теории широко применяется термин"полная занятость" , который в общем плане определяется как такая ситуация в экономике, когда в производство вовлечены все пригодные для него ресурсы.

Применительно к рынку труда "полная занятость" не означает абсолютного отсутствия безработицы. Поскольку фрикционная и структурная безработица всегда существуют, постольку "полная занятость" всегда меньше 100% трудоспособного населения. Другими словами: при "полной занятости" уровень безработицы равен сумме фрикционной и структурной безработицы, циклическая безработица равна нулю.

Уровень безработицы при "полной занятости" называется "естественным уровнем безработицы" (т.е. совокупная величина фрикционной и структурной безработицы). Современная статистика определяет его в пределах 5-6% активной рабочей силы. Как отмечалось, "естественный уровень безработицы" рассматривается в теории (особенно в кейнсианской школе) как явление полезное для экономики, поскольку эта часть трудовых ресурсов может служить источником дополнительной рабочей силы в период экономического подъема.

Фактический уровень безработицы может отклоняться от "естественного". Более низкие показатели достигались в достаточно редких случаях. Например, в период Второй Мировой войны и послевоенного восстановления экономики в европейских государствах наблюдалась "сверхзанятость" - спрос на рабочую силу был почти неограничен, сверхурочные работы, привлечение иностранной рабочей силы были обычным явлением.

Но более устойчивым является, такое состояние рынка труда, когда фактическая безработица выше "естественной". Для всей послевоенной истории стран с развитой рыночной экономикой характерна хроническая безработица. Она не только превышает естественный уровень, но не снижается даже в условиях экономического подъема.

Реальная ситуация на рынке труда может искажаться за счет того, что официальная статистика учитывает в качестве безработных лишь тех граждан, которые зарегистрированы в службах занятости как претенденты на получение пособия по безработице. Те же граждане, которые заняты самостоятельным поиском работы, или прекратили поиск, потеряв надежду найти работу, официальной статистикой не учитываются. В этой связи выделяется понятие "скрытая безработица". Чтобы получить реальную картину, к официальным показателям необходимо прибавлять и тех людей, которые могли бы работать, если бы не считали, что поиски работы бесполезны. Официальная же статистика рассматривает таких людей как выбывших из состава рабочей силы. Чтобы устранить указанное расхождение между официальными и реальными показателями безработицы, часто используется методика Международной организации труда (МОТ), которая предполагает проведение выборочных опросов среди определенных групп населения. Эти опросы позволяют определить масштабы скрытой безработицы.

Недостаток официальных данных заключается также и в том, что в качестве безработных не учитываются те граждане, которые не имеют постоянной работы, вынуждены довольствоваться случайными, нерегулярными заработками. Лица, работающие неполный рабочий день (неполную рабочую неделю) рассматриваются как полностью занятые.

Органы Росгосстата используют современные социологические методы для определения уровня безработицы. Это позволяет делать прогнозы, необходимые для формирования политики в области занятости.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Несмотря на экономический кризис, правительство РФ утверждает, что с помощью применяемых им мер удается удерживать рост безработицы. При этом оно опирается на определенные статистические данные.

Расчеты, на основании которых определяется заявляемый уровень занятости населения, производятся службами занятости и органами Росгосстата с применением опросов и других социологических методов.

Первоначальная информация

Необходимо учитывать, что статистика по учету безработных людей основывается только на косвенных данных, точно определить количество незанятого населения невозможно.

Связано это с тем, что учет ведется двумя методами:

  • по информации органов занятости, которая формируется на основании учета количества обращений безработных за пособиями и заявлений предприятий о планируемых сокращениях;
  • по данным проводимых социологических опросов, проводимых в определенных регионах и среди определенных групп населения, а также на основании исследований, которые проводят эксперты.

Сочетание этих двух методик позволяет выявить цифры, близкие к реальным показателям, и понять преобладание тенденций роста или снижения безработицы по секторам.

Более точный подсчет, исходя из имеющейся методики анализа трудовых ресурсов, утвержденной Росгосстатом, можно сделать, найдя общее количество занятых в стране, включая военнослужащих, научных работников, лиц, работающих по гражданско-трудовым договорам, и соотнести их с общей численности трудоспособного населения страны или отдельного региона.

На август 2019 из 3,8 миллионов безработных на учете в службе занятости состояло только 8 миллионов человек.

Полный анализ производится на основании информации, формирующейся у служб занятости, ИМНС , которая имеет данные по выплатам социального налога.

По динамике реальной заработной платы, Федеральной миграционной службы , предоставляющей информацию о количестве мигрантов среди занятого или безработного населения.

Статистику запросов по поиску работы не учитывают, так как в ее смене заинтересованы и занятые на производстве или в бизнесе граждане.

Что это такое

Уровень безработицы вычисляется как отношение численности безработных к численности экономически активного населения.

При этом точность расчетов будет невелика. Многие не обращаются за поддержкой в службу занятости, особенно это касается студентов, окончивших ВУЗ и граждан, активно ищущих работу.

При этом многие из получающих пособие охвачены вторичной занятостью, которая не отражается в официальных статистических данных.

Общий термин для занятого и незанятого населения страны, используемый Росгосстатом — трудовые ресурсы.

Анализ потери трудовых отношений по регионам

Статистика по регионам не дает яркой картины наиболее страдающих от безработицы городов, так в ней используются усредненные показатели, включающие и центральные города с высоким уровнем занятости, и депрессивные сельские регионы.

По статистике 2019 года более 60% безработных приходится на них и на малые города. Тем не менее, для каждого федерального округа существует 1-2 региона, в которых уровень безработицы на лето 2019 года существенно выше среднего по стране.

По сравнению с концом 2016 года практически все проблемные регионы улучшили показатели, некоторые даже в пределах 2-3%.

Следует учитывать, что показателем экономического спада является уровень более 5%. Это:

Особенно проблема безработицы актуальна для моногородов, в которых она может превышать 30 и более процентов при закрытии градообразующего предприятия.

Правовые аспекты

Государственная политика в области занятости определяется Законом «О занятости» №1032-1-ФЗ. Он принят в 2001 году, последние изменения вносились уже в середине текущего года.

В его 16 статье определяет порядок подготовки статистической отчетности, определяющей уровень занятости граждан.

В статье предусмотрен порядок обмена информацией между органами занятости, статистики и другими организациями, обладающими необходимы ми данными.

Методика расчета баланса трудовых ресурсов утверждена на 2019 год постановлением Росгосстата. Безработные в рамках этой методики оцениваются согласно критериям Международной организации труда (МОТ).

Как происходит учет уровня безработицы в России по данным Росстата в 2019 году

С января 2019 Росстат проводил выборочное исследование состояния рабочей силы в стране среди населения в возрасте старше 15 лет.

Для учета человека в качестве безработного использовалась методология Международной организации труда , по которой в качестве безработного учитывалось лицо, не имеющее работы, активно ищущее ее и готовое выйти на новое рабочее место в течение недели.

Исследования проводились, как с учетом сезонного фактора изменения количества рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве и в строительстве, так и без него. Был выявлен понижающийся тренд, с января по август уровень безработицы сократился с 5,5 до 4,9%.

При проведении исследования могли быть допущены погрешности, связанные со следующими особенностями проведения исследования:

  • оно имеет выборочный, а не сплошной характер. Обследуется не более 0,06% от общего количества занятого населения, в абсолютных числах это не более 260 тысяч человек;
  • не учитываются данные по Крыму;
  • процент сокращения уровня безработицы увеличивается не за счет трудоустройства, за счет сокращения уровня активного населения средних лет. Количество стариков и молодых в процентном соотношении становится больше благодаря повышению уровня рождаемости и снижения уровня смертности.

Таблица существующих скрытых данных

Количество незанятой рабочей силы невозможно определить абсолютно точно из-за наличия факторов скрытой безработицы, к которым относятся простои на производстве, отпуска без сохранения содержания и аналогичные факторы.

По докладу на 2019 год, сделанному в Государственной Думе, со ссылкой на исследования РАНХиГС при президенте РФ цифра реальной безработицы, с учетом всех скрытых факторов, в стране составляет 28 миллионов человек.

При общем количестве трудоспособного населения в 75 миллионов человек (без учета Крыма), можно установить цифру, примерно равную 30%.

При расчете скрытой безработицы эксперты учитывали следующие группы населения:

По сравнению с периодом 2009-2010 года эти показатели снизились почти в 2 раза, что говорит об устойчивом росте экономики.

Список городов с максимальной величиной кризиса

В России существует 319 моногородов, образованных вокруг градообразующих предприятий. В них проживает более 8,4 миллионов человек.

Большая часть занятого населения или работают на этих производствах или связаны с их обслуживанием.

Структурное изменение экономики, переориентация с экспорта на внутренние ресурсы вызвало резкое сокращение объема их производства и соответственное снижение доли занятых.

По данным на начало 2016 года почти во всех моногородах уровень безработицы выше, чем в России, в 84 из них – выше в два и более раза. Среди наиболее проблемных городов называются:

Особенности социальной защиты граждан (по городам)

Региональные власти, на чьей территории находятся предприятия и районы, находящиеся в зоне риска, разрабатывает собственные программы сокращения безработицы, основанные на текущей и прогнозируемой ситуации с занятостью.

Среди наиболее часто используемых способов:

Поддержка малого бизнеса, где сможет найти работу до 20-30% незанятого населения Этот способ применен в Пикалево и в Тольятти
Поддержка создания новых крестьянско-фермерских хозяйств. Гранты региональными властями выдаются при условии создания 1 рабочего места на полученные 500 тысяч рублей поддержки Это актуально для сельскохозяйственных регионов
Льготные режимы Превращение городов в территории ускоренного развития с льготными налоговыми режимами
Выделение господдержки на создание новых рабочих мест и сохранение существующих выделение господдержки на создание новых рабочих мест и сохранение существующих На Пикалево, Байкальск, Набережные Челны, Тольятти было выделено более 4,5 миллиардов рублей

Прогноз сокращения показателей потери занятости

Наблюдающаяся динамика уменьшения уровня трудоспособного населения пока не дает возможностей точно спрогнозировать перспективы точного определения уровня безработицы.

Уровень безработицы? это удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.

Экономически активное население (занятая рабочая сила) ? это часть населения, обеспечивающая создание товаров и услуг.

Уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, хотя его нельзя считать безошибочным барометром благополучия экономики.

В России экономически активное население в 2002 г. составило 72,2 млн. чел., из них безработных? 7,1 млн. чел., отсюда официальный уровень безработицы? 9,0%1.

В то же время численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости2 в 2000 и 2001 гг., составляет 1,5%.

Что касается прогноза на рынке труда, то, по данным Минэкономразвития, уровень общей безработицы составит в 2005 г. 10,3%.

Безработица? относительно новый для России феномен.

Исходя из данных показателей мы видим, что решение проблемы поддержания занятости требует принятия неотложных государственных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Таблица 32.1

Устойчивый разрыв между общей и регистрируемой безработицей составляет одну из наиболее парадоксальных черт российского рынка труда. Установлено, что весьма незначительная часть российских безработных обращается за официальной регистрацией в государственные службы занятости. Этот феномен стал одной из главных «загадок» российского рынка труда.

Что касается регистрируемой безработицы, то основу ее измерения составляет административная информация о клиентах государственных служб занятости (ГСЗ). Показатели регистрируемой безработицы обладают тем преимуществом, что опираются на сплошное непрерывное статистическое наблюдение и отличаются высокой степенью оперативности (рассчитываются ежемесячно). Они выполняют важную инструментальную функцию, обеспечивая информационную базу для формирования государственной политики на рынке труда и открывая возможности для оценки ее масштабов и степени эффективности.

Основные принципы регистрации безработных установлены Законом о занятости населения. В соответствии с ним официальными безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (п. 1 ст. 3). Хотя в этом определении упоминаются критерии отсутствия работы, ее поиска и готовности к ней приступить, методологически оценки регистрируемой безработицы отличаются от оценок общей безработицы. Далеко не каждый, кто может быть квалифицирован как безработный в соответствии со стандартным определением МОТ, имеет право на получение официального статуса безработного.

Существует несколько альтернативных показателей, которые могут использоваться для оценки масштабов поисковой активности на рынке труда в той части, в какой она отслеживается государственными службами занятости:

Общая численность лиц, обратившихся в ГСЗ по вопросам трудоустройства;

Численность лиц, не занятых трудовой деятельностью, состоящих на учете в службах занятости. В их число не входят те, кто, имея работу, ищут альтернативную или дополнительную занятость, а также учащиеся и студенты дневной формы обучения;

Численность лиц, зарегистрированных в ГСЗ в качестве безработных. По сравнению с предыдущей эта категория является более узкой и не включает: а) молодых людей до 16 лет; б) пенсионеров; в) лиц, отказавшихся в течение 10 дней со дня обращения от двух вариантов подходящей работы, а также лиц, отказавшихся от двух вариантов профессиональной подготовки или двух предложений оплачиваемой работы (в том случае, если они не имели профессии и искали работу впервые); г) лиц, не явившихся без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы; д) лиц, не явившихся в срок, установленный для их регистрации в качестве безработных. К безработным не относятся также лица, прошедшие первичную регистрацию и ждущие решения о присвоении им статуса безработного, и лица, направленные для прохождения обучения и переобучения, которые на этот период квалифицируются как занятые;

Численность безработных, которым назначено пособие по безработице. Пособие назначается не всем зарегистрированным безработным. В частности, оно не предоставляется тем, кто уже исчерпал право на его получение.

На начало 2000 г. в России с учетом скрытой безработицы ее фактический уровень достигает 20?23%, а в ряде регионов страны? существенно выше этой усредненной величины: в районах Севера, малых городах России, ряде закрытых зон, районах дислокации предприятий легкой и угольной промышленности и в устойчиво депрессивных регионах (в частности, Кавказа), превращающихся постепенно в зоны застойной безработицы.

Наряду с понятием «безработица» в экономическом анализе используется другое, не менее важное понятие? «полная занятость».

Тема 3. Занятость и безработица как актуальные проблемы

Современного рынка труда (Окончание лекции)

1. Понятие, принципы и формы занятости. Современное состояние занятости и использования трудовых ресурсов в России.

2. Безработица: особенности, классификация и социально-экономические последствия. Показатели безработицы.

3. Скрытые формы занятости и безработицы.

4. Политика занятости в РФ и определение ее эффективности.

По продолжительности безработица подразделяется на краткосрочную (до 4 месяцев), продолжительную (от 4 до 8 месяцев), длительную (от 8 до 18 месяцев), застойную (более 18 месяцев).

Поводя итого вышесказанному, можно сделать вывод, что безработица может быть вызвана разными причинами: спад в экономике (циклическая), природные факторы (сезонная), структурные изменения (структурная, технологическая), несовершенство информации на рынке труда (фрикционная) и может иметь разную продолжительность. Комбинация вышеуказанных факторов безработицы формирует её общий уровень в стране.

По характеру проявления различают безработицу открытую, в том числе зарегистрированную, и скрытую.

Открытая безработица не требует особых комментариев, она не скрывается, не маскируется, люди публично заявляют о своем желании работать и активно занимаются ее поиском. Зарегистриро­ванная безработица - это часть открытой безработицы, которая зарегистрирована в органах службы занятости населения путем об­ращения туда граждан, ищущих работу.

Скрытая безработица более подробно будет рассмотрен в следующем вопросе теме.

Уровень скрытой безработицы определяется специальными обследованиями, а также экспертной оценкой руководителей круп­ных предприятий, органов управления, специалистов службы заня­тости населения, ученых.

О скрытой безработице более подробно в следующем вопросе данной темы.

Показатели безработицы

Безработица является объектом внимания государственных органов. За ее размерами, составом и продолжительностью ведет наблюдения и исследования Правительство РФ в лице его органов - Роструда, Росстата, Минэкономразвития России, а также местные органы власти.



Изучение безработицы основано на системе ее показателей, получаемых на основании официальных (ежемесячных, кварталь­ных, полугодовых, годовых) статистических материалов Росстата, на основе специальных выборочных обследований домашних хозяйств по проблемам занятости населения, «Статистических бюллетеней» и других материалов (например, «Мониторинга регистрируемой безработицы»), подготавливаемых и публикуемых Рострудом.

В российской статистике, как и в статистике многих других стран, используются два способа измерения безработицы: 1) по регистрациям в службах занятости, 2) результатам регулярных обследований рабочей силы, в которых статус безработного определяется по критериям Международной организации труда (МОТ). Соответственно рассчитываются и публикуются два показателя: регистрируемой (явной) и общей (или «мотовской») безработицы. Возможные расхождения между ними объясняются тем, что, во-первых, часть безработных предпочитает вести поиск работы, не вставая на учет в государственных службах занятости; во-вторых, лица, имеющие работу или же представляющие экономически неактивное население, нередко регистрируются в качестве безработных ради получения пособий. В межстрановых сопоставлениях принято использовать показатели безработицы, базирующиеся на результатах обследований рабочей силы, поскольку они проводятся по единой методологии и являются свободными от искажающего влияния административной практики регистрации безработных, складывающейся в различных странах.

Рассмотрим наиболее общие показатели безработицы.

1. Уровень официально зарегистрированной безработицы - это отношение числа зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения на Основании статистических данных, рассчитанных на определенной территории в среднемесяч­ном, среднегодовом выражении или по состоянию на определенную дату (например, на конец года). Для условий среднегодовой числен­ности этот показатель рассчитывают по следующей формуле:

УЗБ = ЗБ / Э А х 100%;

УЗБ - уровень зарегистрированной на i-й территории безработицы в среднего­довом исчислении, %; ЗБ - среднегодовая численность зарегистрированных на i-й территории без­работных, человек; Э А - среднегодовая численность экономически активного населения на i-й тер­ритории, человек.

2. Уровень общей безработицы - это отношение общего числа безработных, рассчитанного на определенной территории путем вы­борочных обследований по состоянию на определенную дату, к чис­ленности экономически активного населения на эту дату. Его вы­числяют по формуле

где - уровень безработицы; - численность экономически активного населения; - численность занятых.

У б = ОБ / Э А х 100%;

У б - уровень общей безработицы на i-й территории по состоянию на опреде­ленную дату, %; ОБ - общая численность безработных, рассчитанных на i-й территории путем, выборочных обследований по состоянию на определенную дату, человек; Э А - среднегодовая численность экономически активного населения на i-й тер­ритории, человек.

3. Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы:

Uфрикц = Uфрикц/ *100%

4. Уровень структурной безработицы рассчитывается как отношение количества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах):

Uструкт = Uструкт/ *100%

5. Удельный вес зарегистрированной безработицы в общем числе безработных - это отношение числа зарегистрированных на опре­деленную дату безработных к общему числу безработных, рассчи­танных на i-й территории путем выборочных обследований по со­стоянию на определенную дату. Его находят по следующей формуле:

УБ = ЗБ / УБ х 100%;

УБ - удельный вес зарегистрированной безработицы в общем числе безработ­ных на i-й территории по состоянию на определенную дату, %; ЗБ - число зарегистрированных безработных на i-й территории по состоянию на определенную дату, человек.

6. Продолжительность безработицы - величина, характеризующая в среднем длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработных на конец рассматриваемого периода, а также теми безработными, которые были в этот период трудоустроены. Эта величина описывается двумя показателями. Первый показатель свидетельствует, сколько месяцев находятся без работы все те, кто на соответствующую дату числится как безработный. Второй - сколько в среднем месяцев были без работы те лица со статусом безработного, которые в рассматриваемом периоде получили работу.

7.Важным показателем, характеризующим состояние рынка труда, является коэффициент напряженности - отношение численности незанятых трудовой деятельностью, состоящих на учете в службах занятости, к количеству заявленных в службу занятости вакансий, рассчитанных на определенной территории в среднемесячном, среднегодовом выражении или по состоянию на определенную дату (например, на конец года). Для расчета показа­теля на определенную дату используют формулу

НР = НЗБ / ЗВ х 100%;

НР - коэффициент напряженности на рынке труда на i -й территории по состо­янию на определенную дату; ЗВ - количество заявленных в службу занятости населения вакансий от пред­приятий и организаций на -й территории по состоянию на определен­ную дату.

8. Во всех реформируемых экономиках переход к рынку сопровождался увеличением численности не только безработных, но и лиц, принадлежащих к экономически неактивному населению. Ослабление трудовой активности вызывалось сократившимися возможностями трудоустройства для пенсионеров, возросшими сложностями сочетать трудовую деятельность с воспитанием детей для женщин (из-за закрытия детских дошкольных учреждений и т.д.), появлением на рынке труда новой категории - отчаявшихся найти работу.

Вместе с тем это означало приближение к более рациональной модели распределения трудового потенциала общества по сферам деятельности, характерной для зрелых рыночных экономик. В бывших социалистических странах трудовая активность населения искусственно поддерживалась на сверхвысоком уровне и даже после ощутимого падения в переходный период продолжает оставаться более высокой, чем во многих странах с аналогичным уровнем развития (особенно среди женщин).

9. Показателями рынка труда являются также: уровни безрабо­тицы по отдельным категориям населения, например молодежная и женская безработица; структура безработных по полу, возрасту, семейному положению, опыту работы; продолжительность безрабо­тицы как время между днем регистрации гражданина в качестве без­работного и днем снятия его с учета в органе службы занятости по месту жительства; средняя продолжительность безработицы; мас­штабы общественных работ и обучения по направлению службы за­нятости; причины безработицы и др.

Анализируя динамику безработицы в России можно убедиться, что в до перестроечный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности и обязательности труда. Так с 1992 г. по 1998 г. наблюдается резкий рост уровня безработных в стране (в среднем на 1,6 % в год), и достигает максимального показателя в момент кризиса 1998 года – 14 % в результате спада производства и структурных преобразований в экономике. Данной тенденции способствовали следующие факторы: во-первых, приватизация отечественных предприятий привела к сокращению работников, происходила волна массовых увольнений; во-вторых, несостоятельность и неконкурентоспособность предприятий привела к их банкротству; в- третьих, структурная перестройка экономики способствовала увеличению структурной безработицы.


Рисунок 1 - Динамика уровня безработицы в России за 1992 - 2009 гг.

На современное состояние безработицы в стране во многом повлиял кризис 2008 года. Реакцией на данный кризис стало сокращение затрат на персонал у 62 % опрошенных компаний (опрос проводила исследовательская компания HeadHunter, участие в котором приняли 222 российские компании). Самый распространенный способ сокращения затрат на сотрудников – сокращение штата. Треть компаний (33 %) уволили часть сотрудников. Далее по популярности следуют такие меры, как уменьшение заработной платы (22 %), сокращение рабочей недели (14 %), вынужденный отпуск (16 %). Также довольно распространенным способом является сокращение социального пакета (15 %).

Кризис не только привел к массовым увольнениям и безработице в России, но и породил спрос на ряд профессий, ранее не слишком популярных: юрист, специализирующийся на банкротствах, слияниях и поглощениях, инновационный менеджер, специалист по сокращению персонала, антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга и кредитных рисков и т.д.

В результате в 2009 году был достигнут максимальный уровень безработных после кризиса 1998 года. Согласно данным Росстата, число людей, ищущих работу, в России увеличилось до 7,7 миллиона человек, что составляет 10,2% от экономически активного населения.

Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в сентябре 2009 г. составила 45,7 % (3,51 млн. человек), однако данный показатель снизился по сравнению с предыдущим годом на 1,6 %. Превышение доли мужчин среди безработных связано с тем, что «мужские» отрасли (такие как ВПК и др.) понесли большие потери, тогда как «женские» отрасли социального сектора (образование здравоохранение), напротив, увеличились.

По данным на 2009 год, наибольшее количество безработных приходится на возрастные группы 20 – 24 лет, в результате высокой степени неопределенности, с которой сталкивается «новичок» на рынке труда и частой сменой работы (высокий уровень фрикционной безработицы). Наименьшее – 55-59 лет в результате того, что люди предпенсионного возраста не склонны менять работу.

Среди безработных 31,4 % составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,4 % безработных. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских.

В сентябре 2009 г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников (структурная безработица), составила 16,2 %, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 19,8 процентов (фрикционная.

Рассматривая уровень безработицы по регионам России, можно выделить следующие группы (табл. 1). Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что высокий уровень безработицы наблюдается в регионах с высокой численностью населения, но с недостаточным экономическим развитием для обеспечения трудоспособного населения работой. Низкий уровень безработицы – в промышленных регионах и в регионах, массово создающих новые рабочие места в рыночных отраслях.

Отличительной особенностью безработицы в настоящее время является ее скрытый характер. Наибольшими масштабами скрытой безработицы отличаются регионы Северо-Востока и Дальнего Востока. Люди этих регионов склонны сами искать работу, не доверяя службе занятости. Также значительная часть населения занята в криминальной сфере.

Таблица 1 - Классификация регионов в зависимости от уровня
Группа Субъекты РФ Характеристика
1. Регион с очень высокой безработицей Южный Федеральный округ. Это Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область вместе с Корякским АО, Чеченская республика. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднероссийских), большой напряженностью на рынке труда. При этом самая высокая безработица - в Чеченская Республика (уровень безработицы 35,1 %) и Республика Дагестан (28 процентов)
2. Регионы со средними показателями Фактически по остроте безработицы эта группа средняя, включающая большинство регионов РФ Уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднероссийских, но темпы роста уровня безработицы выше среднероссийских
3. Регионы с наименее острой безработицей в стране В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью: Ханты- Мансийский АО, Ямало- Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО. В группу попадают Москва(0,9 %) и Санкт-Петербург(2%), а также Калининградская область. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднероссийских. Связано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническая деятельность).

В 2010 году в России, несмотря на преодоление последствий кризиса, уровень безработицы по-прежнему остается высоким. Так, по расчетам МОТ, в сентябре этого года было 5 миллионов безработных россиян. Каждый седьмой из ста человек подпадает под определение «безработный», следовательно, уровень безработицы составляет 7 процентов. По сравнению с предыдущим годом – снижение показателя на 3,2 процентов. Однако посткризисные последствия все еще активно дают о себе знать: часть рабочей силы оказалась невостребованной, например, в связи с переходом на новые технологии в промышленности, или на электронный бухгалтерский учет.

Федеральная служба по труду и занятости, находящаяся с се­редины 2004 г. в ведении Минздравсоцразвития России, и ее терри­ториальные органы проводят работу по оказанию помощи безработ­ным в поисках подходящей работы, а также ведут статистику, отражающую их деятельность. В периодически издаваемом бюлле­тене «Основные показатели деятельности органов службы занято­сти» Роструд приводит следующие данные:

■ численность ищущих работу граждан, состоящих на учете, -всего;

■ из них - лица, которым назначено пособие по безработице;

■ число лиц, поставленных на учет, - всего;

■ из них - не занятых трудовой деятельностью;

■ число лиц, признанных безработными;

■ число лиц, которым назначено пособие по безработице;

■ число лиц, снятых с учета;

■ заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках;

■ численность лиц, закончивших профессиональное обучение по направлению службы занятости, и др.

Подобные сведения даются не только в целом по стране, но и по каждому из семи федеральных округов, а также по каждому из субъектов Российской Федерации. Материалы строятся по балансо­вому методу: на начало отчетного периода, за отчетный период и на конец отчетного периода.



Безработица - явление, характерное для всех стран мира. По данным Международной организации труда, она охватывает по­чти все экономически активного населения мира, которое либо не имеет работы, либо занято неполное рабочее время.

Безработица в некото­рых промышленно развитых странах мира и странах СНГ в начале XXI в. характеризовалась данными, приведенными в табл. 2.

Обращает на себя внимание высокий уровень безработицы в странах бывшего социалистического лагеря - Польше, Болгарии, а также в бывшей республике СССР - Грузии. Показатель уровня безработицы в России, Украине, Франции и Германии сопоставим по своей величине. В таких благополучных странах, как Швейцария и Норвегия, безработица тоже имеет место, но уровень ее в 2-3 раза ниже, чем в России, Украине, Франции и Германии. США, Япония и Великобритания в начале XXI в. имели умеренный уровень безра­ботицы, хотя известны периоды, когда безработица и там была ката­строфически высокой.

Во многих развивающихся странах большинство работников трудятся на малопродуктивных рабочих местах и низкооплачиваемых работах с тяжелыми условиями труда. С октября 2008 г. и в 2009 г. в связи с мировым финансовым кризисом уровень безработицы в боль­шинстве развитых стран мира резко возрос.

Отношение к безработице как к социально-экономическому явлению не всегда было однозначным и с течением времени меня­лось. В начале XX в., когда размеры

безработицы в мировом мас­штабе были достаточно велики, считалось, что она является большим социальным злом, с которым государство должно бороться всеми средствами и методами. В середине XX в., в условиях построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился новый взгляд на безработицу как на социальное явление, которое в силу эпизоди­ческого характера не представляет серьезных проблем для государства.

В настоящее время отношение к безработице складывается в зависимости от ее вида и продолжительности. Краткосрочная фрикционная безработица имеет больше положительных моментов, чем отрицательных. Структурная - вызывается научно-техническим прогрессом и естественным процессом совершенствования произ­водства. Оба этих вида безработицы естественны и не вызывают необходимости принятия сколько-нибудь существенных мер по их предотвращению, за исключением того, что необходима организа­ция переобучения персонала в соответствии с требованиями рынка труда.

Циклическая безработица, сопровождающаяся длительной и за-
стойной ее формами, - наиболее разрушительна для общества, она
наносит населению значительный экономический, моральный и со-
циальный ущерб и требует активных мер государства по ее преодо-
лению, недопущению застойной безработицы или сокращению ее
уровня.

Длительная и застойная безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы назовем следующие:

Недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества. Американский экономист Артур Оукен обосновал и количественно выразил взаимосвязь между уров­нем безработицы и объемом валового национального продукта (ВНП), согласно которому превышение уровня безработицы над ее нормаль­ным естественным уровнем на 1% ведет к отставанию производства объема ВНП от его потенциального уровня на 2,5% (закон Оукена).

Значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источ­ником средств существования;

Увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д.

Основными среди социальных последствий являются:

Усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;

Обострение криминогенной ситуации, поскольку значительное число правонарушений и преступлений совершается неработающими лицами;

Повышение числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом объема девиантного поведения (поведения с различными отклонениями);

Деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков; обострении семейных отношений и распадах семей, сокращении внешних социальных связей безработного.

В соответствии со стандартами Международной организации труда (МОТ) к безработным гражданам можно отнести лиц в возрасте, который установлендля измерения экономической активности населения. Эти лица должны удовлетворять следующим условиям:

  • не иметь работы (занятия, приносящего доход);
  • заниматься поиском работы, т.е. обращаться в государственную (частную) службу занятости, использовать или помещать объявления в печати, непосредственно обращаться к администрации предприятиям (работодателям), использовать личные связи или предпринимать шаги к созданию собственного дела;
  • быть готовым начать работу в течение обследуемой недели.

Также в качестве безработных учитываются обучающиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, если данные лица занимались поиском работы и готовы приступать к ней.

Уровень безработицы представляет собой отношение численности безработных соответствующей возрастной группы к численности населения, являющегося экономически активным (определенной возрастной группы). Данный показатель рассчитывается в процентном соотношении.

Формула уровня безработицы

Формула уровня безработицы рассчитывается отношением доли безработных к общей величине рабочей силы (%):

u=U/L * 100%

Здесь u- уровень безработицы,

U – количество безработных,

L – количество занятых и безработных (рабочая сила)

Виды безработицы

Существует несколько видов безработицы, для каждого из которых расчет формулы уровня безработицы имеет свои особенности:

  • Структурная безработица, являющаяся самой массовой, поскольку ее наличиесвязано с постоянными изменениями рыночного спроса на товар (если спрос падает, то и нужда в специалистах будет уменьшаться). Формула уровня безработицы для структурной безработицы выглядит так:

УБстр = Qстр / ЧРС * 100%

Здесь УБстр – уровень структурной безработицы,

Qстр — количество структурных безработных;

  • Фрикционная безработица, характеризующая незанятость граждан, которые имеют определенную квалификацию. Этот тип возникает при закрытии определенных предприятий, спаде производственных мощностей. Формула уровня безработицы для данного вида:

УБфр = Q / ЧРС * 100%

Здесь УБфр – уровень фрикционной безработицы,

Qфр — количество фрикционных безработных;

ЧРС — количество занятых и безработных (рабочая сила).

  • Сезонная безработица, связанная с работой, которая носит сезонный характер. Формула уровня безработицы для сезонной безработицы:

УБсез = Q / ЧРС * 100%

Здесь УБсез – уровень сезонной безработицы,

Qсез — количество сезонных безработных;

ЧРС — количество занятых и безработных (рабочая сила).

  • Циклическая безработица, связанная с экономическими циклами, постоянно проходящими в различных странах. На время снижения ВВП начинается циклическая безработица, которая характеризуется уровнем незанятой рабочей силы по причине временного сокращения производственных мощностей и освобождением их из процесса производства. Формула уровня циклической безработицы:

УБцик = Q / ЧРС * 100%

Здесь УБцик – уровень циклической безработицы,

Qцик — количество циклических безработных;

ЧРС — количество занятых и безработных (рабочая сила).

Другие показатели безработицы

Для того, что бы осуществить более глубокий анализ безработицы, не достаточно знать способы расчета по соответствующим видам безработицы.

Часто используют понятиеестественного уровня безработицы. Формула уровня безработицы:

УБест= УБ стр + УБ фр

Здесь УБест – естественный уровень безработицы,

УБ стр – уровень структурной безработицы,

УБфр – уровень фрикционной безработицы.

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1