Обратный курс в японии. Экономика Японии после Второй мировой войны

Поражение Японии в войне и ее полная капитуляция оказали решающее влияние на последующие гос.-правовое развитие страны. В 1945г. в Японии высадились американские войска, и был установлен оккупационный режим. Фактическая власть перешла к американской военной администрации. Состав нового прав-ва был согласован со штабом оккупационных войск. Демонтаж прежнего режима начался с полной демобилизации японской армии, роспуска милитаристских общественных организаций.

В 1946 г. законом об аграрной реформе упраздняется помещичье землевладение. Преобразования в промышленности и банковском деле были связаны прежде всего с разукрупнением военно-промышленных монополий.

Восстанавливалось право на создание профсоюзов, предусматривалось право на проведение забастовок, вводился 8-ми часовой рабочий день и т.п.

Конституция 1947 г. была разработана американской администрацией и вступила в действие в 1947 г. Устанавливалась либерально-демократическая парламентская монархия. Роль императора в гос-ве радикально изменилась. Конституция отвела ему роль английского монарха - "царствовать, но не управлять", олицетворяя историческую преемственность в развитии государства, незыблемость его основ. Император рассматривается как "символ гос-ва и единства народа".

Правомочия императора существенно ограничивались. Он по представлению парламента назначает премьер-министра; по представлению кабинета главного судью Верховного суда; по совету и с одобрения кабинета осуществляет промульгацию поправок и конституций, законов, правительственных указов и договоров, созыв парламента, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих выборов, подтверждение назначений и отставок министров, подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение наказаний.

Реальная власть по конституции принадлежит парламенту, кабинету министров и суду.

Японский парламент - двухпалатный орган, состоящий из палаты представителей и палаты советников. Главным звеном гос. машины, которое обладает полнотой властных полномочий, является японское правительство и его премьер-министр. Премьер-министр от имени Кабинета выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, руководит всеми звеньями исполнительной власти и контролирует их. Парламент избирает главу Кабинета министров. Им становится лидер победившей на выборах партии. Премьер-министр назначает Кабинет министров, который ответственен перед парламентом. Во главу судебной системы Японии поставлен Верховный Суд, состоящий из Главного судьи и установленного законом числа судей. Судьи независимы и подчиняются только закону. Послевоенная гос. политика декартелизации и демократизации Японии очень скоро сменилась политикой "обратного курса", ужесточением полит. режима. После принятия Конституции 1947 г. перед японским гос-вом встали две главные задачи. Первая - упорядочение отношений с американскими властями, конечной целью которого должно было стать утверждение гос. суверенитета. И вторая задача - восстановление и развитие японской экономики, опоры сильного и независимого, политически стабильного государства, с четкой социальной ориентацией.



На основе указания оккупационных властей в 1948 г. правительством принимается Закон о трудовых отношениях на гос. предприятиях, на основании которого рабочие этих предприятий, почты, телеграфа, железных дорог и т. п. были ограничены в своих трудовых и профсоюзных правах. В 1951 г. был подписан Сан-Францисский мирный договор между США и Японией, а также "договор безопасности", который вступил в силу в 1952 г. вместе со специальным Административным соглашением. На основании этих документов были формально отменены все ограничения нац. суверенитета Японии, в том числе право оккупационных властей санкционировать принятые японским парламентом законы и бюджет. Американо-японский договор вместе с тем давал США право размещать свои наземные, воздушные и морские силы в Японии. При этом специально оговаривалось, что Япония будет все в большей мере принимать на себя "ответственность за собственную оборону".

"Обратный курс" в политике декартелизации укрепил на новой основе позиции крупного японского капитала, усилил процесс слияния ранее раздробленных компаний, что привело к возрождению мощных финансово-промышленных групп. Гос-во вновь начинает принимать непосредственное участие в развитии военного производства. Важным звеном совместной работы представителей крупного капитала и гос. аппарата становится Консультативный совет при премьер-министре по вопросам экономики.



В 1960 году в обстановке широкого движения за отмену "договора безопасности", ликвидации американских военных баз на японской территории, вывода из Японии американских вооруженных сил был заключен новый договор "О взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности", фактически оформивший японо-американский военный союз.

“Обратный курс” был связан и с возрождением военной силы страны, которое началось с формирования резервного полицейского корпуса, преобразованного в 1952 г. в "охранные войска", с восстановления ее военно-морских и военно-воздушных сил.

Новый этап "оборонной политики Японии" обозначился в начале 80-х гг. Об этом свидетельствовал не только рост военных расходов, но и участие Японии в осуществлении американских военных программ, в расширении не только экспорта оружия, но и американской военной технологии.

Вместе с формальной отменой ограничений национального суверенитета началось и окончательное оформление полит. системы Японии, которое завершилось в середине 50-х гг. Произошло объединение левой и правой соц. партий Японии, восстановлено единство Компартии, сложилась на основе объединения Либеральной и Демократической партий доминирующая политическая сила в лице Либерально-демократической партии, на долгие годы монополизировавшая гос. власть.

Япония проиграла Вторую мировую войну. Она капитулировала 2 сентября 1945 г. и была оккупирована американскими войсками. Экономика страны находилась в состоянии хаоса. Военные действия унесли жизни 2 млн. человек. Отрасли легкой промышленности пришлось практически создавать заново. Выпуск промышленной продукции в 1945 г. составил 28,5 % от уровня 1935 – 1937 гг. Восстановление осуществлялось медленно. Если в 1948 г. в других побежденных странах объем производства приблизился к довоенному уровню, то в Японии он достиг только 52 %.

В отличие от стран Западной Европы Японии не была предоставлена помощь, и она должна была восстанавливать экономику собственными силами. Запад ограничился гуманитарной помощью в размере 2,2 млрд. долл., что равнялось «вливаниям» в Западную Германию. Кроме того, были сведены к минимуму репарации, наложенные на Японию после окончания Второй мировой войны.

В Японии не проводилась приватизация предприятий, поскольку военный контроль, введенный в 1939 – 1941 гг., не ликвидировал частной собственности, а только ограничил ее свободу. Поэтому в первые послевоенные годы здесь сохранилось прямое распределение ресурсов. Однако существовали черный рынок и инфляция. Причем ее размеры были чрезвычайными – к 1952 г. 1500 % от послевоенного уровня. Даже денежная реформа, которую провели в 1946 г., не приостановила этот негативный процесс.

Тем не менее, путь национализации промышленности был отвергнут оккупационной администрацией и осуществлен так называемый «обратный курс». Подобное название реформ обусловливалось следующими обстоятельствами. Первоначально в послевоенный период США предполагали опереться на гоминьдановский Китай. Но поскольку осуществить такое намерение не удалось, США изменили направление своих действий. Цель «обратного курса» состояла в обеспечении стратегического союза с японской буржуазией и превращении Японии в «мастерскую Азии».

Программа «обратного курса» была разработана представителями американского монополистического капитала Дж. Доджем и К. Шоупом. Реформированию в годы оккупации (1946 – 1952 гг.) подвергались все стороны общественно-экономической жизни: хозяйственный уклад, общественный строй, государственное устройство. Предстояло демилитаризовать и демократизировать Японию, осуществить переход от тотального военного контроля к рыночной экономике. Было реорганизовано правительство, через которое действовала оккупационная администрация союзных сил во главе с американским генералом Д. Макартуром (1880 – 1964 гг.). В жизнь были проведены различные и очень важные реформы, обеспечивающие развитие предпринимательских структур, необходимых для рыночного хозяйства.

Главной из демократических реформ стал роспуск дзайбацу (1947 – 1948 гг.), т.е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Была осуществлена демонополизация экономики, т.е. разукрупнены гигантские промышленные и торговые компании. Акции пущены в свободную продажу. Из-под контроля холдингов, таким образом, вышло много фирм, благодаря разукрупнению гигантов образовались новые фирмы. Антимонопольным законом 1947 г. были закреплены картельные соглашения, различные виды рыночной дискриминации, а также создание жестких монопольных структур. Это значит, что были запрещены холдинги, введен контроль над слиянием фирм, ограничено взаимное держание акций. Свобода торговых сделок и доступ к источникам финансирования получили правовую защиту. Эти меры закладывали основы конкурентной экономики.

Послевоенные преобразования японской экономики включали земельную реформу, проводившуюся в 1947 – 1950 гг. Она состояла в выкупе государством помещичьей земли (дворян-землевладельцев) с последующей продажей ее арендаторам-крестьянам. Размеры участков ограничивались до 1 га. Так как происходила гиперинфляция, то реальная ценность выкупных сумм стремительно падала. К 1950 г. крестьянам перешло 80 % всей арендной земли. Таким образом, в Японии была перераспределена земельная собственность, и сформировался слой свободных мелких фермеров. Они получили землю фактически даром. Дворянство (помещики) как класс перестало существовать. С этого времени в Японии типичным стало частное крестьянское хозяйство на своей собственной земле. Земельная реформа способствовала увеличению емкости внутреннего рынка, высвободила значительные трудовые ресурсы.


В соответствии с нею вводились принципы строгого балансирования статей бюджета и его бездефицитности. Реформа предусматривала прекращение выплат компенсации военным заводам за конверсию. Убыточным предприятиям больше не предоставлялись субсидии. Денежная эмиссия ставилась под контроль. В Японии был принят единый фиксированный валютный курс (без обратимости иены). Японским предприятиям и банкам разрешалось вести операции на внешнем рынке. Проведение этой реформы остановило инфляцию, что позволило снять контроль над ценами. Это означало, что в японской экономике полностью утвердились рыночные отношения.

Преобразования включали в качестве составной части структурную перестройку экономики. Предусматривалось форсировать темпы роста, без чего невозможно было преодолеть техническое отставание от Запада. Поскольку Япония, не имеющая минерального сырья, но располагающая большим трудовым потенциалом, оказалась изолированной от мировой экономики, то ей пришлось создать многоотраслевой комплекс всех современных перерабатывающих отраслей с учетом обеспечения экспорта, замещения импорта. Развитие отраслей должно было учитывать создание рабочих мест, обеспечение доходов, постепенное увеличение емкости внутреннего рынка.

При перестройке японской экономики был использован опыт прямого контроля, осуществлявшийся накануне войны, при активной роли правительства в формировании структуры промышленности. В Японии было обеспечено сочетание механизмов рыночного хозяйства с государственной поддержкой частного накопления исходя из принципа приоритетов. Государство применяло селективные налоговые и кредитные льготы, выборочный контроль над составом конкурентов в отраслях. По мере развития структурной перестройки отраслевые приоритеты менялись. Если в 50-е годы в центре находились базовые отрасли, такие, как металлургия, химия, гидроэнергетика, судостроение, торговый флот, то в начале 60-х годов – автомобильная промышленность, нефтепереработка и нефтехимия. В конце 60-х годов на первое место выдвигается развитие электроники. Структурная перестройка прошла в Японии при сверхвысоких темпах: за 1955 – 1970 гг. среднегодовой прирост валового национального продукта (ВНП) превышал 11 %, норма валового накопления приближалась к 35 % и была самой высокой из ведущих капиталистических стран.

В рамках реформы Доджа действовал такой важнейший инструмент структурной политики, как полный государственный контроль над всей системой внешнеэкономических связей. Сюда входили: распределение по лимиту средств на оплату импорта в соответствии с отраслевыми приоритетами; ограничения притока иностранных капиталовложений и поощрение импорта технологий. Поддерживая техническое обновление, контроль государства охранял промышленность от внешней конкуренции, ограждал страну от разрушительных валютных дефицитов и расстройства денежной системы. Такой контроль над внешнеэкономическими связями действовал 22 года, его «либерализация» длилась 10 лет. Она включала поэтапную отмену ограничений на импорт продукции конкурентоспособных отраслей. Только в 1971 г. была введена полная обратимость иены.Таким образом, за 30 послевоенных лет Япония, бедная, с гипертрофированной военной индустрией страна, превратилась в великую экономическую державу. Она занимает одно из первых мест в мире по развитию производительных сил, научно-техническому потенциалу, накопленному материальному богатству и уровню жизни населения.Большую роль в этом сыграли и другие реформы. Принятие Кодекса о труде, легализация профсоюзных свобод, реформа школьного обучения помогли подготовить квалифицированную рабочую силу. Формировался современный средний класс, куда вошли свободные предприниматели, менеджеры, инженерно-техническая интеллигенция, квалифицированные рабочие и служащие. Огромную роль сыграло в этом развитие массового производства, рассчитанного на массовое потребление. С 1965 г. здесь осуществляется стратегия преодоления бедности, в результате нивелируются доходы, социальный разрыв сглаживается и становится минимальным для развитых стран.«Японское экономическое чудо» позволило стране к 70-м годам выйти на второе место в мире. В это время японская экономика преодолела нефтяной кризис и перешла на умеренные темпы роста – на уровне 4 – 5 % в год. В 1988 г. ВНП на душу населения Японии превысил соответствующий американский показатель, за 1990 г. его прирост составил 5 – 6 % против 0,9 % в США. Япония – пример проведения гибкой государственной политики, постепенно смягчающейся и перешедшей в 80-е годы к «дерегулированию».

Роцесс финансовой стабилизации был немыслимым без сокращения бюджетных расходов. В результате правительство в конце 50-х гг. урезает ассигнования по социальным статьям, отменяет ряд субсидий на товары широкого потребления, сокращает дотации убыточным предприятиям.В январе 1960 г. вводится новая денежная единица - новый франк, равный 100 старым.

Экономическая политика голлизма вывела страну из экономического кризиса 50-х гг. с наименьшими потерями и сделала значительный шаг в модернизации экономики страны. В результате Франция вернула себе одно из ведущих мест в мире и сделала шаг к экономической интеграции. Экономической политике голлизма, основанной на необходимости вмешательства государства в хозяйственную жизнь, пришла на смену либеральная концепция экономического развития.

7.5. “Обратный курс” Дж.Доджа - К.Шоупа в Японии

Япония проиграла Вторую мировую войну. Она капитулировала 2 сентября 1945 г. и была оккупирована американскими войсками. Экономика страны находилась в состоянии хаоса. Война унесла жизни 2 млн. человек. Отрасли легкой промышленности пришлось практически создавать заново. Выпуск промышленной продукции в 1945 г. составил 28,5% от уровня 1935-1937 гг. Восстановление осуществлялось медленно. Если в 1948 г. в других побежденных странах объем производства приблизился к довоенному уровню, то в Японии он достиг только 52%.В отличие от стран Западной Европы Японии не была предоставлена помощь по плану Маршалла. Запад ограничился гуманитарной помощью в размере 2,2 млрд. долл., что равнялось вливаниям в Западную Германию. Кроме того, были сведены к минимуму репарации, наложенные на Японию после Второй мировой войны.В Японии проводилась приватизация предприятий, поскольку военный контроль, введенный в 1939-1941 гг., не ликвидировал частной собственности, а только ограничил ее свободу. Поэтому в первые послевоенные годы здесь сохранилось прямое распределение ресурсов. Существовали и черный рынок, и инфляция. Причем ее размеры были чрезвычайными - к 1952 г. 1500% от послевоенного уровня. Даже денежная реформа 1946 г. не приостановила этот процесс.Программа “обратный курс” получила свое название из-за следующих событий. Первоначально в послевоенный период США предполагали опереться на гоминдановский Китай. Но поскольку осуществить такое намерение не удалось, США изменили направление своих действий. Цель “обратного курса” состояла в обеспечении стратегического союза с японской буржуазией и превращении Японии в “мастерскую Азии”.Программа “обратного курса” была разработана представителями американского монополистического капитала Дж.Доджем и К.Шоупом.Реформированию в годы оккупации (1946-1952) подвергались все стороны общественно-экономической жизни: хозяйственный уклад, общественный строй, государственное устройство. Предстояло демилитаризовать и демократизировать Японию, осуществить переход от тотального контроля к рыночной экономике.Главной из демократических реформ стал роспуск дзайбацу, т.е. холдингов (1947-1948), державших акции закрытых концернов. Была осуществлена демонополизация экономики, т.е. разукрупнены гигантские промышленные и торговые компании. Из-под контроля холдингов таким образом вышло много фирм, благодаря разукрупнению гигантов образовались новые фирмы. В 1947 г. был издан антимонопольный закон о закреплении картельных соглашений и создании жестких монопольных структур. Это значит, что были запрещены холдинги, введен контроль над слиянием фирм, ограничено взаимное держание акций. Свобода торговых сделок и доступ к источникам финансирования получили правовую защиту. Эти меры закладывали основы конкурентной экономики.Послевоенные преобразования включали земельную реформу 1947-1950 гг. Она состояла в выкупе государством помещичьей земли с последующей продажей ее арендаторам-крестьянам. Размеры участков ограничивались до 1 га. Так как происходила гиперинфляция, то реальная ценность выкупных сумм падала. К 1950 г. к крестьянам перешло 80% арендной земли. Таким образом, в Японии была перераспределена земельная собственность и сформировался слой свободных мелких фермеров. Дворянство (помещики) как класс перестало существовать. С этого времени в Японии типичным стало частное крестьянское хозяйство на своей собственной земле. Земельная реформа способствовала увеличению емкости внутреннего рынка и высвободила значительные трудовые ресурсы.В 1950 г. по рекомендации управляющего Детройтским банком Д.Доджа была осуществлена радикальная бюджетная реформа. В соответствии с нею вводились принципы строгого балансирования статей бюджета и его бездефицитности. Реформа предусматривала прекращение выплат компенсации военным заводам за конверсию. Убыточным предприятиям больше не предоставлялись субсидии. Денежная эмиссия ставилась под контроль. Был принят единый фиксированный валютный курс. Японским предприятиям и банкам разрешалось вести операции на внешнем рынке. В японской экономике полностью утвердились рыночные отношения.В рамках реформы Доджа действовал такой инструмент структурной политики, как полный государственный контроль над всей системой внешнеэкономических связей. Сюда входили: распределение по лимиту средств на оплату импорта в соответствии с отраслевыми приоритетами, ограничения притока иностранных капиталовложений и поощрение импорта технологий.Поддерживая техническое обновление, контроль государства охранял промышленность от внешней конкуренции, ограждал страну от разрушительных валютных дефицитов и расстройства денежной системы. Такой контроль над внешнеэкономическими связями действовал 22 года.Таким образом, за 30 послевоенных лет Япония, бедная, с гипертрофированной военной индустрией страна, превратилась в великую экономическую державу. Она занимала одно из первых мест в мире по развитию производительных сил, научно-техническому потенциалу, накопленному материальному богатству и уровню жизни населения.Названные реформы позволили стране к 70-м годам выйти на второе место в мире. В это время японская экономика преодолела нефтяной кризис и перешла на умеренные темпы роста - на уровне 4-5% в год. В 1988 г. валовый национальный продукт на душу населения Японии превысил соответствующий американский показатель, за 1990 г. его прирост составил 5-6% против 0,9% США.

Япония - пример проведения гибкой государственной политики, однако постепенно смягчающейся и перешедшей в 80-е годы к “дерегулированию”.

Контрольные вопросы 1. Когда был принят план Маршалла и какие страны участвовали в нем? Цель плана.2. В чем состояла главная задача Комитета европейского экономического сотрудничества?3. Какие условия выдвигались планом Маршалла для стран - его участниц?4. Кто осуществлял контроль за реализацией плана Маршалла?5. Источники финансирования плана Маршалла?6. Основная цель экономических реформ ФРГ.7. Как проходила денежная реформа 1948 г. в ФРГ?8. В чем сущность индикативного планирования Франции?9. Назовите основные задачи планов развития Франции.10. Как называлась экономическая политика Франции, ее отличительные черты?11.Почему голлистская экономическая политика называлась “индустриальным императивом”?12. Почему программа экономического развития Японии получила название “Обратный курс”?13. Главная демократическая реформа Японии 1947-1948 гг.14. Какие преобразования включала земельная реформа Японии 1947-1950 гг.?

15. Сущность бюджетной реформы Японии 1950 г.

8. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ЭКОНОМИЧЕСКОГС РАЗВИТИЯ СТРАН МИРА

8.1. Экономические проблемы современного этапа

Современный этап экономического реформирования ведущих капиталистических стран обусловлен радом объективных причин. Если экономический кризис 1969-1971 гг. не был глубоким и продолжительным, то крупные экономические кризисы 1973-1975 гг. и 1980-1982 гг. можно было сравнить с великой депрессией 1929-1933 гг. Эти кризисы отличались всеобщностью, так как практически захватили все ведущие капиталистические страны. При этом циклические кризисы переплетались с мировыми отраслевыми, прежде всего, сырьевым, энергетическим и структурными кризисами.Экономические кризисы тесно связаны с появлением новых производств и технологий, старением ряда производственных отраслей, например, сталелитейной, машиностроительной, угледобывающей, текстильной в 70-80-е гг. Кризис 1973-1975 гг. сопровождался мировым валютным кризисом, неустойчивостью кредитно-денежной системы, усилением инфляции.Каковы же факторы, вызывающие разбалансированность экономики? К ним, прежде всего, можно отнести новый виток научного прогресса, который в середине XX века перерос в научно-техническую революцию. Это означало переход к принципиально новой технике и технологии на основе достижений науки и охватило все сферы труда и отрасли производства.Вторым фактором, прямо вытекающим из первого, можно назвать возникшее к этому времени в ведущих капиталистических странах несоответствие производительных сил и сложившихся производственных отношений. В послевоенные годы в ряде стран - Австрии, Франции, Великобритании, Италии, США, Японии - была реализована широкая национализация промышленности, банков, транспорта. Получило повсеместное огосударствление экономики, проявившееся в государственном регулировании и увеличении доли валового национального дохода, распределяемого государством, во многих странах был введен контроль над зарплатой и ценами. На определенном этапе эти меры способствовали экономическому развитию, повышению благосостояния народа.Однако с середины 1970 - начала 1980 гг. темпы экономического развития замедлились, стала нарастать инфляция, что обострило конкурентную борьбу. Прежняя модель государственного регулирования исчерпалась. Основными задачами в экономике стали рационализация производства и усиление эксплуатации наемного труда. Это связывалось с сокращением социальных государственных программ, снижением вмешательства государства в экономику путем проведения приватизации и разгосударствления.Приватизация на макроуровне призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализацию и сокращение предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и одновременно снижение бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы отдельных предприятий.Как целенаправленную систему приватизацию впервые стало проводить правительство М.Тетчер в Великобритании (“тетчеризм”). Эти процессы быстро распространялись в Европе, а затем и в других странах. Явление приватизации - это, по сути, реализация неолиберальной хозяйственной политики. К концу 80-х гг. более 80 государств - от Латинской и Северной Америки до Южной Кореи - приняли программы сокращения государственного сектора. В большинстве стран, где была проведена приватизация, экономическое положение улучшилось.В процессе приватизации возрастает роль частной собственности, которая выступает как в новых формах, например, собственность различного рода институтов, доля которых постоянно растет, так и в традиционных - мелкая индивидуальная акционерная собственность. Принципиально новой является форма трудовой акционерной собственности.Намного возросла роль мелкого и среднего бизнеса, развитие которого послужило одним из факторов активизации экономики многих стран. Так, Италия за несколько десятилетий превратилась из аграрно-индустриальной в высокоразвитую индустриальную страну, идущую по пути постиндустриализма. Большую роль сыграл мелкий бизнес в ФРГ, где в конце 80-х гг. было около 1,9 млн. мелких и средних фирм (крупных предприятий - 3600), в которых работало 2/3 всего занятого населения страны и производилось около половины всего национального дохода страны.Одним из наиболее интересных явлений в экономике США стало венчурное, или рисковое предпринимательство. Венчурная компания, или рисковое предприятие, относится к малому бизнесу. Это небольшие компании, занятые созданием и производством нововведений. В настоящее время в США насчитывается около 125 основных фирм венчурного капитала и несколько сот более мелких региональных фирм. Их цель - получение средств от крупных финансовых институтов и инвестирование их в новые, быстро растущие рисковые предприятия. Обычно вклад венчурных фирм невелик - 1% общего капитала, при этом они становятся генеральным партнером. Основной фонд формируется за счет крупных финансовых институтов, которые вносят 99% и становятся ограниченными партнерами без права распоряжения фондом. Генеральный партнер - венчурная фирма - получает 2% годовых от подписного капитала и 20% от итоговой прибыли. Такое распределение прав и обязанностей обоюдовыгодное. Венчурные компании инвестируют в основном ведущие школы бизнеса, крупнейшие университеты и другие научные центры. Примерно 80% венчурного капитала поступает в новейшие отрасли НТП.Складывающиеся соотношения между государственным и частным капиталом не являются окончательно установленными. Они могут изменяться в поисках более эффективного сочетания, проникая друг в друга. В процессе экономических реформ не только увеличивается число разновидностей различных форм собственности, но меняется их содержание. В зарубежной практике приватизация в чистом виде зачастую заменяется созданием смешанных предприятий. В настоящее время в передовых капиталистических странах наблюдается многообразие типов смешанной экономики.Основные черты современной смешанной экономической системы - многосекторность, полиформизм, взаимодействие - обеспечивают гибкость и целостность этой системы, ее относительную устойчивость и стабильность.Теоретической базой, обосновывающей происходящие трансформации в экономической сфере ведущих капиталистических стран, выступают новые и обновленные теории - кейнсианство и неоклассический синтез. Теория Дж.М.Кейнса (макроэкономика) направлена.на стабилизацию и стимулирование экономического роста, поддержание высокого уровня занятости и ценовой стабильности за счет государственного регулирования. Неоклассическая теория (микроэкономика) опирается на рыночное регулирование цен, в ней рассматривается взаимодействие отдельных потребителей и фирм. Представители этого направления выступают.за строгое ограничение государственного вмешательства в экономику. Но это не означает, что они полностью отвергают значение государственного регулирования. В соответствии с неоклассической теорией одна из важнейших целей государственного регулирования состоит в достижении более эффективного распределения ресурсов в рыночной экономике, даже в годы полной свободы рынка оставалось вмешательство государства.Пример Японии показывает, что и при относительно низкой доле государственной собственности вмешательство в экономику может быть достаточно эффективным. В ФРГ под контролем находилась половина цен, в Японии централизовано более половины финансирования. Во всех странах со смешанной экономикой, даже в тех, где политика дерегулирования осуществляется наиболее последовательно (США, Великобритания), важнейшей функцией государства остается социальная защита населения.За глубокими кризисами середины 70-х - начала 80-х гг. и относительно незначительным подъемом между ними последовал самый продолжительный за послевоенное время экономический подъем (1983-1990 гг.), которому способствовала государственная политика, направленная на сужение международного кредита, сокращение потребления определенных видов сырья, ужесточение таможенных преград.Экономический кризис 1990-1992 гг. привел к снижению спроса, вызвавшего уменьшение роста производства. Реальный валовой внутренний продукт в Западной Европе в 1990 г. вырос на 2,7% (против 3,2% в 1989 г.), а в 1991 г. - всего на 0,9%. Абсолютное уменьшение этого продукта в 1991 г. наблюдалось в Великобритании - 2,2%, в Финляндии - 6,2%, Швеции - 0,7%, Швейцарии - 0,5%. В большинстве других стран Западной Европы прирост промышленного производства резко замедлился: в 1990 г. - 2,1% против 3,9% в 1989 г., а в 1991 г. вообще прекратился.Специальные антикризисные программы в рамках европейских экономических организаций не разрабатывались. Проводилась фискальная политика, направленная на снижение налогообложения в интересах стимулирования наиболее эффективных и перспективных производств. Это привело к серьезным структурным сдвигам в производстве, выпускаемой продукции и распределении ресурсов. Во второй половине 1992 г. экономика Западной Европы выходит из экономического кризиса. Стал повышаться спрос, растут процентные ставки. По оценке экспертов Организации экономического сотрудничества и развития прирост ВНП в 1992 г. должен был составить 2,0%, а в 1993 г. - 2,7%, темпы инфляции - снизиться в 1992 г. до 5,1%, а в 1993 г. - до 4,5% (против 5,8% в 1991 г.). В настоящее время рост производства идёт более активно в англоязычных странах и Северной Европе, медленнее - в США. К 1995 г. ожидается рост производства во всех странах.

Таким образом, процесс экономических реформ в развитых промышленных странах в последние годы проходил неравномерно, с отклонениями от традиционных форм. Наметившаяся дальнейшая глобальная трансформация мирового хозяйства приведет к еще более радикальным изменениям, в том числе и в положении современных развитых капиталистических стран.

8.2. “Рейганомика” и ее результаты На рубеже 70-80-х гг. инициатива в идейно-теоретической и политической жизни большинства стран Запада перешла к неоконсерваторам, чьи кредо и политика существенно отличались от тех, которые определяли основные параметры общественного развития в течение всего послевоенного периода. В противовес социал-демократической реформистской модели в этих странах начала создаваться во многом отличная от нее неоконсервативная модель. Основные постулаты неоконсервативной теории сформировали платформу консервативного поворота в экономической политике, осуществленного администрацией Р.Рейгана (род. в 1911 г.).Теоретической основой этого курса являлась концепция предложения, которая ставит во главу угла не расходы (частные и государственные), как это делало кейнсианство, а сбережения, и поэтому декларирует необходимость увеличения сбережений и относительное сокращение потребительского спроса.Важнейшая черта теории предложения - выдвижение налогов на роль главного инструмента фискальной политики. Сторонники теории предложения, пересмотрев взгляды кейнсианцев на экономический механизм бюджетного регулирования, пришли к выводу, что для решения экономических проблем, достижения долгосрочного неинфляционного роста необходимо воздействовать непосредственно на производство путем широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов, в особенности сокращения предельных налоговых ставок на прибыль корпорации и личные доходы.Следующий важный элемент фискальной политики неоконсерваторов - снижение государственных расходов, которое должно проводиться одновременно со снижением налоговых ставок. Основным элементом, подлежащим сокращению, являются социальные расходы, так как именно их консерваторы считают основным дестимулятором “трудовых усилий” и сбережений.Эти мероприятия фискальной политики являлись центральным элементом “рейганомики”. В 1981 г. был принят закон о налогообложении, который предусматривал поэтапное сокращение индивидуального подоходного налога в общей сложности на 23%, сокращение с 70% до 50% максимальной налоговой ставки на доходы от капитала, значительное сокращение сроков амортизационных списаний, увеличение инвестиционной налоговой скидки.За пять лет налоговые сокращения в совокупности должны были уменьшить поступления федерального бюджета почти на 750 млрд. долл. Предполагалось, что в соответствии с теорией предложения эти меры усилят стимул к работе, сбережению, инвестированию. Отсюда импульс экономическому росту, уменьшение безработицы, увеличение производительности труда и конкурентоспособности американских товаров на мировых рынках.

Вторая мировая война нанесла значительный ущерб японской экономики. Выпуск промышленной продукции в 1945 г. составлял 28,5% от уровня 1935-1937 гг. Если в 1948 г. в других побежденных странах объем производства приблизился к довоенному уровню, то в Японии он достиг только 52%. Чрезвычайными были размеры инфляции. Японии не была предоставлена помощь по плану Маршалла, а оказана только гуманитарная помощь в размере 2,3 млрд долл.

В послевоенный период политика союзных держав по отношению к Японии была определена Потсдамской декларацией. Япония была оккупирована войсками США, которые выступали от имени всех союзных держав и практически осуществляли верховную власть в стране: формировали государственный бюджет, контролировали финансы, внешнюю торговлю, органы правосудия, полицию и т. п. США начали проводить в Японии политику демилитаризации в соответствии с американскими стандартами, а правящие круги Японии видели в США не только своего союзника в мирное время, по и потенциального помощника.

В 1947 г. была принята новая Конституция Японии, в соответствии с которой страна стала конституционной парламентской монархией. Император стал "символом государства и единства нации", а его власть была ограничена парламентом. В новой Конституции была закреплена антимилитаристская направленность, был введен запрет на производство, хранение и использование ядерного оружия. Конституция провозгласила отказ от войны как средства решения международных конфликтов и формирования собственных вооруженных сил. Предусматривалось лишь формирование сил самообороны и выделение на эти цели всего лишь 1% ВВП, что позволило переориентировать финансовые средства на ускорение перестройки экономики.

После принятия новой Конституции Японии США стали проводить в Японии политику, получившую название "обратного курса" (1946-1949 гг.), основным разработчиком которой был крупный банкир и предприниматель Дж. Додж (экономический советник американской администрации). Этот план предусматривал не только простое оказание финансовой помощи Японии. Политика "обратного курса" была направлена на реформирование экономики Японии на основе ее демократизации, формирования либеральных ценностей и свободной конкуренции, ликвидации излишнего монополизма при сохранении регулирующей и организующей роли государства. Начался первый этап модернизации экономики Японии, что позволило ей превратиться в крупнейший центр современного мирового хозяйства.

В соответствии с политикой "обратного курса" в Японии был проведен ряд мероприятий, направленных на восстановление и модернизацию экономики.

Демонополизация экономики . Для японской экономики был характерен высокий уровень монополизации. В 1947 г. девять крупнейших концернов контролировали более 32% всего акционерного капитала. Проводимая политика денационализации фактически означала изменение институциональных условий хозяйствования, трансформацию всей системы корпоративного управления, развитие рынка ценных бумаг. Были распущены дзайбацу - крупнейшие холдинги Японии закрытого типа, а их акции и другие ценные бумаги пущены в свободную продажу. Преимущественное право на покупку акций компании получили работники компаний и жители региона, в котором работала компания. Для предотвращения концентрации собственности величина покупаемых акций не могла превышать 1%. В результате частным лицам было продано почти 70% акций.

В 1947 г. начал действовать закон о запрете чрезмерной концентрации производства. Запрещалось образование холдингов и монополистических объединений. Максимальный уровень владения акциями других компаний составлял 25%, проводился контроль над слиянием фирм, гарантировалась свобода торговых сделок.

Демонополизация экономики позволила сформировать на внутреннем рынке конкурентную среду и привела к развитию малого предпринимательства. Антимонополистические мероприятия дали толчок перестройке старой структуры японских концернов и обновлению методов руководства производством при сохранении накопленного потенциала. Однако крупнейшие дзайбацу ("Мицуи", "Мицубиси", "Сумимото", "Ясуда") сохранили свою экономическую и финансовую базу и вскоре вновь заняли господствующее положение в экономике.

Бюджетная реформа (1950) предполагала строгое сбалансирование статей бюджета. Были прекращены выплаты компенсаций военным заводам за конверсию, а убыточным предприятиям не предоставлялись субсидии. Был принят единый фиксированный валютный курс (без обратимости иены).

Реформа налоговой системы . Одновременно с общим повышением налогов происходил процесс их перераспределения: снижались налоги на корпорации на основе переоценки стоимости основного капитала, были отменены налоги на сверхприбыль при увеличении налогообложения трудящихся. Это создавало благоприятные условия для ускоренного накопления капитала, повышения темпов экономического роста.

Денежная реформа 1947 г. жестко ограничила обмен банкнот. Старые банкноты можно было положить на депозиты с последующим их "замораживанием". Эти средства могли быть использованы для уплаты налогов и расчетов между предприятиями.

Земельная реформа (1947- 1950) проводилась на основе принудительного выкупа государством помещичьей земли с последующей ее продажей арендаторам. Такой механизм выкупа земли снимал проблему ведения сложных переговоров между собственниками земли и арендаторами. Принудительному перераспределению подлежало более 70% земли. В результате земельной реформы численность собственников земли возросла более чем на 70%, а численность арендаторов сократилась в 5 раз. К 1950 г. крестьянам перешло 60% всей арендованной земли, сформировался слой свободных фермеров. Земельная реформа способствовала увеличению емкости внутреннего рынка, повысила товарность сельского хозяйства, высвободила значительные трудовые ресурсы. С 1946 по 1970 г. производство сельскохозяйственной продукции выросло более чем в два раза.

Реформы в социальной сфере . В соответствии с новым законодательством был установлен 8-часовой рабочий день, повышена заработная плата за сверхурочные работы, введено социальное страхование и оплачиваемые отпуска. Были легализованы организации трудящихся, которым предоставлялось право на забастовки, вводилась охрана труда и т. д.

При перестройке японской экономики был использован опыт прямого контроля и активной роли правительства. В Японии сочетались механизм рыночного хозяйства с государственной поддержкой частного накопления. Государство применяло селективные налоговые и кредитные льготы, выборочный контроль над составом конкурентов в отраслях.

В течение трех послевоенных десятилетий менялись приоритеты экономического развития и соответственно структура экономики. Если в 50-е гг. в центре внимания находились базовые отрасли: металлургия, химическая промышленность, гидроэнергетика, судостроение, торговый флот, то в 60-х гг. - автомобильная промышленность, нефтепереработка и нефтехимия, электротехническая промышленность. Структурная перестройка проходила в Японии при сверхвысоких темпах - за 1955-1970 гг. среднегодовой прирост ВНП превышал 11%, норма валового накопления приближалась к 35% и была самой высокой из всех ведущих капиталистических стран.

2 сентября 1945 г. под ударами союзных армий, в том числе и СССР, который объявил войну Японии 9 августа 1945 г., Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции. Так завершилась вторая мировая война. После окончания военных действий Япония была оккупирована американскими войсками, выступавшими от имени всех союзных держав. Верховная власть в стране перешла в руки Американской оккупационной армии, которую возглавлял генерал Д.Макартур.

Основы послевоенной политики союзных держав в отношении Японии были определены Потсдамской декларацией от 26 июля 1945 г. В ней определялась необходимость навсегда ликвидировать милитаризм в Японии, снять преграды к обновлению и укреплению демократических тенденций в японском обществе, установить свободу слова, вероисповедания и мышления, уважать и соблюдать основные права человека.

США как оккупационная держава придерживалась основных положений Потсдамской декларации. В то же время руководящие круги Соединенных Штатов прилагали максимум усилий к тому, чтобы не допустить со стороны Японии возрождения угрозы своим интересам в Тихоокеанском регионе. Кроме того, фактически сразу после второй мировой войны стала формироваться политика противостояния двух мировых общественных систем – социализма и капитализма – в форме "холодной войны". Развернулось национально-освободительное движение, в Китае, Северной Корее и Северном Вьетнаме установились коммунистические режимы.

Эти и другие процессы заставили США проводить политику демилитаризации Японии по американским стандартам. В свою очередь, правящие круги Японии, боясь, как бы капитуляция не привела к революции в стране, видели в недавнем враге – США не только своего союзника, но и потенциального помощника. В такой общественно-политической ситуации оккупационные власти провели в жизнь ряд директив по демилитаризации, в том числе и в экономической сфере.

После окончания войны японская экономика оказалась в состоянии разрухи, хотя ее производственно-техническая база сравнительно мало потерпела от военных действий, даже с учетом американских атомных бомбардировок Хиросимы 6 августа и Нагасаки 9 августа 1945 г. В то же время импорт сырья, топлива и продовольствия был практически прекращен. Большинство предприятий закрыто. Уровень промышленной продукции в начале 1946 г. составлял 14% довоенного. В стране свирепствовала инфляция: количество бумажных денег с 1945 по 1947 г. возросло в 4 раза. В конце 1945 г. реальная заработная плата рабочих составляла 13 % довоенного, также низкого уровня. Безработица в результате остановки военного производства, демобилизации армии и флота, депортации японцев из бывших колоний и ранее оккупированных территорий стала массовой и достигла почти 10 млн.. человек.

Японские монополии вначале саботировали восстановление экономики, ссылаясь на то, что действующие предприятия могут быть демонтированы в счет репараций. Заводы и фабрики закрывались по причине нерентабельности, отсутствия сырья, нехватки средств и т.д. На протяжении двух послевоенных лет промышленное производство не превысило 1/3 довоенного уровня.

Если сразу после оккупации США не ставили перед собой задачу восстановления японской экономики, то вследствие опасности социально-политических конфликтов вынуждены были оказать Японии существенную экономическую помощь. На протяжении 1946 – 1949 гг. была проведена земельная реформа, которая почти полностью ликвидировала помещичью собственность на обрабатываемую землю. Размер земельной собственности ограничивался площадью 3 га, на о.Хоккайдо – 12 га. Оставшаяся помещичья земля подлежала выкупу государством с дальнейшей продажей ее бывшим арендаторам. До января 1950 г. количество крестьян-собственников возросло с 1,9 млн. до 3,8 млн. человек, а площадь земли, сдаваемой в аренду, снизилась с 46 до 9,3 % всей обрабатываемой земли. Натуральная плата, доходившая до 50 % урожая, заменялась более низкой денежной оплатой. В результате реформы система крестьянской земельной собственности по существу стала решающей, повысилась товарность сельского хозяйства, начал возрождаться внутренний рынок.

Серьезные изменения претерпела и промышленность. Так, были распущены монополистические концерны – дзай-бацу Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда. Их акции и другие ценные бумаги подлежали распродаже среди служащих этих компаний. В 1947 г. вступил в силу закон о запрете чрезмерной концентрации экономической мощи, по которому запрещалось образование держательских компаний, картелей и других монополистических объединений, а также владение более чем 25 % акций прочих компаний.

В 1946 – 1947 гг. было введено новое трудовое законодательство: установлен 8-часовой рабочий день, повышена заработная плата за сверхурочные работы, введены оплачиваемые отпуска и социальное страхование, трудящиеся имели право на забастовки, предусматривалась охрана труда женщин и подростков и т.д. Положение японских трудящихся улучшилось по сравнению с довоенным и военным периодами.

На протяжении 1946 – 1947 гг. оккупационной администрацией была подготовлена и издана новая японская Конституция, которая вступила в силу 3 мая 1947 г. Она превратила японскую абсолютную монархию в конституционную парламентскую монархию. По новой Конституции статут императора был коренным образом изменен: из почти абсолютного монарха он превратился в "символ единства нации" и был фактически лишен политической власти. В статье 9 Конституции записано: "Японский народ навсегда отказывается от войны как суверенного права наций, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров". Зафиксирован также отказ от формирования вооруженных сил. Предусмотрено образование сил самообороны и выделение на их поддержку до 1% средств от валового внутреннего продукта. Все эти мероприятия, безусловно, сыграли важную роль в дальнейшей истории Японии, в частности в развитии ее экономики.

После принятия японской Конституции США начали осуществлять новую политику в отношении к Японии, которая в советской историографии получила название "обратного курса". Так, в 1948 г. был принят декрет № 201, который запрещал забастовки государственных служащих. С начала 1949 г. оккупационные власти приступили к обеспечению "плана экономической стабилизации" Японии. Возглавлял разработку плана главный советник по экономическим и финансовым вопросам штаба оккупационных войск, известный американский финансист, президент Банка Детройта Д. Додж. Именно им был разработан проект сбалансированного государственного бюджета, предусматривавший резкое, на 62 %, увеличение налогов, замену безвозвратных государственных субсидий на коммерческий банковский кредит, стабилизацию заработной платы, установление государственного контроля над ценами и т.д.

Были внесены существенные изменения и в систему американской экономической помощи. Был образован так называемый "эквивалентный фонд", который пополнялся средствами от продажи в Японии американских товаров, ранее поставлявшихся в порядке помощи. Из этого фонда кредитовались крупные японские компании под контролем оккупационных властей. Для сбалансирования торговли были приняты меры по расширению японского экспорта даже тех товаров, которых не хватало в самой Японии. Был установлен твердый обменный курс в соотношении 360 иен за 1 дол. США.

В 1949 г. проведена реформа налоговой системы. В целом налоги, как уже отмечалось, значительно повысились. Однако одновременно произошло их перераспределение – снижены налоги на корпорации путем переоценки стоимости основного капитала, отменены налоги на сверхприбыль за счет увеличения налогообложения трудящихся. Это создавало благоприятные условия для ускоренного накопления капитала и повышения темпов экономического роста, который, однако, ограничивался низким покупательским спросом, так как заработная плата японского рабочего в первые послевоенные годы была в 5 – 8 раз меньше заработной платы западноевропейского и американского рабочего. По рекомендации Доджа правительство Японии провело упорядочение административного аппарата и реорганизацию управления предприятиями, сократив в 1949 г. свыше 0,5 млн. чиновников. Ограничивались права профсоюзов при увольнении, свобода их действий на предприятиях.

Война в Корее, начавшаяся в июне 1950 г., сыграла определяющую роль в восстановлении экономики Японии, которая в период военных действий стала как бы тылом американской армии. В результате войны резко возрос спрос на вооружение и военные материалы, на воинские перевозки и услуги, на продовольствие и др., что обусловило военно-промышленный бум в японской экономике. Поступления от американских военных заказов в 1950 – 1953 гг. достигли 2,5 млрд. дол. Они позволили Японии покрыть внешнеторговый дефицит и расширить импорт сырьевых ресурсов. Для выполнения американских военных заказов были задействованы послевоенные мощности японской промышленности, которые сохранились после отказа США от конфискации японского промышленного оборудования в счет репараций. Были сняты всяческие ограничения в сфере промышленности и внешней торговли.

В результате в 1949 – 1951 гг. объем промышленного производства в Японии возрос более чем в 1,5 раза, превысив довоенный уровень. Оборот внешней торговли за 1950 – 1954 гг. стал почти в 10 раз большим, чем в 1945 – 1949 гг. Однако японская промышленная база была отсталой технически и технологически. Более 70% станочного парка насчитывало возраст свыше 10 лет, не хватало собственного продовольствия.

Следует иметь в виду, что 8 сентября 1951 г. в Сан-Франциско был заключен мирный договор с Японией, который подписали 48 стран. Только СССР отказался тогда от подписания договора. В связи со вступлением в силу Сан-Франциского договора вся полнота власти в Японии передавалась правительству, хотя в силу ряда других двусторонних договоренностей юридически закреплялось пребывание в стране американских войск.

Таким образом, за оккупационный период Японии американскими войсками 1945 – 1951 гг. японская экономика не только успешно закончила восстановительную фазу, но и смогла создать стартовый фундамент для дальнейшего развития. В 1951 г. в целом по всем отраслям был достигнут довоенный уровень промышленного производства.

В новых условиях японские ученые-экономисты с чисто японским энтузиазмом и педантичностью приступили к интенсивному знакомству и фундаментальному усвоению достижений экономических теорий Запада. За основу послевоенной экономической модели развития Японии была взята теория Кейнса. При этом японская модификация кейсианской концепции обеспечила стадию интенсивной индустриализации Японии в 50 – 70-е гг. Эта политика была принята на вооружение лидерами правящей многие послевоенные годы либерально-демократической партии. Необходимо особо подчеркнуть, что сразу же после окончания второй мировой войны в Японии разгорелась острая дискуссия о направлениях развития национальной экономики. Особые споры шли между сторонниками "внешнеэкономической ориентации" и их оппонентами, сторонниками "освоения внутреннего рынка". 50 – 60-е гг. стали эпохой триумфа первого направления.

Важнейшими практическими мерами в плане реализации определенных приоритетов стали решения японского правительства 1952 г., благодаря которым были сняты всяческие ограничения на связи между крупными компаниями и их "дочерними" предприятиями. Огромную роль в консолидации капитала сыграли финансово-промышленные объединения, такие как Мицубиси, Сумитомо, Фудзи и др. Однако эти новые монополистические группировки не стали простым повторением довоенных дзайбацу. На смену семейной форме правления ими укоренилась новая практика коллективного управления в форме совещаний президентов важнейших компаний, которые входили в состав финансово-промышленных групп.

Для более эффективного использования американской помощи в 1952 г. "эквивалентный фонд" был реорганизован в "Специальный счет для промышленных инвестиций". Средства с этого счета консолидировались с капиталами Экспортно-импортного банка, Банка развития, Банка долговременного кредита и др. В 1952 г. Япония вступила в Международный валютный фонд, а в 1955 г. стала членом Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), действовавшего с 1948 г.

Основной упор в первой половине 50-х гг. японское правительство сделало на развитие внешнеэкономических связей. В 1952 г. был принят закон, который разрешал образование экспортных картелей. В целях поощрения экспорта широко практиковалось его субсидирование. Импортные лицензии выдавались преимущественно на закупку оборудования и сырья для модернизации промышленности. Проникновение в Японию иностранного капитала ограничивалось. Главным торговым партнером Японии были США.

В 40 – 50-е гг. Япония поставляла в США главным образом продукцию легкой промышленности, в первую очередь текстиль. В этот период споры между этими странами велись вокруг медицинских термометров, однодолларовых кофточек и лент для пишущих машинок. Чтобы избежать кризиса, в 1953 – 1954 гг. были заключены договоры о дружбе и мореплавании между Японией и США, соглашение о закупке Японией в США сельскохозяйственного продовольствия, о гарантиях капиталовложений и др.

Еще до окончания войны в Корее, в марте 1952 г., был принят закон о содействии рационализации предприятий, по которому оказывалась государственная помощь, предоставлялись и финансовые льготы предприятиям, осуществляющим конверсию и модернизацию производства, обновление оборудования. Государственные средства также выделялись на развитие инфраструктуры – дорог, портов и т.д.

Таким образом, получив самостоятельность от американской оккупационной администрации, японское правительство в кратчайший срок успешно решило задачу выбора пути дальнейшего экономического развития, который обеспечил ей высокие темпы экономического роста во второй половине 50-х гг. Несмотря на то, что с 1945 по 1955 г. в Японии сменилось шесть кабинетов министров, страна избежала каких-либо серьезных, радикальных общественных катаклизмов.

Выдвижение Японии на ведущие позиции в мире. С середины 50-х гг. японская экономика вступила в период невиданно высоких темпов экономического роста. Именно с этого времени ведется отсчет так называемого "японского чуда". Среднегодовой прирост промышленной продукции в 1951 – 1970 гг. составлял 15,2%, в то время как в ФРГ и Италии – 7,4, во Франции – 6,2, в США – 4, в Англии – 3%. В 1961 – 1970 гг. среднегодовые темпы валового национального продукта в Японии составляли 11%, во Франции – 5,8, в Италии – 5,6, в ФРГ – 4,9, в США – 4,1, в Англии - 2,8%. По объему ВНП Япония в 1969 г. вышла на второе место после США в капиталистическом мире. В 1970 г. она заняла четвертое место в мировом экспорте: на ее долю приходилось 7% мирового капиталистического экспорта. Япония превзошла все страны мира по уровню накопленного капитала. В 1968 г. инвестиции в основной капитал в Японии составляли 34,7% ВНП по сравнению с 14% в США.

Вся мировая историко-экономическая наука вплоть до наших дней старается объективно проанализировать сложившиеся реалии, установить причинно-следственные. связи этого феномена и определить возможные рецепты для использования японского опыта в других странах. Безусловная заслуга в бурном экономическом развитии Японии принадлежит ее экономической науке. Ее мышление базируется на общем выводе – современная рыночная экономика не может эффективно функционировать без государственного регулирования экономическими процессами. Проблема заключается только в том, каким оно должно быть. В 50 – 80-е гг. японская экономическая наука пережила и "кейнсианский период" (50 – 60-е гг.), и "консервативный сдвиг" (70 – 80-е гг.). Вместе с тем в эволюции японской экономической мысли всегда проявлялись специфические этнические черты. Поскольку Япония должна была догонять промышленно развитые страны, мощнейшее влияние на структуру кредитной системы и применяемые ею методы решения проблем ускоренного развития оказал протекционизм.

Японские кейнсианцы – теоретики и практики высоких темпов роста – ориентировали экономическую политику 60-х гг. на стимулирование фонда накопления с последующим инвестированием через механизм регулирования цен и невысоких процентных ставок, так называемую политику "низкого процента".

Характерный пример. В 1946 г. в Японии было собрано около 110 легковых автомобилей. Формирование автоиндустрии в то время не было делом, которое поддерживало государство. Только в 1951 г. Министерство внешней торговли и промышленности Японии перешло к протекционистской политике в этой отрасли. Был облегчен импорт иностранных технологий и ограничен ввоз готовых автомобилей. В результате фирма Тоёта вышла на американский рынок с громадным опозданием и практически начала с нуля. И, если в 1962 г. на ее долю приходилось всего 0,2% импорта иностранных автомобилей в США (Фольксвагена – 6,8%), то через десять лет ситуация резко изменилась: доля Тоёты составляла 16%, Фольксваген – 27%. Внешние капиталовложения в японскую автопромышленность были разрешены только в 1971 г., когда отрасль приобрела устойчивость, но даже и после этого зарубежные инвестиции строго лимитировались государством.

Японские деловые и политические круги старались, и не безуспешно, определить такие долгосрочные цели в экономической сфере, которые были бы привлекательны для всей, нации. Так, в 60-е гг. особенно популярным стал лозунг "Догнать развитые западные страны по уровню валового внутреннего продукта!". Выход на второе место в мире по этому показателю преподносился как вхождение Японии в клуб великих экономических держав мира. При этом следует учитывать и такие показатели. В 1961 – 1970 гг. номинальная заработная плата в Японии возрастала в среднем на 12,5% в год, потребительские цены повышались на 5,9%, а оптовые всего на 1,3%. Следовательно, реальная заработная плата увеличивалась на 6,3%, а производительность труда – на 11% в год. Стало быть, рост реальной заработной платы составлял 60% повышения производительности труда. Эта I считается оптимальной. Все это свидетельствует о том, что каждый японец убеждался в том, что решение общегосударственных задач обеспечивает ему улучшение жизни.

Японский экономический бум 60-х гг. в экономической и исторической литературе, как правило, объясняется следующими факторами:

Высокоэффективным использованием иностранной, в первую очередь американской, экономической помощи;

Массовым обновлением основного капитала;

Расширением внутреннего рынка, в том числе за счет аграрной реформы;

Широким использованием иностранных научно-технических достижений, беспрецедентной закупкой патентов, лицензий, ноу-хау и т.п. С 1945 по 1969 г. заимствовано свыше 10 тыс. технологических процессов.

Кроме того, японские аналитики указывают на такие особенности, как:

Высококачественная рабочая сила: еще в 1947 г. в Японии было введено обязательное и бесплатное 9-классное образование, создана система подготовки и переподготовки кадров;

Редчайшая инициативность японских предпринимателей всех уровней и сложившаяся система принятия решений;

Традиционно сложившаяся система наемного труда, проявляющаяся в гармоничных отношениях между администрацией фирмы и наемным персоналом;

Относительно высокая норма накопления капитала;

Стремительное развитие собственной научно-исследовательской базы, особенно в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, и в первую очередь в области электроники. Только с 1960 по 1970 г. затраты на научно-технические изыскания возросли в 6 раз.

Эти факторы в последнее время дополняются следующими:

Гомогенностью японской нации, что выражается в осмыслении необходимости концентрации всех материальных и моральных сил нации на экономическом развитии страны и объединении всех на традиционных японских ценностях;

Отсутствием сырьевых ресурсов; Япония импортирует 99% необходимых ей природных ресурсов, в том числе 100% бокситов, хлопка, натурального каучука, 99,7% сырой нефти, 99,5% железной руды, что заставляет вести постоянную модернизацию структуры производства, внедрять материале- и энергосберегающие технологии, проводить поиск альтернативных источников сырья и топлива; действующей антивоенной Конституцией Японии, которая декларировала три неядерных принципа – не иметь, не производить, не ввозить ядерное оружие; не содержать армии, ограничившись силами самообороны, а также выделять средства на оборону в рамках 1% от ВНП;

Выгодным географическим положением, которое объясняется тем, что со второй половины XX в. Азиатско-Тихоокеанский регион стал стратегическим центром развития мировой экономики. Все большую популярность приобретает утверждение о наступлении "тихоокеанской эры".

Все эти факторы предопределили успехи Японии. При этом для стадии индустриализации, которая датируется началом 60-х – серединой 70-х гг., было характерно бурное развитие материалоемких секторов – металлургии, нефтепереработки, химических производств.

Промышленные гиганты площадью от 1 до 3 тыс. га концентрировались в городах-портах, обеспечивавших ввоз сырья и вывоз продукции. Ускоренными темпами шла урбанизация прибрежных зон Японии. В 1964 г. был пущен суперэкспресс "Синконсен", или "поезд-пуля", со скоростью 210 км/ч. Между тем "нефтяной шок" первой половины 70-х гг. высветлил слабые места в японской экономике и предопределил кризис 1974 – 1975 гг., который проявился в спаде производства, гиперинфляции и затоваривании. Это заставило Японию начать коренную перестройку структуры всей экономики. Она осуществлялась на таких основных направлениях, как приоритет наукоемких производств, которые не требуют огромных затрат сырья, энергии, рабочей силы; сокращение энергоемких производств; реконструкция текстильной, судостроительной и других отраслей промышленности, продукция которых особенно потерпела от иностранной конкуренции.

Структурная перестройка японской экономики приняла особенно широкие масштабы в начале 80-х гг., когда в ходе второго этапа научно-технической революции появились новые производства и целые отрасли – производство микроэлектронной техники, больших и сверхбольших интегральных схем, новых видов учетно-измерительных приборов, биотехнологии и т.д.

В условиях кризиса и структурной перестройки в экономических кругах стали укрепляться силы, которые критиковали кейнсианство. На передний план начала выдвигаться неоконсервативная модель развития экономики Японии. Концепция "гражданского благополучия" трансформировалась в "японскую модель общества благополучия". Отличительная черта этой модели – минимальные качественные ассигнования, связанные с решением социальных проблем. Основной акцент делался на "свободу индивидов" и гарантию минимального дохода, не ослабляющего побудительные мотивы к высококачественному труду. Трудовая мотивация рассматривалась как необходимое условие достижения основной цели – "создание общества богатых, стабильных, свободных индивидов". Принцип "справедливого распределения" уступил место принципу "равных возможностей". В 80-е гг. была сформулирована долгосрочная цель, которая должна была стимулировать динамизм японской нации, – превратить Японию в великую технологическую державу.

Если сопоставлять только темпы роста, то экономическое развитие Японии во второй половине 70-х – 80-е гг. по сравнению со второй половиной 50-х – началом 70-х гг. выглядит относительно вялым: за 1955 – 1973 гг. объем ВВП Японии увеличился в 13 раз, а за 1975 – 1988 гг. – только в 3 раза. Однако если принять во внимание качественные "наполнители" роста, то, очевидно, что и эти годы определяют собой довольно благополучный период в экономическом развитии страны. При этом следует учитывать такие факторы. До середины 80-х гг. японская экономика ориентировалась в основном на внешний спрос. Во второй половине 70-х – первой половине 80-х гг. за счет экспорта обеспечивалось от половины до трех четвертей прироста ВВП. Если в 60-е гг. центром споров между Японией и США были текстильные товары, то в 70-е – сталь и цветные телевизоры. В 1965 г. впервые японский экспорт в США превысил импорт. С середины 70-х гг. американский дефицит двусторонней торговли стал ключевой проблемой взаимоотношений между этими странами. Особое значение он приобрел, когда дефицит возрос с 15,8 млрд. в 1981 г. до 59,8 млрд. дол. в 1988 г. Основную долю положительного торгового сальдо Японии с США составляла продукция машиностроения. За 1980 – 1985 гг. за счет форсирования экспорта японские корпорации аккумулировали огромнейшие средства – свыше 170 млрд. дол.

Однако начиная с середины 80-х гг., в период выхода мирового капиталистического хозяйства из депрессии, под натиском главным образом США Япония переориентировала рост своей экономики, прежде всего на внутренний рынок.

В отрасли сельского хозяйства в 1961 г. был принят "Основной сельскохозяйственный закон", главной целью которого стал перевод сельскохозяйственного производства с мелкотоварного на рельсы крупного рыночного хозяйства. Ставилась задача сократить долю производства основной сельскохозяйственной культуры – риса, которое требовало больших государственных субсидий из-за низкой рентабельности, и увеличить производство продуктов животноводства, огородничества и плодоводства. В результате в 1985 г. в сельских и лесных хозяйствах, а также в рыболовстве Японии было занято 9% экономически активного населения. Эти отрасли дали 3% ВВП. Самообеспеченность Японии продовольствием возросла до 71%.

На основе принятых в 60 – 70-е гг. законов была разработана система экологических стандартов по качеству воздуха, воды, загрязнению почвы сельскохозяйственными химикатами, оседанию грунта, регулированию шумов и т.д. Причем кроме традиционных для большинства развитых стран мира в Японии имеются стандарты по озеленению, помехам радиоволн и др. Так, стандартом затемнения предусмотрено, что суммарное время затемнения, например новостройкой, окон прилегающих домов не должно превышать 2 ч в сутки в любую пору года.

В результате принимаемых мер, японская индустрия начала активно переходить от технологии очистки к чистой технологии. К середине 80-х гг. была решена только первая часть задачи. Так, только сжигание токийского мусора позволяло каждый год за счет получаемой энергии теплоты производить около 300 млн. кВт-ч электроэнергии, что приносило прибыль 1 млрд. иен.

В начале 1986 г. на долю высокотехнологичных предприятий приходилось около 20% их общего количества. Японский стандарт промышленной классификации называет 7 отраслей промышленности, предприятия которых могут быть отнесены к высокотехнологичным: производство медицинских препаратов, средств связи и спутникового оборудования; оборудование для электроники; электроизмерительные приборы; производство электронных компонентов и деталей; медицинское оборудование и инструменты; производство оптической техники, оптических линз. Следует подчеркнуть, что по многим этим позициям Япония сумела обеспечить свое лидерство в мире.

Таким образом, за 1955 – 1985 гг. – годы "экономического чуда" – Япония сумела прочно закрепиться на втором месте среди ведущих развитых капиталистических держав. Только по объему внешней торговли в середине 80-х гг. она занимала третье место в мире после США и ФРГ. Однако при этом японский экспорт в 1985 г. превысил импорт более чем на 46 млрд. дол.

Экономика Японии во второй половине 80-х – 90-х гг. Широкий резонанс в мире вызвала в 1970 г. книга директора Гудзоновского института стратегических исследований Г.Кана "Рождение японской сверхдержавы: вызов и ответ на него". В ней автор писал: "За последние восемь лет я почти окончательно убедился в том, что Япония действительно проявила способность экономического развития такими темпами, которые вряд ли могут быть превзойдены в рассматриваемый период, и это может привести к тому, что в конце XX – начале XXI века Япония будет иметь самый большой валовой национальный продукт в мире. Вопрос о том, станет ли Япония в результате этого страной, которая будет оказывать решающее влияние на политику и общество XXI в., остается открытым если б японцы хотели добиться мирового влияния, они легко могли 6 это осуществить".

Нефтяные кризисы 1973 – 1974 гг. и 1979 – 1980 гг., которые ухудшили платежный баланс Японии и замедлили темпы роста ее экономики, заставили на некоторое время забыть предсказания Г.Кана. Однако в 80-е гг. Япония перегнала Советский Союз по ВНП, в мире опять заговорили о приближающейся экономической победе Японии над США.

Анализ данных о развитии японской экономики в первой половине 90-х гг. (табл. 6.1) свидетельствует о том, что для Японии это был один из самых сложных периодов. Более того, некоторые аналитики поспешили заявить об экономическом закате Страны восходящего солнца. Между тем следует иметь в виду, что начало 90-х гг. стало периодом третьего крупного мирового экономического спада производства за последние 20 лет. Характерным для Японии было то, что она одной из последних вошла в цикл спада и начала выходить из него.

Вместе с тем, сохраняя огромное положительное сальдо торгового и платежного балансов, превышение доходов государства над расходами, бездефицитный бюджет и умеренные темпы роста, Япония, судя по всему, до конца XX в. останется одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Об этом свидетельствуют, в частности, показатели опережающих темпов роста японской производительности труда. Так, в конце 80-х гг. этот показатель в Японии составлял 6,2%, в то время как в США – 3,4 и ФРГ – 3,1%. Такая тенденция сохраняется и в 90-е гг.

Со второй половины 80-х гг. Япония по размерам внешнеторгового оборота прочно занимает третье место в мире после США и ФРГ. При этом, хотя Япония и не является крупнейшим экспортером мира, она далеко опережает всех по объему своего положительного внешнеторгового сальдо, которое в 1993 г. достигло 120,2 млрд. дол. Аналогичный показатель для ФРГ составил 23,1 млрд. дол., а США имели отрицательное сальдо в 115,8 млрд. дол.

Превратившись в экономическую сверхдержаву, Япония стала оказывать все большее влияние на мировую хозяйственную систему. При этом в центре этих связей находятся экономические отношения между Японией и США, на долю которых припадает около 40% мирового ВВП и свыше 20% мирового экспорта. Тем не менее, дефицит торгового сальдо США с Японией в 1993 г. достиг 60 млрд. дол. В силу того, что Япония продолжает поставлять в США продукцию машиностроения, и в первую очередь легковые автомобили, и импортировать из Соединенных Штатов значительное количество сырья и продуктов питания, ее обвиняют в "колониальном характере" торговли с США.

В середине 90-х гг. больше половины автомобилей на дорогах США были японского производства; большинство граждан западных штатов носят японские часы; в 90% американских домов стоят японские телевизоры, а на большей части радиоприемников, видеомагнитофонов и электробритв стоит надпись "Сделано в Японии".

Главными факторами конкурентности японских товаров на мировом, в том числе и американском, рынке являются:

1) особая система контроля за качеством продукции, не более 0,01% брака;

2) опережающий рост производительности труда. В 90-е гг. Япония ликвидировала свое отставание от США;

3) значительно меньшие потери рабочего времени от трудовых конфликтов;

4) более высокий уровень доходов на душу населения Японии по сравнению с США перераспределяется таким образом, что большая часть накоплений направляется в производство;

5) Япония продолжает оставаться страной с самым высоким уровнем частных накоплений.

Следовательно, проблема борьбы с дефицитом торговли США и Японии становится все более актуальной. Тем не менее, эти страны, во всяком случае, в обозримом будущем, осуждены на партнерство в силу зависимости их экономик. При этом напомним, что 33% японского экспорта идет в США, а доля Японии в американском экспорте составляет 10%.

Начиная со второй половины 1989 г. торговля Японии с США впервые стала уступать первенство японской торговле с азиатскими странами. В 90-е гг. японский экспорт в Азию на 1/3 превышал вывоз в Америку. Азиатские страны стали крупнейшим источником импорта Японии – около 60 млрд. дол. в 1993 г. по сравнению с 50 млрд. дол. из США и 24 млрд. дол. из Европейского союза. Следует учитывать и то, что именно Япония, а не США как бы "вводит" в мировую торговлю Китай, Вьетнам и Северную Корею. При этом в 1993 г. объем японо-китайской торговли увеличился на 31% и составил 37,8 млрд. дол. Япония стала вторым после Гонконга торговым партнером Китая.

За последние годы японская экономическая мощь ассоциируется с превращением ее в финансовый центр мирового значения. Общий объем нетто-активов достиг 129 млрд. дол. По общим оценкам Министерства финансов Японии, этот процесс будет продолжаться до конца XX в. По одним прогнозам, нетто-активы Японии достигнут к началу XXI в. 556 млрд. дол., а по другим – 1 трлн. дол. Значит, Япония превратилась в поставщика нового вида услуг – предоставление капиталов. В 1995 г. доля японских кредитов в мире составляла 53%.

Уже в наше время в центре внимания японских инвесторов находятся ценные бумаги, главным образом США, долговременного характера, которые обеспечивают большие доходы и имеют большие перспективы ценового подорожания в будущем. Во второй половине 80-х гг. чистая задолженность США в отношении Японии составляла от 41 до 22% всей общей чистой задолженности США. Все это дает основание утверждать, что Япония в качестве экспортера капиталов будет оказывать на мировую экономику такое же влияние, как и Великобритания между двумя мировыми войнами и США в послевоенный период.

Японские компании, которые приступили к транснационализации своих операций, в целом повторяют путь, который проложили американские ТНК намного раньше. Характерным в этом отношении является то, что японские инвестиции в образование иностранных производственных мощностей сконцентрированы в первую очередь в США и новых индустриальных странах Азии, Южной Корее, Тайване, Гонконге и Сингапуре, Малайзии и Филиппинах, Таиланде, Индонезии и др.

Роль Японии в мире на рубеже нового тысячелетия чаще всего связывают с ее потенциальными возможностями в отраслях развития новейших технологий. В качестве наиболее приоритетной задачи страны японское правительство рассматривает рост научно-технического потенциала. В то же время наиболее значительным препятствием превращению Японии в лидирующую технологическую державу является некоторое отставание в области фундаментальных исследований.

В результате принятых шагов Япония в конце 80-х гг. уже занимала второе место после ФРГ по доле ассигнований на научно-исследовательские, опытные и конструкторские работы (НИОКР). В 1986 г. был образован японский центр ключевых технологий, приоритетом которого является информационное обеспечение как основной критерий технологической мощи державы. Процесс информации японской экономики и общества продолжает развиваться по нарастающей. Был разработан "План построения информационного общества до 2000 г.", выполнение которого обеспечит всеобщую информатизацию.

Вместе с тем уже в наше время определился некоторый парадокс. США, которые имеют пока еще больший в целом потенциал экспорта технологических знаний, чем Япония, тем не менее, уступают ей не только в новых индустриальных странах Азии, но и в других регионах. Более того, увеличивается количество иностранных клиентов, которые стараются получить сертификаты соответствия их товаров японскому промышленному стандарту.

В таких обстоятельствах увеличивается число американцев, верящих в то, что их стране уготована судьба Англии, а Японии – выход в экономические чемпионы. Больше всего американцев волнует конфликт за овладение наиболее передовой технологией. Серьезную озабоченность вызывает тот факт, что из 53% зарубежных инвестиций в высокотехнологические американские компании более 2/3 в 1983 –1991 гг. приходилось на Японию. Прогнозируется, что до 2000 г. Япония будет выделять 3,5% своего ВВП на исследования и разработки и поддерживать 350 тыс. ученых и инженеров, разрабатывающих новые технологии, в то время как США – соответственно 3% и 175 тыс.

Японию часто называют страной XXI в. Сегодняшняя Япония фактически является, по определению многих специалистов, действующей моделью экологической ситуации, которая может сложиться в будущем в любой стране. Для решения проблемы "от технологии очистки – к чистой технологии" в 1981 г. была утверждена крупная программа под названием "Базовая технология промышленности следующего поколения". Она состоит из трех разделов: новые материалы, биотехнология, новые электронные приборы, которые должны обеспечить научными разработками промышленность 90-х гг. Так, раздел "Новые материалы", который составляет 6 томов, включает высокоэффективную керамику, разделительные мембраны, электропроводимые полимеры, высокоэффективные пластмассы, сплавы с регулирующей кристаллической структурой, композиционные материалы.

С экологической точки зрения поставлена задача перехода к 2000 г. от технологий, эксплуатирующих природу, к технологиям, взаимодействующим с природой. Основная задача будущего – научиться у природы работать по замкнутому циклу. На этих направлениях достигнуты определенные успехи. Так, по данным центра "Чистая Япония", около 107 тыс. т, а это 50% отходов перерабатывающей промышленности, могут эффективно использоваться в качестве ресурсов. В этой связи еще при планировании изделия его проектировщики решают проблему, как вернуть в новое производство отработанные детали и узлы. Например, фирма "Денсо", которая обеспечивает электронную "начинку" автомобилей "Тоёта", смогла заявить о том, что у производимых ею изделий нет деталей, которые бы не могли быть использованы повторно.

Об успехах Японии в области охраны окружающей среды свидетельствуют такие факты: 60 % ее территории занимают леса с богатейшей флорой, которая насчитывает 8118 видов растений. В стране существует 27 национальных парков общей площадью свыше 2 млн. га, что составляет 5% территории, и 54 квазинациональных парка площадью 1,3 млн. га, что составляет 3,4% территории. Еще 298 парков площадью 2 млн. га созданы на префектурном уровне. Однако наибольшую ценность представляют 500 различных заповедников и заказников общей площадью около 90 тыс. га – действительных оазисов дикой, не тронутой цивилизацией природы. Если соотношение освоенной человеком части территории и неосвоенной в Англии составляет 9:1, в США – 5:1, то в Японии – всего 1:3.

Нельзя не учитывать и того, что ежегодно в Японии регистрируются сотни, а то и тысячи подземных толчков силой до 2 баллов по шкале Рихтера. Так, в 1992 г. их зарегистрировано 1981. С 1945 по 1995 г. произошло пять разрушительных землетрясений силой 7 – 9 баллов, от которых погибло около 15 тыс. человек. Нетрадиционным оказался подход Японии к поискам выхода из состояния "на вулкане" жизни. Так, после январского (1995 г.) землетрясения в мегаполисе Кобе силой 7,8 балла, которое унесло свыше 5 тыс. жизней, расходы на покрытие нанесенных убытков были оценены в размере 110 млрд. долл., которые по решению правительства должны быть направлены на дальнейшее усовершенствование технологии в области строительства. Более того, поставлена задача в ближайшие годы снести или укрепить все гражданские и промышленные объекты, построенные до 1975 г. Так японцы еще раз продемонстрировали своеобразный.закон жизни: чем жизнь сложнее, тем "чуда" получается больше.

Состояние японской экономики начала 90-х гг. характеризуют такие данные. Из 610 тыс. существующих в мире приспособлений, которые выполняют производственные операции в соответствии с заложенной в них программой, 385 тыс. сконструированы в Японии. Она занимает первое место и по количеству роботов на одного рабочего. На втором месте с большим отрывом по этому показателю находится Сингапур. В 1991 г. количество корпораций, компаний и фирм в Японии составляло свыше 1,8 млн., при этом промышленных – около 720 тыс. Среди них было всего 632 предприятия, а это всего 0,1%, на которых работало больше 1 тыс. человек. Доля средних предприятий составляла 2,1%, персонал которых насчитывал от 100 до менее тысячи человек. На 2/3 японских предприятий рабочая неделя 6-дневная, средняя фактическая продолжительность отпуска служащего – 6 – 7 дней. Календарных праздников – 14 дней в год. Япония прочно занимает первое место в мире по стабильности цен и уровню заработной платы среди ведущих капиталистических стран. Это в свою очередь является одним из основных факторов лидирующего места японцев (76,09 года) и японок (82,22 года) среди долгожителей мира. Примечательно, что за послевоенный период в Японии сменилось 25 кабинетов министров.

Мировая экономика входит в XXI в. Центр деловой активности перемещается в Азиатско-Тихоокеанский регион. Именно здесь перекрещиваются потоки товаров и капиталов на триллионы долларов. Одним из инициаторов образования Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) стала Япония. Сейчас в эту организацию входят 11 азиатских государств: Япония, Бруней, Китай, Гонконг, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Таиланд, 4 американских: Канада, Мексика, США, Чили, а также Австралия, Новая Зеландия и Папуа – Новая Гвинея. В 1994 г. этими 18 странами подписана Декларация об образовании до 2020 г. зоны свободной торговли и капиталовложений. При этом необходимо учитывать, что эти страны дают свыше 50% общего мирового ВВП и на их территории проживает 40% населения земного шара.

Таким образом, в мировой экономике развернулась серьезная борьба за лидирующее место в грядущем XXI в. Здесь бесспорны претензии Японии, которая за короткий срок стала одной из ведущих индустриальных держав мира. Однако ни объединенная Европа, ни США не согласны оказаться на окраине экономического прогресса, и в этом мирном экономическом соревновании выигрывает все человечество