Минимизация и ликвидация последствий коррупции. Стенограмма заседания «круглого стола» на тему «О совершенствовании правового регулирования возмещения ущерба от коррупционных преступлений и правонарушений (включая развитие института конфискации) Минимизац

Молодежным советом Управления Федерального казначейства по Калининградской области, с участием отдела кадров, отдела внутреннего контроля и аудита, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления Федерального казначейства по Калининградской области и урегулированию конфликта интересов 11 июля 2014 г. был проведен семинар-тренинг на тему «Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений». Участниками семинара были молодые специалисты Управления, начальники ряда отделов.

С приветственным словом к участникам обратились руководитель Управления Федерального казначейства по Калининградской области Т.Ф. Кузяева и начальник отдела кадров, заместитель председателя Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления Федерального казначейства по Калининградской области и урегулированию конфликта интересов И.В. Пшеничная.

С целью формирования антикоррупционного мировоззрения у государственных служащих Молодежным советом была проведена ролевая игра «Суд над Коррупцией».

В ходе постановочного судебного заседания были исследованы вопросы об исторических корнях возникновения Коррупции, особенностях ее проявления в разных сферах общества и вредных последствиях для социального и экономического развития государства.

Кроме того, было акцентировано внимание на психологии дачи взятки, а также на совершенствовании навыка личностной оценки социального явления коррупции.

Участники семинара ознакомились с содержанием статей Уголовного кодекса Российской Федерации, применяемых в качестве наказания за коррупционные преступления. Вина обвиняемой «Коррупции» была полностью доказана. Суд постановил: «На основании статей 204 «Коммерческий подкуп», «Получение взятки», «Дача взятки», 291.1 «Посредничество во взяточничестве», 292 «Служебный подлог»,304 «Провокация взятки» Уголовного кодекса Российской Федерации признать обвиняемую КОРРУПЦИЮ виновной и приговорить к лишению свободы на срок 15 лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки».

Надеемся, что все присутствующие на семинаре убедились в том, что коррупция является препятствием к экономическому росту и развитию государства, ставит под угрозу любые преобразования.

Затем всех участников семинара разделили на группы, и было проведено тестирование на знание Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», с которым участники семинара успешно справились.

Вторая часть семинара была посвящена результатам анонимного анкетирования «Антикоррупционный мониторинг» среди сотрудников Управления, проведенного специалистами отдела внутреннего контроля и аудита в рамках реализации Плана противодействия коррупции Управления Федерального казначейства по Калининградской области на 2014-2015 годы, утвержденного приказом Управления от 26.06.2014 № 164. Анкета состояла из 3 блоков: 1 блок был посвящен общей оценке коррупции, во 2 блоке определялся конфликт интересов и коррупционные риски в органах Федерального казначейства и в 3 блоке проводился опрос мнения на предмет удовлетворенностью работой.

В анкетировании приняли участие 143 сотрудника Управления. Итоги анкетирования были подведены начальником отдела кадров И.В. Пшеничной. Проведенный анализ анкет показал, что что 88% опрошенных считают уровень коррупции в России высоким, 22% назвали причиной коррупции недостаточно строгий контроль за действиями чиновников, их доходами и расходами, 58% гражданских служащих могут анонимно сообщить о фактах коррупционного поведения.

После объявления результатов анкетирования была проведена командная игра «Казначейский Алиас».

Команде выдавался набор карточек с казначейскими терминами. Каждый из участников команды в одном круге на время (1 мин.) должен был объяснить своей команде слово, используя синонимы и словесные описания.

В этом конкурсе участники продемонстрировали отличные результаты командной работы.

В завершении семинара состоялся интерактив под названием «Ситуация». Ситуационные задания выводились на проекционный экран. Участникам семинара предстояло в коллективном обсуждении определить формы коррупционных отношений из представленных жизненных ситуаций.

По окончании семинара участники обменялись опытом, поделились мнением по прошедшему мероприятию, проблемными вопросами.

Являются ли существующие методы антикоррупционного мониторинга нормативных правовых актов и их проектов действенными механизмами противодействия коррупции?

  • Низкая зарплата российского чиновника.
  • Незаинтересованность властей в борьбе с коррупцией, т.к. с коррумпированным, нравственно деградирующим чиновником легче работать.
  • Излишний аппарат публичной власти, в особенности аппарат местного самоуправления.

Согласно Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р, неотъемлемым условием достижения заявленных в указанной концепции целей является разработка действенных механизмов противодействия коррупции.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300, с изменениями от 10 января 2000 г., коррупция отнесена к угрозам национальной безопасности.

Таким образом, коррупция в России рассматривается как серьезная угроза поступательному социально-экономическому развитию страны, которая в разной степени оказывает негативное влияние практически на все сферы жизни государства и общества.

Начало и конец любого проявления коррупционности. Именно анализ психо-мотивационный личностной матрицы лиц, причастных к процессу законотворчества, реализации, и контроля НПА, может дать положительный результат в борьбе с коррупцией.

В российском законодательстве не употребляется термин «коррупция».
В чем существо этого явления?

Так, по определению Совета Европы, коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, ведущее к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, и имеющее целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

В целом международно-правовые определения коррупции, использующиеся в документах ООН и СЕ, выглядят следующим образом: коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц и групп. В соответствии с этим определением коррупция выходит за пределы взяточничества и подкупа и охватывает также непотизм и многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования.

В нашей научной литературе представлены два подхода к определению понятия "коррупция".
Так, в широком смысле данное понятие охватывает явление, поразившее публичный аппарат управления и выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. дается такое определение термина "коррупция":

"Коррупция- это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами".

Социальная сущность коррупции (от латинского corruptio - порча, испорченность) выражается в деградации аппарата публичной власти. Коррумпированный аппарат не пригоден для выполнения функций государства, и бесполезен для общества.

В целом в современной России, как и многих других странах, понятие «коррупция» остается весьма уязвимым с теоретической точки зрения, однако непоколебимая решимость властей бороться и покончить с преступлениями, совершаемыми на этой почве, вызывает уважение и заслуживает самого пристального внимания.

Причины необычайного распространения коррупции сегодня в России достаточно очевидны:

  • Низкая зарплата российского чиновника. Этой зарплаты не хватит даже на нормальное питание, поэтому чиновник вынужден брать взятки.
  • Нравственная деградация общества, когда деньги и возможность безнаказанного хамства, оказались едва ли не единственными ценностями массового этического сознания;
  • Низкий морально-этический уровень чиновника, ориентация его на удовлетворение собственных потребностей, безответственность значительной части должностных лиц, включая занимающих высшие должности в системе исполнительной власти.
  • Незаинтересованность властей в борьбе с коррупцией, т.к. с коррумпированным, нравственно деградирующим чиновником легче работать (без претензий, моральных принципов, собственного достоинства и в неограниченном подчинении).
  • Неразвитость демократических институтов, отсутствие действенных форм социального контроля, низкая правовая и политическая культура, бесконтрольность и произвол со стороны властей и, в частности, правоохранительных органов, что ведет к сращиванию правоохранительных органов с организованной преступностью.
  • Монополизм и олигархия в экономике, продажность СМИ.
  • Низкое качество законодательства, ориентированного не на правовые, а на распорядительные методы регулирования практически всех сфер общественной жизни, оторванность законодательства от реальных условий общественной жизни.
  • Излишний аппарат публичной власти, в особенности аппарат местного самоуправления (например, на районном уровне он даже более бесконтролен и оторван от избирателей, чем аппарат федеральной власти, деятельность которого освещается в СМИ).


Отличительными признаками этого явления являются:

· ресурс, доступ к которому является целью участвующих в коррупционном сговоре;

· интерес, являющийся движущей силой и мотивом деятельности участников коррупционных действий;

· ущерб, нанесенный общественным интересам коррупционным поведением.

Таким образом, коррупция - это совокупность составов правонарушений, предусмотренных в законодательстве Российской Федерации и отличающихся таким квалифицирующим признаком, как использование должностным лицом своего публичного статуса в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

Антикоррупционные меры должны пронизывать практически все отрасли права.

Для противодействия коррупции необходим взаимосвязанный комплекс антикоррупционных норм в административном, гражданском, предпринимательском, трудовом, социальном, жилищном, миграционном, бюджетном, валютном, финансовом, банковском, налоговом, таможенном, экологическом и других отраслях законодательства Российской Федерации. Тем более что правоприменительная практика показывает: именно в этих сферах существенно снижен контроль со стороны государства и коррупция активно использует эти ниши. В качестве дополнительной меры нуждаются в совершенствовании также нормы правоохранительного законодательства (КоАП РФ, УК РФ, УПК РФ, законодательство об оперативно-розыскной деятельности, о прокуратуре, судебной системе, адвокатуре и др.).

Актуальными задачами в сфере противодействия коррупции являются:

· исследование коррупционных "технологий" в государственном управлении;

· исследование и подготовка предложений по совершенствованию антикоррупционных положений КоАП РФ с целью разработки составов коррупционных административных правонарушений;

· разработка системы общих для всех видов службы правоограничений и запретов, предъявляемых к публичным должностным лицам;

· недопущение незаконного вмешательства в деятельность судей и сотрудников правоохранительных органов;

· решение вопроса о специализированном органе по борьбе с коррупцией, определение его компетенции, места в системе органов государственной власти;

· дифференциация ответственности и усиления мер административного воздействия на физических и юридических лиц, причастных к совершению коррупционных правонарушений.

Наряду с применением в антикоррупционных целях мер административного и уголовно-правового воздействия целесообразно рассмотреть вопрос о более широком использовании гражданско-правовых методов противодействия коррупции.

Система мер противодействия коррупции должна строиться, прежде всего, на использовании мер упреждения, направленных на создание в государственной службе "атмосферы невыгодности" коррупционного поведения. Такие меры включают уточнение обязанностей и правил служебной деятельности государственных и муниципальных служащих. Регламентация этих вопросов относится к предмету законодательства о государственной и муниципальной службе.

Основополагающими мерами по созданию общеправовой среды борьбы против коррупции являются:

· контроль над партийным имуществом и источниками материальной поддержки партий;

· обеспечение прозрачности отношений между органами, ответственными за подготовку правовых проектов, законотворчеством и объектами правового регулирования;

· прозрачность в работе Федерального Собрания в том, что касается реализации парламентариями различных интересов;

· сужение круга данных, относящихся к коммерческой тайне, с учетом конституционного принципа гласности информации, представляющей публичный интерес;

· анализ норм о предоставлении данных о реализации договоров о поставках продукции для государственных нужд, о правовых последствиях немотивированного изменения договоров;

· пересмотр акцизных правовых норм и т.д.

Согласно Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р, неотъемлемым условием достижения заявленных в указанной концепции целей является разработка действенных механизмов противодействия коррупции.

Дополнительно сформулировано требование о том, что все мероприятия по противодействию коррупции должны носить системный характер, как по горизонтали, так и по вертикали. Что это означает?

Под системой действий по противодействию коррупции по горизонтали следует понимать деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по:

· предупреждению коррупции, выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих коррупции (профилактика коррупции);

· выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

· минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Особым направлением законодательной работы в субъектах Федерации должна стать последовательная ревизия действующего законодательства на предмет его коррупциогенности.

Она может проходить по следующим направлениям:

· преодоление коллизий и явных противоречий, еще сохраняющихся в региональном законодательстве по отношению к федеральному;

· сокращение многочисленных бланкетно-отсылочных норм права;

· пересмотр шкалы завышенных штрафов и др.

Неотъемлемым условием достижения заявленных в Конвенции ООН против коррупции целей является разработка действенных механизмов противодействия коррупции, в числе которых:

· подготовка типовых антикоррупционных программ для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также разработка ведомственных антикоррупционных программ;

· внедрение методик и практики антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;

· пробное внедрение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти и поэтапная реализация антикоррупционных программ в органах исполнительной власти;

· постепенное развертывание системы мониторинга уровня коррупции и проводимых антикоррупционных мероприятий.

Сущность антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов состоит в выявлении коррупционных факторов, т.е. дефектов норм и правовых формул, которые могут способствовать проявлению коррупции. Естественно, коррупционные факторы могут быть непосредственной основой коррупционных практик либо создавать условия легитимности коррупционных действий и решений. К числу коррупционных факторов в нашей правотворческой практике можно отнести, например, множественность вариантов диспозиций правовых норм, коллизии правовых норм, определение компетенций органов по формуле "вправе", широту дискреционных полномочий, отсутствие административных и аукционных процедур, пробелы в нормативном регулировании и т.д.

Такого рода нормы потенциально опасны, поскольку создают "законные" условия и предпосылки для коррупционных действий и решений государственных служащих.

Важным направлением противодействия коррупции должен стать антикоррупционный мониторинг правоприменительной сферы. Какова его цель?

Основная цель антикоррупционного мониторинга правоприменительной сферы - выявление коррупционных факторов и фактов коррупционного поведения должностных лиц государственного аппарата.

Коррупционными факторами могут явиться:

· отсутствие нормативного правового акта (закона), закрепляющего правовой статус, виды (исчерпывающий перечень) органов исполнительной власти, классификацию и правила издания ими актов;

· отсутствие общих правил деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

· отсутствие правил рассмотрений обращений граждан и юридических лиц;

· отсутствие порядка информационного взаимодействия органов исполнительной власти между собой, с другими органами власти, с гражданами и организациями;

· нарушение иерархии нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих правовой статус, и др.

Иными факторами, способствующими коррупционным нарушениям в правоприменительной сфере, могут явиться:

· расширительное толкование компетенции госоргана, нечеткое определение сферы его деятельности;

· смешение разнокатегориальных понятий: компетенция, субъективные права, обязанности, полномочия, задачи, функции госоргана;

· отсутствие связи между предоставленными госоргану правами и его обязанностями;

· отсутствие связи между правами и обязанностями взаимосвязанных госорганов в ходе выполнения одной функции.

Коррупционные факторы можно условно поделить на группы, объединяющие различные аспекты проводимого анализа коррупциогенности.

Первая группа - факторы, одинаково применимые как к законодательным актам, так и к подзаконным нормативно правовых актам, вторая группа - факторы, отражающие специфику нормативных правовых актов, как актов подзаконного регулирования.

Применительно к нормативно правовым актам органов исполнительной власти перечисленные факторы должны рассматриваться с учетом подзаконного характера таких актов.

Эти группы позволяют оценить соблюдение правил юридической техники в интересах оптимального определения компетенции, обеспечения прозрачности действий должностных лиц, а также соотнести эти действия с имеющейся практикой применения законодательства в анализируемой сфере.

Изучение типичных коррупционных факторов и проявлений коррупциогенности в совокупности, подводит нас к констатации связи «нацеленности» нормативно правового акта и степенью его коррупциогенной опасности.

Априори это можно выразить следующими несколькими элементами «событийных блоков»:

· Связь анализируемого законодательного акта с другими нормативными правовыми актами, наличие в анализируемом законодательном акте превентивных антикоррупционных норм и рекомендации по их включению;

· Реализация полномочий государственного органа (публичного должностного лица), включая перечень норм (регламентирующих полномочия), отвечающих признакам коррупциогенности в соответствии с коррупционными факторами;

· Контроль за действиями государственных и муниципальных служащих;

· Рекомендации по изменению формулировок правовых норм для устранения коррупциогенности.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300, с изменениями от 10 января 2000 г., коррупция отнесена к угрозам национальной безопасности.

Таким образом, коррупция в России рассматривается как серьезная угроза поступательному социально-экономическому развитию страны, которая в разной степени оказывает негативное влияние практически на все сферы жизни государства и общества.

Все вышеперечисленные аспекты коррупционных факторов при глубоком изучении их генезиса приводят в итоге к любопытному заключению.

В принципе, по большому счету, борьба с коррупцией, в настоящее время, имеющимися антикоррупционными инструментами бессмысленна. И вот почему.

НПА не есть, что-то монументальное, существующее вне объективной реальности. Законы создаются для людей и должны служить социуму. В свою очередь социум весьма подвижная субстанция, как во времени, так и в пространстве. И что мы имеем? Проводится антикоррупционный мониторинг, какого либо НПА, исключаются коррупционные факторы, принимается совершенный НПА, где нет места возможности коррупционных деяний. Все нормально.

Проходит время, меняется социальная обстановка, общественное мнение, духовные ценности и закон перестает быть идеальным, в нем появляются прорехи, дающие возможность использовать их в целях коррупции. Например,статья конституции, декларирующая право на землю была далека от коррупциогенности, в нашем понимании, а закон о приватизации земли, закрепляющий это право стал «притчей во языцах». Право на бесплатное медицинское обеспечение декларируется конституцией, а закон о монетизации медицинских услуг для некоторых категорий населения РФ, чуть было не привел к социальному взрыву.

Таким образом, мы приходим к выводу, что краеугольным камнем в создании законов, реализации законов, и контролем за выполнением законов является человеческий фактор.

Начало и конец любого проявления коррупциогенности. Именно анализ психо-мотивационный личностной матрицы лиц, причастных к процессу законотворчества, реализации, и контроля НПА, может дать положительный результат в борьбе с коррупцией.

Исходя из всего вышесказанного можно дать конкретные ответы на поставленные в названии статьи вопросы:

  • достаточны ли существующие методы антикоррупционного мониторинга нормативных правовых актов и их проектов для выявления фактов коррупциогенности – ДОСТАТОЧНЫ
  • Являются ли существующие методы антикоррупционного мониторинга нормативных правовых актов и их проектов действенными механизмами противодействия коррупции – НЕ ЯВЛЯЮТСЯ.

С сожалением приходится констатировать, что на сегодняшний день не существует действенной методики антикоррупционного мониторинга НПА, так как все Методики основаны на описательно-созерцательном принципе изучения глубинных основ причины коррупциогенности. Они носят отрывочный субъективный характер, полностью игнорируя системный анализ механизма возникновения коррупциогенности.

Примечание:

· Конвенция Организаций Объединённых Наций против коррупции (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г.).

· Конституция РФ

· Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года № 273-ФЗ

· Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ

· Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» от 12.05.2009 года № 537

· Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300, с изменениями от 10 января 2000 г.

· Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р

· Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 г. № 195

· Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 г. № 196

· Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31.07.2008 года № Пр-1568

· А. Ф. Ноздрачев. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах.

Алескеров ЗаурСалманович ,президент Legal Defence Departament

ТрепашкинМихаилИванович ,адвокат,членОбщероссийскойобщественнойорганизации«Комиссияпоборьбескоррупцией»

  • Список литературы
  • Глава III. Административно-правовые средства противодействия коррупции § 1. Административно-правовые средства противодействия коррупции в системе государственной службы
  • § 2. Противодействие коррупции при осуществлении государственного контроля (надзора)
  • § 3. Ответственность за совершение административных правонарушений в сфере противодействия коррупции
  • Вопросы для самоконтроля
  • Список нормативных правовых актов и литературы
  • Глава IV. Уголовно-правовые меры борьбы с коррупционными фактами § 1. Развитие уголовного законодательства по борьбе с коррупцией в исторической ретроспективе
  • § 2. Актуальные проблемы уголовного законодательства по борьбе с коррупцией
  • Вопросы для самоконтроля
  • Список литературы
  • Глава V. Предупреждение коррупции при осуществлении правосудия
  • 1. Коррупционный риск есть уже в порядке формирования судейского корпуса.
  • 2. Коррупционная опасность усматривается в условиях назначения на должность председателей судов среднего звена.
  • 3. Независимость судей в определенной степени ограничена полномочиями, предоставленными председателю суда.
  • 4. Требует изменения порядок распределения дел между судьями.
  • 5. Предотвращению попытки влияния на судей может служить придание гласности фактов обращения к судье лиц, заинтересованных в вынесении нужных для них судебных решений.
  • 6. Законодательное регулирование организации и деятельности мировых судей нельзя признать удачным с точки зрения предотвращения возможности оказания на них влияния при осуществлении правосудия.
  • 7. Мощным фактором коррупционного влияния на мировых судей является зависимость их от органов исполнительной власти.
  • 8. Независимость судей не обеспечивается порядком привлечения их к дисциплинарной ответственности.
  • 9. Действенным средством предотвращения коррупции в судах может служить установление общественного контроля за осуществлением правосудия.
  • 10. Возможность оказания давления на судей заложена в определенной мере в предоставленных судьям правах. Это относится к дискреционным полномочиям судьи.
  • Вопросы для самоконтроля
  • Список нормативных правовых актов и литературы
  • Глава VI. Гражданско-правовые средства противодействия коррупции в бизнесе § 1. Система гражданско-правовых средств противодействия коррупции в бизнес-структурах
  • § 2. Определение "конфликта интересов" в бизнес-организациях и установление правового режима его регулирования
  • § 3. Правовые нормы, устанавливающие ответственность членов органов управления за причинение убытков хозяйствующим субъектам
  • § 4. Правовые нормы, обязывающие принимать кодексы этики, корпоративного поведения и иные кодексы, направленные на регулирование поведения членов органов управления и иных работников юридического лица
  • § 5. Правовой режим органов и организаций контроля и процедуры аудита и внутреннего контроля как средство противодействия коррупции
  • § 6. Правовые нормы (позитивные обязывания), устанавливающие специальный конкурентный порядок совершения сделок конкретными субъектами
  • Вопросы для самоконтроля
  • Список литературы
  • Глава VII. Зарубежное законодательство в борьбе с коррупцией*(187) § 1. Понятие коррупции
  • § 2. Методы противодействия коррупции
  • § 3. Борьба с коррупцией в бизнес-структурах
  • § 4. Уголовно-правовые способы борьбы с коррупцией
  • Вопросы для самоконтроля
  • Список литературы
  • Антикоррупционные сайты
  • Заключение
  • Общий список рекомендуемой литературы
  • Антикоррупционные сайты
  • Приложения Приложение к главе II "Международно-правовое регулирование противодействия коррупции" Фрагменты из документов
  • Приложение к главе VI "Гражданско-правовые средства противодействия коррупции в бизнесе"
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Предупреждение коррупции
  • Раздел III. Правонарушения, связанные с коррупцией, и ответственность за данные правонарушения
  • Раздел IV. Устранение последствий правонарушений, связанных с коррупцией
  • Национальная стратегия по повышению прозрачности и борьбе с коррупцией (Утверждена распоряжением Президента Азербайджанской Республики 28 июня 2007 года n 2292)
  • I. Цель и задачи национальной стратегии по повышению прозрачности и борьбе с коррупцией
  • II. Основные принципы повышения прозрачности и борьбы с коррупцией
  • 2. Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления
  • 3. Деятельность структур, специализирующихся в области борьбы с коррупцией, правоохранительных органов и судов
  • 4. В экономической и социальной сфере
  • 5. Просвещение
  • 6. Сотрудничество в борьбе с коррупцией
  • IV. Исполнение национальной стратегии и контроль за исполнением
  • V. Приоритеты по исполнению национальной стратегии
  • VI. Финансирование национальной стратегии
  • Закон Республики Молдова "о предупреждении коррупции и борьбе с ней" от 25 апреля 2008 года n 90-XVI (в редакции Законов Республики Молдова от 2 декабря 2011 года n 245, 27 декабря 2011 года n 277)
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Меры по предупреждению коррупции
  • Глава III. Органы, осуществляющие полномочия по предупреждению коррупции и борьбе с ней
  • Глава IV. Ответственность за совершение актов коррупции
  • Глава V. Ликвидация последствий актов коррупции
  • Глава VI. Международное сотрудничество
  • Глава VII. Заключительные положения
  • Закон Республики Казахстан "о борьбе с коррупцией" от 2 июля 1998 года n 267-1 (по состоянию на 1 апреля 2011 года) Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Предупреждение коррупции, коррупционные правонарушения и ответственность за них
  • Глава 3. Устранение последствий коррупционных правонарушений
  • Глава 4. Заключительные положения
  • Закон Украины "о принципах предотвращения и противодействия коррупции" от 7 апреля 2011 года n 3206-VI
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Меры, направленные на предотвращение и противодействие коррупции
  • Раздел III. Участие общественности в мерах по предотвращению и противодействию коррупции
  • Раздел IV. Ответственность за коррупционные правонарушения
  • Раздел V. Устранение последствий коррупционных правонарушений
  • Раздел VI. Контроль и надзор за выполнением законов в сфере предотвращения и противодействия коррупции
  • Раздел VII. Международное сотрудничество
  • Раздел VIII. Заключительные и переходные положения
  • Постановление Кабинета министров Украины "Об утверждении государственной программы по предотвращению и противодействию коррупции на 2011-2015 годы" от 28 ноября 2011 года n 1240
  • Государственная программа по предотвращению и противодействию коррупции на 2011-2015 годы (Утверждена постановлением Кабинета министров Украины от 28 ноября 2011 года n 1240) Цель Программы
  • Пути и способы решения проблемы
  • Задания и мероприятия
  • Глава 3. Устранение последствий коррупционных правонарушений

    Статья 18. Взыскание незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услуг

    1. Во всех случаях незаконного обогащения лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, в результате коррупционных правонарушений незаконно полученное имущество подлежит обращению, а стоимость незаконно полученных услуг взысканию в доход государства.

    2. В случае отказа добровольно сдать незаконно полученное имущество или оплатить государству его стоимость или стоимость незаконно полученных услуг взыскание осуществляется по решению суда в доход государства по иску прокурора, налоговой службы либо других государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на это законом. Указанные органы до вынесения судом решения налагают арест на имущество, принадлежащее правонарушителю.

    3. Если лицо, выполнявшее государственные функции, или лицо, приравненное к нему, после увольнения, иного освобождения от выполнения соответствующих функций за совершенное коррупционное правонарушение отказывается выполнить требования, предусмотренные пунктом 1настоящей статьи, должностное лицо или орган, принимающие решение о таком освобождении, направляют в налоговый орган по месту жительства виновного лица уведомление о полученных противоправных доходах.

    Статья 19. Признание сделок недействительными и аннулирование актов и действий, совершенных в результате коррупционных правонарушений

    Сделки, заключенные в связи с совершением коррупционных правонарушений, признаются судом недействительными в установленном законом порядке. Совершенные в результате коррупционных правонарушений акты, действия аннулируются органом или должностным лицом, уполномоченным на принятие или отмену соответствующих актов, или судом по иску заинтересованных физических или юридических лиц, или прокурора.

    Глава 4. Заключительные положения

    Статья 20. Применение действующего законодательства

    Законодательство Республики Казахстан, действующее на момент вступления в силу настоящего Закона, применяется в части, не противоречащей ему, и в течение трех месяцев со дня вступления его в силу должно быть приведено в соответствие с ним.

    Н. Назарбаев

    Указ Президента Республики Казахстан "О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан" от 22 апреля 2009 года N 793 (по состоянию на 17 августа 2010 года)

    В целях усиления противодействия преступности и коррупции, дальнейшего совершенствования правоохранительной деятельности постановляю:

    1. Определить приоритетными направлениями деятельности правоохранительных органов борьбу с коррупцией и защиту конституционных прав и свобод граждан от преступных посягательств с обеспечением неотвратимости реакции государства на любые правонарушения и привлечением виновных к установленной законом ответственности.

    2. Возложить на руководителей государственных органов, государственных организаций и организаций с долей государственного участия непосредственную обязанность по противодействию коррупции с установлением за это персональной ответственности.

    3. Правительству Республики Казахстан совместно с заинтересованными центральными государственными органами в установленном законодательством порядке:

    предусмотреть меры по стимулированию антикоррупционного поведения граждан, включающие механизмы поощрения деятельности граждан, направленной на оказание содействия в пресечении и раскрытии коррупционных правонарушений;

    ввести обязанность государственного служащего доводить до сведения руководства государственного органа, в котором он работает, или до правоохранительных органов о ставших ему известными случаях коррупционных правонарушений, предусмотрев за невыполнение данной обязанности дисциплинарную ответственность;

    разработать правовой механизм, обеспечивающий прозрачность имущественного положения граждан в период прохождения ими государственной службы, а также на протяжении определенного периода после увольнения с государственной службы, установив обязанность государственных служащих, а также лиц, уволенных с государственной службы, в течение определенного периода после увольнения предоставлять информацию о происхождении имущества, стоимость которого превышает официальный доход этих лиц;

    выработать меры противодействия "корпоративной коррупции";

    в государственных органах определить перечни должностей с высоким риском совершения коррупционных правонарушений, с установлением особых, повышенных требований для поступления и прохождения службы на этих должностях, в том числе с принятием обязательств о возможности применения в отношении лиц, занимающих указанные должности, механизмов, предусматривающих специальные проверки на предмет соблюдения ими антикоррупционного законодательства. При этом лица, не выдержавшие такой проверки, должны подлежать увольнению с государственной службы;

    отнести к исключительной подследственности Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции), наряду с имеющейся подследственностью, расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью 2 статьи 307 и частью 2 статьи 308 Уголовного кодекса Республики Казахстан, при этом сохранив альтернативную подследственность с органами национальной безопасности по расследованию уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 307, частями 3, 4 статьи 308 и частями 3, 4, 5 статьи 311 Уголовного кодекса Республики Казахстан;

    для каждой должности в правоохранительных органах, за исключением политических должностей, разработать и утвердить специальные квалификационные требования по аналогии с квалификационными требованиями к категориям административных государственных должностей;

    обеспечить унификацию правового статуса сотрудников правоохранительных органов и прохождения ими службы, предусмотрев при этом повышение процессуального статуса следователя, назначение и аттестацию участковых инспекторов полиции с учетом мнения населения, а также установив конкурсный порядок приема на службу в правоохранительные органы с обязательным прохождением кандидатами стажировки;

    в пределах средств республиканского бюджета принять меры по установлению для сотрудников правоохранительных органов, выполняющих основные функции, более высокого уровня оплаты труда по сравнению с сотрудниками, выполняющими обеспечивающие функции. При этом пересмотреть порядок определения выслуги лет, пенсионного обеспечения, присвоения званий и классных чинов в зависимости от выполнения основных или обеспечивающих функций;

    принять законодательные меры, предусматривающие повышение эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод граждан в социальной сфере;

    усилить уголовную ответственность за преступления, посягающие на несовершеннолетних, их права и законные интересы, обеспечив должную профилактику указанных преступлений;

    усовершенствовать правовые механизмы противодействия преступлениям, совершаемым в составе организованной преступной группы или преступного сообщества, в том числе с усилением уголовной ответственности за их совершение.

    4. Агентству Республики Казахстан по делам государственной службы совместно с заинтересованными государственными органами:

    обеспечить создание единой электронной базы данных, содержащей сведения о личных и профессиональных качествах лиц, работающих и ранее работавших на государственной службе, а также о допущенных ими нарушениях и фактах привлечения к различным видам ответственности и причинах прекращения государственной службы;

    на законодательном уровне определить понятие "конфликта интересов" в системе государственной службы, при котором могут возникнуть противоречия между личными интересами государственного служащего, интересами общества и государства. При этом регламентировать порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в том числе установить запрет для перехода государственного служащего, в течение определенного периода после увольнения с государственной службы, на работу в коммерческие организации, которые были в период исполнения им служебных обязанностей ему непосредственно подконтрольны или непосредственно связаны с ним в соответствии с его компетенцией;

    распространить ограничения, установленные для государственных служащих, на лиц, выполняющих управленческие функции в государственных организациях и организациях с долей государственного участия.

    5. Правительству Республики Казахстан:

    1) исключен

    2) разработать и внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проекты законов, вытекающие из настоящего Указа;

    3) принять иные меры по реализации настоящего Указа.

    6. Комиссии при Президенте Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией на основе анализа и мониторинга состояния борьбы с коррупцией вырабатывать перспективные направления развития и совершенствования антикоррупционной политики государства.

    7. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

    8. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

    Президент Республики Казахстан

    Н. Назарбаев

    Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан "О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, связанных с коррупцией" от 13 декабря 2001 года N 18 (по состоянию на 22 декабря 2008 года)

    Правильное применение судами законодательства об уголовной ответственности должностных лиц за совершение преступлений, связанных с коррупцией, обеспечивает снижение уровня коррупции, укрепляет доверие общества к государству, ее институтам, повышает эффективность работы судов и правоохранительных органов, непосредственно участвующих в антикоррупционной деятельности.

    Обсудив практику рассмотрения уголовных дел о преступлениях, связанных с коррупцией, пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан отмечает, что судами республики в основном правильно разрешаются дела указанной категории и виновным назначаются справедливые наказания.

    Вместе с тем судами допускаются серьезные ошибки в юридической квалификации действий лиц, совершивших преступления, связанные с коррупцией, нет единой практики в определении его субъектов, не по всем делам соблюдаются требования закона о строго индивидуальном подходе к назначению вида и размера наказания виновным.

    Суды не всегда глубоко и всесторонне выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений, связанных с коррупцией, не выносят в необходимых случаях частные постановления.

    В целях устранения имеющихся недостатков и дальнейшего совершенствования судебной деятельности по делам указанной категории пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан постановляет:

    1. Обратить внимание судов на то, что преступления, связанные с коррупцией, наносят существенный вред охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций, общества и государства, поэтому своевременное и правильное рассмотрение этих категорий дел является одним из важнейших условий реального обеспечения их правовой защищенности.

    2. Коррупционными преступлениями признаются преступления, предусмотренные в пункте 5 примечаний к статье 307 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК), в случаях получения лицами, их совершившими, имущественных благ и преимуществ.

    3. Субъектом коррупционных преступлений может являться лицо, указанное в пунктах 1-4 примечаний к статье 307 УК.

    Судам следует учитывать, что к числу субъектов преступлений, связанных с коррупцией, относятся также физические лица, в целях подкупа указанных выше лиц противоправно предоставляющие им имущественные блага и преимущества.

    4. При определении субъекта коррупционного преступления, является ли он лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему должностным лицом, либо занимающим ответственную государственную должность, необходимо исходить из норм, установленных в пунктах 1-4 примечаний к статье 307 УК, статье 3Закона Республики Казахстан от 2 июля 1998 года "О борьбе с коррупцией".

    5. Органам уголовного преследования необходимо устанавливать данные, подтверждающие функции и полномочия, а также статус лица, в соответствии с которыми возможно решение вопроса об отнесении деяния к преступлениям, связанным с коррупцией, и указывать об этом в процессуальных документах при формулировке обвинения.

    Решая вопрос о виновности лиц, судам следует с достаточной полнотой выяснять вопросы, касающиеся их служебных полномочий, использование ими своего статуса и связанных с ними возможностей именно в корыстных целях.

    6. При установлении о наличии у лица организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций следует исходить из положений, установленных в примечаниик статье 3 Закона Республики Казахстан "О борьбе с коррупцией".

    7. Под получением имущественных благ и преимуществ следует понимать принятие лицом, относящимся к субъекту преступления, оказываемых безвозмездно, подлежащих оплате всевозможных услуг, либо незаконное использование льгот, дающих преимущественное право на собственность, производство строительных, ремонтных работ, предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, предоставление на льготных условиях ссуд или кредитов и т.п.

    8. Судам надлежит учитывать, что в соответствии с Примечаниями 2 к статье 311 УК не является преступлением в силу малозначительности и преследуется в дисциплинарном или административном порядке получение впервые лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций либо приравненным к нему, имущества, права на имущество или иной имущественной выгоды в качестве подарка, при отсутствии предварительной договоренности за ранее совершенные законные действия (бездействие), если стоимость подарка не превышала двух месячных расчетных показателей.

    9. Исключен

    10. Исключен

    11. К особо опасному проявлению преступлений, связанных с коррупцией, следует относить случаи совершения этих преступлений лицами путем вымогательства, в группе лиц, а также для удовлетворения противоправных интересов организованных преступных групп, преступных сообществ в целях получения от них материальных и иных благ и преимуществ.

    12. Исключен

    13. Судам необходимо строго выполнять положения закона о дифференцированном подходе к назначению наказания лицам, признанным виновными в преступлениях, связанных с коррупцией.

    14. При назначении наказания виновным судам необходимо в каждом случае обсудить вопрос о применении наказания в виде запрещения заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности.

    Судам надлежит иметь в виду, что наказание в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью (часть 1 статьи 41 УК) может быть назначено не только тем, которые занимают (занимали) такие должности на государственной службе или в органах местного самоуправления, но также и другим осужденным, которые признаны виновными в совершении преступления, связанного с коррупцией, хотя и не занимали такие должности.

    15. В тех случаях, когда наказание в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью указано в санкции статьи Уголовного кодекса в качестве наказания, подлежащего обязательному применению наряду с другими видами наказания, его неприменение может иметь место лишь при наличии условий, предусмотренных статьей 55 УК, с обязательным указанием в приговоре мотивов принятого решения.

    16. Суд при назначении наказания лицу, совершившему коррупционное преступление, должен рассмотреть вопрос о назначении ему дополнительного наказания в виде конфискации имущества. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 51 УК к такому лицу применяется дополнительное наказание в виде конфискации имущества, являющегося его собственностью, так и имущества, добытого им преступным путем либо приобретенного на средства, добытые преступным путем, в том числе и переданного в собственность других лиц.

    17. При постановлении приговора необходимо неукоснительно выполнять требования уголовно-процессуального закона о разрешении предъявленного гражданского иска.

    При этом следует учитывать, что вред, причиненный преступлением, связанным с коррупцией, может быть не только имущественным, но и моральным. Иски гражданских истцов, заявленные в ходе уголовного судопроизводства, подлежат разрешению в соответствии с требованиями статьи 167 УПК.

    18. Обратить внимание судов на важность предупредительно-профилактической работы по устранению фактов коррупции. В связи с этим не должны оставаться без надлежащего реагирования установленные при рассмотрении дела причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, связанных с коррупцией, отрицательно влияющие на состояние законности в республике.

    В необходимых случаях судам, в соответствии со статьей 387 УПК, надлежит выносить частные постановления и добиваться принятия по ним мер, направленных на устранение фактов, способствующих проявлению коррупции.

    Председатель Верховного Суда Республики Казахстан

    Секретарь пленарного заседания,

    судья Верховного Суда Республики Казахстан

    В 2011 году наибольшее количество преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, выявлено в сферах государственного управления (11 тыс.), здравоохранения (6,7 тыс.) и образования (6,6 тыс.).

    В суды направлены обвинительные материалы коррупционной направленности в отношении 255 выборных глав муниципальных образований, 253 работников муниципальных учреждений и предприятий. В отношении работников здравоохранения и социального обеспечения возбуждено 1990 уголовных дел, около 2 тыс. уголовных дел - в сфере образования и науки, 302 дела - в отношении работников ЖКХ. Зарегистрировано почти полторы тысячи преступлений, связанных с коммерческим подкупом, на сумму более 150 млн. рублей, однако осуждено всего 250 человек.

    Уголовные дела возбуждены в отношении 4 действующих и бывших заместителей губернаторов, 4 депутатов региональных законодательных собраний, 16 министров и их заместителей, а также 13 заместителей руководителей органов исполнительной власти Российской Федерации.

    Важным шагом в реализации антикоррупционной политики стало создание по инициативе Президента Российской Федерации в январе 2012 года межведомственной рабочей группы по пресечению незаконных финансовых операций. Она сформирована с участием представителей ФНС, ФСБ, МВД, ФСКН, Генпрокуратуры России, Росфинмониторинга, Центрального банка и Следственного комитета Российской Федерации. Среди главных задач этого нового антикоррупционного органа - отслеживание путей и схем вывода денег, прежде всего, из сферы энергетики и ЖКХ, а также активизация контроля над сделками, проводимыми через банки.

    Следует отметить, что при осуществлении коррупционной деятельности используются разнообразные механизмы: политические и социальные (давление, уступки, игры на человеческих слабостях и честолюбии), экономические (подкуп, взятка, материальная выгода), механизмы шантажа и угроз, а также шпионажа и иной противоправной деятельности, которые в совокупности представляют собой сложнейшую систему.

    Характерной особенностью современного состояния не только России, но и всего мирового сообщества является высокая динамика развития форм и методов преступности, в том числе и коррупции, рост числа преступлений с применением мощного интеллектуального потенциала и возможностей новейших информационных и иных технологий и средств.

    Эксперты отмечают, что, несмотря на все принимаемые меры, в России уровень коррупции в последние три года вырос. Так считают более 47% россиян, почти 30% из них заявили, что уровень коррупции повысился значительно.

    Тенденцию к росту коррупции подтверждают результаты социологического опроса, проведенного по поручению Общественной палаты Российской Федерации. Хуже всего респондентами оценена ситуация в сфере ЖКХ. Лидерами же по числу жалоб на коррупцию стали правоохранительные органы - полиция, прокуратура и суд. Жалобы на правоохранительные органы лидируют среди сообщений, собранных Общественной палатой за все годы своей деятельности. Также критически гражданами оцениваются меры, направленные на борьбу с коррупцией. По данным Института социологии РАН (за июль 2011 года), 86% россиян считают, что принятые антикоррупционные меры не улучшают ситуацию. Удачной борьбу с коррупцией считают только 2% россиян. В честность чиновничьих деклараций о доходах верит только 1% граждан.

    Начиная с 2008 года, руководство нашей страны принимает целенаправленные меры по борьбе с коррупцией. Инициировано принятие пакета антикоррупционных федеральных законов.

    Особую значимость имеет Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Закон определяет, что противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

    Эта деятельность включает в себя меры:

    по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

    по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

    по минимизации или ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

    Данный Федеральный закон унифицирует правовой механизм борьбы с коррупцией, придает правовому порядку большую системность.

    Тем не менее, эксперты отмечают ряд проблем в антикоррупционном законодательстве. Среди них:

    множественность, обилие и разнородность нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих правовой механизм борьбы с преступностью, в том числе с коррупцией;

    малозначительность нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих механизм борьбы с организованной преступностью и коррупцией;

    отсутствие системности и внутренней связи между различными нормативными правовыми актами и правовыми нормами, имеющими единый предмет правового регулирования;

    рост числа предписывающих и разрешительных правовых норм;

    малозначительность законодательных актов, регулирующих борьбу с коррупцией, приоритет правового регулирования этой борьбы подзаконными, ведомственными нормативными правовыми актами;

    второстепенность и производность государственно-правовой роли правоохранительных органов, органов полиции и милиции в борьбе с коррупцией;

    отсутствие нормативных правовых актов и норм права, непосредственно устанавливающих обязанности и полномочия этих органов в этой сфере;

    существенные множественные противоречия действующих нормативных правовых актов, регулирующих механизм противодействия коррупции.

    В Национальной стратегии противодействия коррупции определены механизмы ее реализации, которые, безусловно, способствуют решению многих проблем в законодательном обеспечении реализации антикоррупционных мер.

    1. Стратегией предопределено оперативное приведение:

    правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федеральных;

    правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;

    муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

    • 2. Признано необходимым обеспечение неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.
    • 3. Подтверждено, что средства массовой информации должны быть независимыми. Им следует оказывать содействие в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции. Установлено, что в целях формирования антикоррупционной правовой культуры в обществе и вовлечения в работу по противодействию коррупции институтов гражданского общества необходимо широкое и объективное информирование общества именно через СМИ.
    • 4. Органам государства предписано активнее вовлекать в работу по противодействию коррупции политические партии, общественные объединения и другие институты гражданского общества. Это в свою очередь предусматривает:

    создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

    организацию общественного контроля над деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления;

    усиление контроля над решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

    передачу части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям.