Юнга. Аналитическая психология К.Г.Юнга 26 аналитическая психология к юнга кратко

Аналитическая психология Юнга сегодня не только применяется профессиональными психологами и психотерапевтами в работе, но и в весьма упрощенной форме является популярной среди простых обывателей. Так, например, люди, не чуждые самопознанию, наверняка смогут без труда ответить на вопрос о том, какой соционический тип личности они представляют, перечислить по пальцам собственные комплексы. Основы соционики и теория комплексов были сформулированы именно в работах Карла Юнга.

В качестве единицы анализа Карл Густав Юнг выделял архетипы или врожденные модели восприятия действительности на разных уровнях сознания - национальном, животном, семейном и т. д. Когда сознание личности приходит в дисбаланс с ее архетипическим содержанием, наступает невроз. Для его устранения требуется наладить связь сознания человека с его бессознательным. И задача аналитической психологии - вытащить на свет образы бессознательной части личности, действуя таким образом, чтобы сознание при этом не было поглощено бессознательным (в противном случае наступает психоз). Архетипы формируют вокруг себя группы воспоминаний и связей, которые в работах Юнга получили названия «комплексов».

Теория комплексов Карла Юнга представляет собой одну из важнейших составляющих его учения, буквально перевернувшего мир психиатрии. Сегодня даже среди людей, лишь на любительском уровне знакомых с психологией, наверное, нет таких, кто не слышал бы о комплексах и не пытался бы их теми или иными путями преодолеть. Однако, сам Юнг не наделял комплексы негативной составляющей, от которой нужно непременно избавляться. Комплексы он называл психическим содержимым личности человека, заряженным определенной эмоциональной энергией. Это своего рода знаки развития. И задачей аналитической психологии, считал Юнг, является помощь человеку в установлении контакта с комплексами. «Дать слово» каждому комплексу - означает прислушаться к скрытому смыслу, который находится внутри личности и превратить таким образом препятствия на пути развития в очередную ступеньку, ведущую к внутреннему росту.

Методы аналитической психологии Юнга

Теории Юнга на практике применяются и сегодня. Одним из главных методов для их реализации является активное воображение. Человеку, который подвергается анализу, предлагается нарисовать что-то, слепить фигуру из песка или глины, сыграть на музыкальном инструменте и т. д. Посредством творчества наружу показывается бессознательная часть личности, которую доктору вместе с пациентом необходимо верно интерпретировать.

Анализ сновидений также является методом поиска содержания бессознательной части личности. Однако, теория Карла Юнга в отношении сновидений не похожа на разработку его учителя - Зигмунда Фрейда, который «привязывал» образы в сновидениях к симптомам тех или иных невротических заболеваний. Юнг представлял сновидение как ключ к решению глубоких личностных проблем.

Теория личности Карла Юнга

Юнг предполагал, что личность человека состоит из трех составляющих:

  1. Сознание или Эго (Я);
  2. Бессознательное индивидуальное (Оно);
  3. Бессознательное коллективное, состоящее из архетипов. В отличие от индивидуального бессознательного, оно является идентичным у целой группы людей, проживающих, например, на одной территории. Коллективное бессознательное Юнг считал наиболее глубинным слоем человеческой психики.

Многие идеи, высказанные К. Юнгом в его работах, уже стали частью мировой культуры. В изучении психических процессов он опирался на фольклор, философию, историю, культурологию и эзотерику. Поэтому работы этого мастера сегодня представляют ценность, в том числе и для смежных гуманитарных дисциплин.

Аналитическая психология - направление психодинамической психотерапии, разработанное К.Г. Юнгом.

Карл Юнг развил сложную и интересную теорию психологии, которая охватывает необыкновенно широкий круг человеческих мыслей и поведения. Юнговский анализ человеческой природы включает исследования восточных религий, алхимиии, парапсихологии и мифологии. Одно из центральных понятий Юнга - индивидуация; он называет так процесс развития человека, включающий установление связей между Эго - центром сознания, и самостью - центром души в целом, объемлющей сознательное и бессознательное.

Понятие об интроверсии и экстраверсии . Юнг полагал, что каждый индивид, круг его интересов, может быть обращен к своему внутреннему Я или, наоборот, к внешнему миру. Первый тип людей он назвал интравертами, второй - экстравертами. Никто не является чистым экстравертом или интравертом. Однако каждый индивид более склонен к какой-либо одной ориентации и действует преимущественно в ее рамках. Временами интраверсия является более подходящей, временами - наоборот. Невозможно придерживаться обеих ориентаций одновременно.

Интроверты интересуются, прежде всего, собственными мыслями и чувствами. Опасность для них заключается в том, чтобы не потерять связь с внешним миром, слишком глубоко погрузившись в свой внутренний мир.

Экстраверты заняты внешним миром людей и вещей; они стремятся быть более социальными, лучше осознают, что происходит вокруг них. Опасность для них заключается в утрате умения анализировать свои внутренние психические процессы.

Психические функции . Юнг выделяет четыре основные психические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуицию. Каждая функция может осуществляться экстравертированным или интровертированным способом.

Мышление занято истинностью, суждения его основаны на внеличных, логических и объективных критериях. Мыслительные типы - великие составители планов, но часто оказываются в их плену, даже если эти планы противоречат конкретной ситуации.

Чувствование - принятие решений в соответствии с ценностными суждениями, например плохо-хорошо, правильно-неправильно. Чувствующие типы ориентированы на эмоциональные аспекты опыта. Они предпочитают сильные интенсивные эмоции нейтральному опыту.

Ощущение и интуицию Юнг называет способами получения информации, в противоположность способам принятия решения.

Ощущение основывается на прямом опыте, восприятии деталей, конкретных фактах - на всем том, что можно потрогать, увидеть, услышать и т.д. Ощущающие типы, как правило, реагируют на непосредственную ситуацию и эффективно справляются со всякого вида трудностями и неожиданностями.

Интуиция - способ обработки информации с точки зрения прошлого опыта, будущих целей и бессознательных процессов. Интуитивный человек обрабатывает информацию очень быстро, доверяет собственному опыту, поступки его часто кажутся непоследовательными.

Сочетание четырех функций в индивиде составляет целостный и уравновешенный подход к миру. Юнг пишет: "Чтобы ориентироваться, мы должны обладать функцией, которая подтверждает, что нечто наличествует (ощущение); вторая функция устанавливает, что именно наличествует (мышление); третья решает, подходяще это или нет, хотим ли мы принять это (чувствование); четвертая указывает, откуда это пришло и к чему ведет (интуиция)".

У человека эти функции развиты неравномерно, одна обязательно доминирует, другая, относительно развитая, является дополнительной. Остальные две функции бессознательны и действуют со значительно меньшей эффективностью.

Коллективное бессознательное . Юнг пишет, что мы рождаемся не только с биологическим, но и с психологическим наследством. Помимо личного бессознательного существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколению.

Архетипы . Основу коллективного бессознательного составляют архетипы. Это формы без собственного содержания, которые организуют и направляют психологический материал. Их можно сравнить с сухим руслом реки, форма которого определит характеристики реки, когда по нему потечет вода.

Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах героев, мифах, фольклоре, обрядах, традициях и т.д. Архетипов много, так как это обобщенный опыт наших предков. Главные из них: архетип Я, архетип матери, архетип отца.

Архетип матери определяет не только реальный образ матери, но и собирательный образ женщины, реальной или мифической (Мать, Дева Мария, Баба Яга и др.). Архетип отца определяет общее отношение к мужчинам (Отец, Илья Муромец, Бог, Закон, Деспот и др.).

Каждая из основных структур личности - тоже архетип; среди них можно назвать Эго, персону, тень, Аниму(у мужчин), Анимуса (уженщин), самость.

Символы . По Юнгу, бессознательное выражает себя, прежде всего, в символах. Хотя ни один конкретный символ не может представить архетип, чем ближе символ сооветствует бессознательному материалу, орагнизованному вокруг архетипа, тем более он вызывает сильный ответ. Символические термины и образы часто репрезентируют представления, которые мы не можем ясно определить или полностью понять. Символ представляет психическую ситуацию индивида.

Сны . Сны - важное соеденительное звено между сознательными и бессознательными процессами. По Юнгу, "основная функция снов состоит в том, чтобы постараться восстановить наше психическое равновесие посредством создания материала сновидения, который таким образом вновь устанавливает общий душевный баланс".

Поскольку сновидение содержит символы, которые имеют не одно значение, не может быть простой механической системы интерпретации снов. Любой анализ сновидения должен принимать во внимание положение, опыт и среду видевшего сон. Интерпретации аналитика могут быть лишь предварительными до тех пор, пока они не приняты анализируемым и не почувствованы им значимыми. Более важен факт не просто понимания сновидения, но акт самого переживания материала и серьезное к нему отношение.

Структура личности . Юнг выделяет следующие элементы структуры личности: Эго, персону, тень, Аниму (у мужчин), Анимуса (у женщин), самость.

Эго - центр сознания и один из основных архетипов личности. Эго создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни. Оно, находясь на грани с бессознательным, ответственно за связь сознательного и бессознательного. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

Персона (личность) - это то, какими мы представляем себя миру. Это характер, который мы принимаем; посредством персоны мы относимся к другим. Она включает наши социальные роли, род одежды, которую мы предпочитаем носить, наш индивидуальный стиль выражения.

Различают позитивные и негативные качества персоны. В первом случае она подчеркивает индивидуальность, способствует коммуникации, служит защитой от вредоносных влияний среды. В другом случае, если социальной роли предается слишком большое значение, персона может задушить индивидуальность.

Тень - центр личного, бессознательного, которое включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, отрицаемые индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам. Тень опаснее всего, если ее не признавать. Тогда индивид проецирует все нежелательные качества на других или оказывается во власти тени, не сознавая того. Чем более материал тени осознается, тем менее он может властвовать.

Тень - не только обратное отображение Эго, но также и хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества. Тень уходит своими корнями в коллективное бессознательное, она может обеспечить индивиду доступ к значительному бессознательному материалу, который отвергается Эго и персоной.

Анима и Анимус - по мнению Юнга, это представления о себе как о мужчине и женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивида. Таким образом, поскольку женщина определяет себя феминистически, ее Анимус объемлет все разрозненные тенденции и переживания, которые она полагает маскулинистическими. По Юнгу, каждый мужчина в глубине своей души, в своем бессознательном, - женщина. "Поскольку этот образ бессознателен, он всегда бессознательно проецируется на любимую женщину, он является одним из главных оснований привлечения и отталкивания".

Анима и Анимус наиболее древние архетипы. Они ориентированы своим острием к глубокому бессознательному и оказывают большое влияние на поведение индивида.

Самость . Юнг называл самость центральным архетипом, архетипом порядка и целостности личности. По Юнгу, "сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость". Самость - внутренний руководящий фактор, совершенно отличный от Эго и сознания, даже отделенный от него.

Индивидуация и аналитическая психотерапия . Индивидуацией Юнг называл способность человека к самопознанию и саморазвитию, слияние его сознательного и бессознательного. "Индивидуация, -говорит Юнг, - означает становление единым, однородным существом, и поскольку "индивидуальность" - это наша наиболее внутренняя, постоянная, ни с чем не сопоставимая уникальность, то индивидуация также подразумевает становление собой".

Первый этап индивидуации - это анализ персоны. Хотя персона имеет важные защитные функции, она является также маской, скрывающей самость и бессознательное.

Второй этап - осознание тени. Если мы признаем ее реальность, то сможем освободиться от ее влияния.

Третий этап - встреча с Анимой или Анимусом. С этим архетипом следует обращаться как с реальной личностью, существом, с которым можно общаться и у которого можно учиться. Юнг "расспрашивал" свою Аниму об интерпретации снов, как анализирующийся советуется с анализирующим.

Последняя стадия процесса индивидуации - развитие самости. Самость становится новым центром души. Она приносит единство и интегрирует сознательный и бессознательный материал. Это продолжает оставаться центром сознания, но уже не кажется ядром всей личности. Юнг пишет, что "человек должен быть собой, должен найти собственную индивидуальность, тот центр личности, который одинаково удален от сознания и бессознательного; мы должны стремиться к этому идеальному центру, к которому природа направляет нас".

Все названные стадии пересекаются, человек постоянно вновь возвращается к старым проблемам. Индивидуация может быть представлена как спираль, в которой человек продолжает сталкиваться с теми же фундаментальными вопросами, каждый раз в более тонкой форме.

Основной задачей психотерапевта, считает Юнг, является установление контактов сознательного личности с его личным и коллективным бессознательным. Юнг полагал, что психотерапия - это прежде всего взаимодействие бессознательного аналитика с бессознательным пациента.

Весь процесс лечения Юнг разделил на два этапа: признание и толкование. Лечение начинается со сбора материала. Уже в процессе признания происходит частичное осознание своего бессознательного. Следующий этап - толкование собранного материала. Особо важное значение Юнг придавал сновидениям и символам, а также использовал другие формы выражения бессознательного: рисунки, танцы, скульптуру.

Карл Юнг создал свое направление в психологии и психотерапии. Аналитическая психотерапия направлена в основном на уравновешивание сознательного и бессознательного, на оптимизацию динамического взаимодействия между ними.

Глава 2. Психологические концепции

6. Аналитическая психология К. Юнга

Карл Густав Юнг (1875-1961) - известный швейцарский психолог, психиатр и философ. В 1909-1913 гг. сотрудничал с 3. Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ.

Наряду с 3. Фрейдом, А. Адлером и др. Юнг является одним из основателей глубинной психологии, которая изучает так называемые глубинные уровни психики личности. Их составляют влечения и другие мотивационные тенденции, среди которых главную роль играют бессознательные мотивы, вообще бессознательное , противопоставляемое психическим процессам, функционирующим на верхних «этажах» человеческой психики. В своей теории бессознательного Юнг во мдогом продолжает линию Фрейда.

Прежде всего он разделяет и развивает общий фрейдовский подход к психике как энергетической противоречивой системе - многоуровневой и многополюсной. Вместе с тем он не соглашается с пансексуалистской трактовкой либидо , утверждая - вопреки Фрейду, - что основой личности и источником ее конфликтов является не половое влечение , а психическая энергия как таковая, то есть любая потребность, а не только связанная непосредственно с соматической, телесной сферой. Такое очень широкое, десексуализированное понятие либидо не могло быть принято Фрейдом. Между ним и Юнгом в 1913г. произошел разрыв.

В дальнейшем Юнг отошел от фрейдизма и разработал собственную теорию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.

Структура психики человека в концепции К. Юнга

Юнг рассматривал структуличности как состоящую из трех компонентов:

  1. сознание - ЭГО - Я;
  2. индивидуальное бессознательное - «ОНО»;
  3. «коллективное бессознательное », состоящее из психических первообразов, или «архетипов».
  1. информация из внешнего мира малой интенсивности, которая не достигла уровня сознания
  2. Содержания, которые потеряли интенсивность и забыты
  3. Врожденные биологические инстинкты и побуждения
  4. Вытесненные из сознания, подавленные желания, мысли, переживания, образующие «бессознательные комплексы»

Архетипы обусловливают:

  1. Предрасположенность к поведению определенного типа
  2. Коллективные идеи человечества в определенную эпоху, «дух эпохи»
  3. Влияют на внешний физический мир, природу, космос

Юнг отмечал, что в сознании человека могут быть представлены следующие содержания, или компоненты:

Корректировать надо комплексы в целом, чтобы корректировать «комплекс», необходимо извлечь из бессознательного эмоционально заряженный «комплекс», переосознать его и изменить его эмоциональный знак, поменять направление аффекта, то есть цель устранить не симптом, а тот аффект , который лежит в основе «комплекса».

Юнг открыл закон «единства бытия в общей бессознательности»: если у двух людей в одно и то же время проявился один и тот же комплекс, то возникает эмоциональная проекция, вызывающая между ними притяжение или отталкивание, т.е. к этому человеку вы начинаете относиться так, как относились бы к этому комплексу, будь он вами осознан.

Юнг отмечает, что такая бессознательная проекция, связь существует между родителями и детьми: «общеизвестным примером является теща, которая отождествляет себя с дочерью и таким образом как бы вступает в брак со своим зятем; или отец, который считает, что заботится о своем сыне, наивно заставляя его выполнять свои отцовские желания, например, в выборе профессии или при женитьбе; или сын отождествляет себя с отцом, или наличие тесной бессознательной связи между матерью и дочерью».

Юнг доказывает: любую психическую реакцию, несоразмерную с вызвавшей ее причиной, необходимо исследовать относительно того, не была ли она обусловлена в то же время и архетипом.

Юнг ввел понятие аказуального связующего принципа синхронности - которое обозначает осмысленные совпадения событий, разделенных во времени и пространстве.

По его определению, синхронность вступает в силу, когда «определенное психическое состояние имеет место одновременно с одним или несколькими внешними событиями, которые возникают как значимые параллели текущему субъективному состоянию». Синхронично связанные события явно соотносятся тематически, хотя между ними нет линейно причинной связи. Например, вы подумали о человеке, которого давно не видели, и он неожиданно появляется перед вами или звонит вам издалека, или неожиданно у вас возникает тревожное состояние страха и вы вскоре оказываетесь свидетелем или участником несчастного случая и т.п.

Возможное объяснение явлений «синхронности» - наличие бессознательной связи человека с другими людьми, с архетипами коллективного бессознательного, с физическим миром и информационным полем человечества и космоса, с прошлыми, настоящими и будущими событиями.

Новаторские идеи Юнга о коллективном бессознательном, о бессознательном единстве человека со всем человечеством, миром, космосом получают свое дальнейшее развитие и подтверждение в современных исследованиях трансперсональной психологии.

Вселенная представляет собой интегральную и единую сеть взаимосвязанных, взаимопроникающих миров, поэтому не исключено, что при определенных обстоятельствах человек может восстановить свою тождественность с космической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существования (телепатия, психодиагностика , видение на расстоянии, предвидение будущего, проникновение в далекое прошлое проявляются у некоторых людей, и вопрос уже не в том, возможны ли такие явления, а в том, как описать барьер, не позволяющий им происходить в любое время). Экспериментальные современные исследования С. Грофа подтверждают правильность концепции К. Юнга, неразрывную связь сознания человека с бессознательными феноменами личного и коллективного бессознательного, с архетипами, возможность доступа человека к общемировому информационному полю коллективного бессознательного и космического сознания в трансперсональных переживаниях.

Аналитическая психология Карла Юнга – одна из областей психологии, которая базируется на введенных К. Юнгом понятиях коллективного бессознательного, архетипа, процесса индивидуации и др.

В психологии, разработанной Юнгом, главным остается по сей день взгляд внутрь, ибо пока мы смотрим по сторонам, мы спим. Достигается настоящая полноценная жизнь все большим осознанием бессознательных процессов, что правят нами. Что же скрывается в бессознательном, на что нам следует обратить взгляд?

Мир снов, духов, символов и история

Юнг находил повторяющиеся образы в сказках, легендах, мифах, историях древних народов и в снах, фантазиях людей, живущих спустя тысячи лет, наверняка не знающих ни символов алхимиков, ни религиозных текстов раннего христианства, ни апокрифов гностиков.

На этом основании у Юнга родилось предположение-концепция, что есть некие первичные, исконные образы, которые и вызывают повторение повсеместно и без какого-либо научения. Эти исходные образы, находящиеся где-то в психике каждого индивида, одинаковы и действуют на всем протяжении сознательной жизни человечества.

Система образов, которые были названы Юнгом , запечатлена в самом нашем организме, в способе восприятия действительности. Воображение, мышление подчинено исходным, древним образам, проходит через их призму.

Основатель аналитической психологии проводил параллель с , мотивами. Мотивационная сила, содержащаяся в каждом человеке и животном, существует до осознания и ей никто никогда не обучал. Как мы знаем, она зависит от устройства нашего тела, нейрогуморального механизма. Предположение Юнга состояло в том, что архетипы являются моделями реализации побудительных мотивов, скрытые в той части бессознательного, которое содержит опыт всего человечества.

Архетипы – это, по мнению Юнга, особые клубки энергии, они подобны привычкам, но присущи всему роду человеческому. Привычки реагировать, чувствовать, жить, видеть и воспринимать определенным образом. Поэтому Юнг и поместил архетипы в коллективное бессознательное. Оно в свою очередь есть опыт наиболее существенных чувств и переживаний наших предков.

Доводы из нашего времени

Долгое время считалось, что от одного человека к другому физически ничего, кроме генотипа, не передается. Гены от образа жизни не меняются. А как еще может появиться на уровне организма информация о жизни предков?

Оказалось, что вполне может. Это показало исследование, проведенное в 2014 году, результаты которого были опубликованы в “Nature Neuroscience”. В зависимости от того, какой опыт переживали мыши, их потомки вели себя по-разному: их реакции отличались от контрольной группы мышей, они реагировали на раздражители, связанные с прошлым предков, так, будто сами переживали в своей жизни что-то подобное родительскому опыту.

Ученые объяснили это так: геном действительно остается неизменным, но кое-что изменяется: экспрессия того или иного гена, связанного с опытом мышки-родителя. Экспрессия гена влияет на чувствительность определенных клеток в организме, с которыми он связан. А это в свою очередь изменяет ощущения, реакции и чувства.

Стоит добавить кое-что еще. Во-первых, реакция на раздражитель, что был у первой группы мышек, наблюдалась и у внуков этих мышек. Во-вторых, ни второму поколению, ни третьему повторного стимула не предъявляли, но реакция была все же заметна. А ведь люди на протяжении миллионов лет сталкивались со сходными сильными раздражителями, поэтому реакции должны были бы только закрепляться.

Всего этого во времена Юнга не знали, и он вряд ли мог предполагать такой поворот событий. Он считал, что любые опыты по доказательству существования коллективного бессознательного и его образов невозможны.

Исконные образы

Архетипы Юнга – образы, возможности, представления, которые есть в нас без научения, до осознания (в коллективном бессознательном), действуют повсеместно и у всех людей. Юнг считал, что они оказывают огромное влияние на наше поведение, на наши суждения, чувства и желания, хоть мы этого и не осознаем, что иногда ведет к выходу архетипа из-под контроля. Это вид или модель, которую принимает побудительная сила в нас.

Понятие «Эго» у Юнга не сохранило своего изначального значения, полученного от Фрейда (Ид, Эго, Супер-Эго). Юнгианство понимает его как динамичную структуру представлений о себе, без развития – очень ограниченную. Аналитики стремятся к тому, чтобы Эго осознало свои собственные ограничения, увидело себя как небольшой остров в океане личного и коллективного бессознательного. Интеграция сознательного и бессознательного названа Юнгом процессом индивидуации.

Для осознания и приближения раскрытия себя Юнг считал необходимым диалог с архетипами или их разбор. Архетипов достаточно много, но автор аналитической психологии выделил следующие как основные:

Юнг определял Тень как утраченные воспоминания, вытесненные представления, подпороговые восприятия (недостаточно яркие и сильные, поэтому оставшиеся вне сознания). Тень – это сумма скрытых свойств, которые невыгодно признавать человеку в самом себе.

Люди постоянно забывают, что они сделали. Юнг старался напомнить людям, что совсем недавно ужасные вещи творились по всей земле – колонизация, войны, геноцид. Наша история полнится катастрофами, и Юнг это назвал проявлениями «обычной человеческой Тени», которую мы не хотим замечать, но если отказаться от этого знания, то предотвратить повтора не удастся.

Зло, что живет в человеке, грандиозно, оно присуще человеческой природе, вот о чем напоминает нам Юнг. Это и есть первородный грех, что тянется за нами из века в век. Именно люди совершали в прошлом зверства, и мы также являемся людьми, которые совсем не безобидны, а способны на величайшие злодейства.

И каждый человек должен обладать знанием о своей способности творить зло: пока он закрывает на это глаза, он может быть превращен в орудие зла. При этом Юнг полагал, что от контакта с другими интересами содержания Тени могут меняться к лучшему, но для этого их сначала нужно вывести из бессознательного.

Тень, по мнению Юнга, проецируется на других, поэтому мы видим в других свою собственную темноту. В литературе Тень – это, например, библейский змей-искуситель, а также мистер Хайд из романа Стивенсона.

2. Персона

Юнг определял её комплексом, противоположным Тени. Её содержание составляет все то, чем человек хочет быть, как он себя показывает миру. Она наиболее близка сознанию, создает социальную маску, соответствие социальным ролям.

3.

По мысли Юнга, это вытесненные из сознания мужчины или женщины черты противоположного пола. Коллективное бессознательное несет информацию обо всех женщинах и мужчинах прошлого, и у мужчины персонифицируется в женщину Аниму, а у женщины в образ мужчины – Анимуса.

При благоприятной интеграции – осознании своих вытесняемых мужских и женских черт – человек способен к плодотворной и активной жизни. Мужчина легче понимает символы, использует свою интуицию, становится более чувственным и легким. А женщина удаляется от размытости и фантазийности, приближаясь к строгости, осмысленности.

Архетип может овладевать личностью. Юнг называл это одержимостью или идентичностью Эго с комплексом. Сознание человека в этот момент чрезвычайно ослабленное, содержания бессознательного выходят на сцену.

Согласно воззрениям Юнга, человек, одержимый Тенью, ведет себя всегда на самом низком уровне развития, который ему доступен. Одержимость Анимой или Анимусом придает особую выразительность чертам личности, свойственным противоположному полу. Мужчина становится чрезвычайно женоподобен, а женщина – маскулинна.

Будучи обращенными к миру, эти образы теряют всю привлекательность. Анима тогда становится непостоянной, вздорной, невыносимой, Анимус – деспотичным догматиком, спекулятором, цепляющимся бесконечно к мелочам. Они совершенно не умеют выбирать: она – людей, он – мнения.

4. Самость

Центральный архетип человека, бессознательное чувство целостности личности. Посредством процесса индивидуации достигается идентификация с Самостью. В ней находятся содержания сознания и бессознательного. Юнг считал, что полное сознание Самости вряд ли возможно. Если понимать Эго как центр сознания, то Самость есть центр всей суммы содержаний психики. Именно в Самости отражен принцип индивидуальности, она является конечной целью, так как полностью выражает человека.

Роль для личности. Интеграция

По мнению Юнга, люди путают самопознание и знание своего Эго, отчего рождаются губительные иллюзии. Им кажется, что осознание явленных в Эго содержаний – уже достижение. Юнг сравнивал подобное мнение с тем, как средний человек, живущий в теле и с телом, практически ничего не знает о его анатомии и физиологии.

Чтобы узнать анатомию психики, познать Себя, необходимо прикоснуться к бессознательному – и не только личному, но и коллективному. Большинство же чаще отскакивает от бессознательного и не стремится проникнуть чуть глубже наивного мнения о себе.

Рассуждая, Юнг удивлялся тому, каким образом в представлении людей укладывается мысль о верховенстве сознания. Бессознательное вело человека долгие тысячелетия к сегодняшнему дню, оно явно обладает большей мудростью и отлично приспособлено к окружающей среде.

Истинные мотивы, истинные желания, истинные страхи – вот что называет Юнг отличием истинного знания о себе от маски. Именно через него можно приблизиться к осознанному существованию и полноценной жизни.

Основное предназначение Эго – это налаживание контакта с архетипом цельности – Самостью. Последняя понимается как центральный принцип организации психики – фундаментальный и важный аспект личности человека, дающий единство, смысл, направление и цель.

Процесс индивидуации – ключевое понятие, которым оперирует аналитический подход Юнга. Это естественный процесс развития личности, включающий в себя постепенное движение к проявлению всех истинных элементов личности. Этот процесс никогда не бывает полным, так как личность – динамическая система.

Индивидуация позволяет наладить контакт между сознанием и бессознательным. Как только устанавливается первичная связь с оставленными далеко позади содержаниями бессознательного, начинает вырисовываться Самость. Если продолжать убегать от бессознательных содержаний, то они захватят человека и ниспровергнут его.

Но если попытаться интегрировать содержания, то обретается внутреннее единство, . Поэтому Юнг считал процесс индивидуации путем к себе, самореализацией. Примерно процесс индивидуации можно описать следующим образом:

  • Осознание и анализ Персоны.
  • Приближение к Тени, отказ от проекций.
  • Контакт с Анимой/Анимусом.
  • Интегрирование содержаний, развитие Самости.

Самым сложным этапом обретения себя Юнг считал раскрытие нашей Тени. С ней связаны элементы, которые мы считаем отрицательными. Мы не хотим взаимодействовать с этим, не хотим признавать Тень своей. Но вытесненные идеи и мысли не всегда негативны: к примеру, мы можем вытеснять то, что считаем слабостями – способность к сочувствию, переживанию, чувствительность, мягкость.

По Юнгу, человек не достигает интеграции одномоментно, это динамический процесс, в котором он постоянно перемещается с одного уровня на другой, все глубже постигая то, что находится за порогом сознания. В целом Юнг был уверен, что процессы трансформации уже находятся в нашем бессознательном, поэтому психологический кризис часто разрешается естественным путем. Чтобы расшифровать послания бессознательного и максимально успешно прийти к избавлению от проблем, следует просто прислушиваться к ощущениям, чувствам, побуждениям.

Типирование

Аналитическая психология Юнга обогатила нас такими понятиями, как «экстраверсия» и «интроверсия», а также представлениями о типах сознания по ведущей функции. Экстраверт направлен вовне, к объектам, а больше направлены внутрь, к собственной психической жизни. Взаимодействие людей с миром определяется ведущей функцией:

  • Мышление. Мыслительный тип людей обычно использует логику и аргументы для понимания мира, других людей, в суждениях о ценности вещей.
  • Чувство. Эмоциональный тип людей производит оценку происходящего в зависимости от эмоций и чувств, что вызывают в нем вещи, люди, события.
  • Ощущение. Ощущающий тип живет впечатлениями, ощущениями. Для него особую ценность представляют конкретные факты переживаний – звуки, вкус, запахи.
  • Интуиция. Интуиты руководствуются предчувствиями, догадками.

Психоаналитическая концепция Юнга ставит характер в зависимость от одной из этих функций, а также интроверсией или экстраверсией для каждого из типов. Люди выстраивают свой тип взаимодействия с миром, руководствуясь доминирующей функцией, и при этом с трудом понимают тех, у кого доминанта отличается.

В процессе индивидуации человеку необходимо развивать все четыре функции. Понять, какие из них недостаточно развиты, можно по тому, как человек относится к людям, живущим не так, как привык жить он. По утверждению Юнга, все, что раздражает нас в других, приводит к пониманию самих себя.

Современность

Основоположник аналитической психологии призванием психоаналитика называл прояснение индивидуальных импульсов, приближение к формулированию человеком его собственных суждений и решений. Современная аналитическая психология видит величайшую цель человека в приближении к Самости.

Аналитическая психотерапия направлена на то, чтобы установить постоянные отношения между сознанием и бессознательным, выраженным в процессе индивидуации. Основной целью осознания является обретение психологического равновесия и целостности, а также облегчение страданий.

Направление психотерапии обогатилось тем, что Карл Юнг внес в аналитическую психологию понятие об инстинкте подражания. Краткий экскурс: Юнг определил инстинкт животных как «побудительную силу», между тем утверждая, что у человека инстинкты «изрублены» и распознать начальные формы можно только у нескольких основных (половое влечение, жажда власти и их производные), а затем сказал о том, что способность к обучению – это нечто иное, чем производное животного инстинкта подражания. По мнению Юнга, способность к обучению уводит нас все дальше и дальше от инстинктов к трансформациям поведения.

И именно эта способность выглядела для Юнга причиной психических проблем, вызванных пропастью между человеком и его инстинктивной природой, то есть конфликтом сознательного и бессознательного. По мысли Юнга, человек утрачивает самого себя, а на место своей истинной сущности ставит представление о себе, выдумку, удобный образ.

Поэтому Юнг предостерегал от излишнего интеллектуализма, потому что он заменяет человека на его симуляцию, мы становимся призраками самих себя и часто задаем один и тот же вопрос: «А не имитирую ли я свою жизнь?»

Терапия способствует психологическому росту, может успешно справляться с депрессией и тревогой. Путем перегруппировки сознательных и бессознательных аспектов создаются новые ценности и цели, открываются пути и приходит более глубокое понимание жизни.

Сессии обычно проводятся 1-4 раза в неделю в течение нескольких лет. В процессе терапии в центре внимания находится опыт клиента – опыт настоящего, прошлого, чувств, размышлений, мечтаний и фантазий. Длительный срок терапии объясняется сложностью процесса слома старых, укорененных моделей мышления и нелегким делом раскрытия бессознательного сознанию.

Различие между юнгианским анализом и терапией заключается в том, что ключевое направление анализа – понимание содержания бессознательного клиентом, терапия же фокусируется на облегчении симптомов. Анализ разбирается в мотивах действий и мыслей, это глубокая рефлексивная практика, приводящая к длительным и масштабным изменениям в личности.

Небольшая популярность направления, созданного Юнгом, объясняется сложностью его идей и их противоречивостью. Психоаналитическая теория характера, впрочем, пользуется широким признанием и используется во множестве типологий. Автор: Екатерина Волкова

Светлана Маслова (с) 1996
Аналитическая психология хорошо известна в нашей стране. К этому направлению психологии и психотерапии проявляют интерес не только профессионалы, но и люди самых разных профессий и областей знания, стремящиеся побольше узнать о своем внутреннем мире, о взаимосвязи индивидуальных судеб с культурным наследием, о тайнах рождения образов сновидений и художественного творчества.

Сегодня многие знакомы с работами основателя аналитической психологии - К.Г.Юнга. Он был одним из наиболее талантливых учеников З. Фрейда, продолжателем идей великого мастера психоанализа. Однако именно развитие психоаналитических идей привело Юнга к их критике, а затем - к разрыву с учителем, который был тяжелым испытанием для них обоих.

Многие идеи Юнга стали сегодня органичной частью мировой культуры. Прежде всего - это учение об архетипах и коллективном бессознательном. Юнг отказался от натурализма и детерминизма в психологическом знании. В своем изучении человеческой психики он широко использовал опыт философии, истории и культурологии, а также древние эзотерические учения, поэтому его работы представляют ценность не только для психологии, но и для многих смежных гуманитарных дисциплин. Юнг утверждал, что психология - одна из немногих наук, которая должна принимать во внимание субъективный фактор, неповторимое своеобразие духовного мира каждого человека, поэтому она не может основываться только на рациональном знании. В одной из своих работ он писал: «Полнота жизни закономерна и не закономерна, рациональна и иррациональна... Психология, удовлетворяющая один лишь интеллект, никогда не является практичной, ибо целостность души никогда не улавливается одним лишь интеллектом». Сознание и бессознательное не противостоят друг другу, они изначально едины и дополняют друг друга. Поэтому задачей психотерапии Юнг видел интеграцию сознания и бессознательного, внутреннего и внешнего, возвращение к изначальной целостности.

Одна из важных составных частей учения Юнга - это его развитие теории комплексов. Обычно со словом комплекс у нас ассоциируется нечто негативное, препятствующее счастью и благополучию. Считается, что именно «человеку с комплексами» необходима помощь психотерапевта или психоаналитика. Действительно, присутствие комплекса невозможно заглушить транквилизаторами или гипнозом - после временной передышки он напоминает о себе вновь и вновь. Комплексу необходимо «дать слово», прислушаться к его скрытому смыслу и тогда он из препятствия превратиться в очередную ступень на пути развития личности. Юнг не связывал с понятием комплекса нечто заведомо отрицательное. Он утверждал, что комплексы присущи всем людям - больным и здоровым, вспыльчивым и уравновешенным. Согласно Юнгу, комплекс - это психическое содержимое, заряженное эмоциональной энергией, они представляют собой отдельные автономные субличности. Поэтому в проявлении комплексов Юнг видел знаки развития человека. Задача аналитика - помочь анализируемому установить контакт со своими комплексами, услышать голос каждой из своих субличностей и способствовать их интеграции.

Один из главных методов, используемых Юнгом и его последователями в своей практической работе является активное воображение. При этом анализируемый наблюдает за образами бессознательного, возникающими в его воображении, а аналитик помогает ему в понимании этих образов. Картины, создаваемые бессознательным (в сновидениях или в активном воображении) Юнг расценивал как символы, наделенные определенным содержанием. В отличие от Фрейда, он не редуцировал образы сновидений к симптомам невротических заболеваний, а видел в каждом из них ключ к решению проблемы, наделенный глубоко личностным содержанием. Юнг называл символ преобразователем энергии: «неассимилируемая в форме невротических симптомов энергия бессознательного трансформируется в сознательную позицию посредством символа, будь он предъявлен в форме сна, или в любой другой, в которой выражает себя бессознательное».

Аналитическая психология, в отличие от классического психоанализа, широко использует методы, основанные на раскрытии творческих способностей: рисование, сандплей (построение мира в песочнице), лепку, игру на музыкальных инструментах. Основное ядро этого направления психотерапии - это создание условий для раскрытия содержаний бессознательного, для их понимания и интеграции. Не случайно Юнг сравнивал кабинет аналитического психолога с алхимической лабораторией - процесс духовной трансформации основан и на знании, и на интуиции, он требует соблюдения строгих рамок, но в то же
время отличается спонтанностью и непредсказуемостью. Прохождение анализа имеет строгие временные рамки - от 1 до трех встреч в неделю по 50 минут в течении минимум года. Работа аналитического психолога ориентирована не на устранение симптома, но ставит своей задачей глубокую внутреннюю трансформацию, включающую «переписывание личной истории».

Работа со сновидением остается одним из наиболее широко используемых методов в практике аналитических психологов. Поэтому мы остановимся на одном случае из практики, который был предложен для обсуждения на группе супервидения одной из наших коллег. Имена терапевта и клиента были изменены, что предусмотрено правилами психотерапевтической этики.
Сновидение клиентки (назовем ее Наташа), 26 лет. Она проходила анализ у терапевта аналитической ориентации в течении 2 лет, после чего по ее просьбе был сделан перерыв. Проблема, с которой она обратилась - отношения с ее другом. Она переживала из-за его ненадежности, легкомыслия, частых измен и ей не удавалось ни изменить сложившийся стиль отношений, ни решиться на разрыв со своим другом. Проблема усугублялась общей неустроенностью в жизни: отсутствием постоянной работы, денег. Первые сеансы были довольно болезненными для Наташи: ей пришлось взглянуть на свою теневую сторону, признать свои собственные недостатки, мешающие ей устроить свою жизнь так, как ей бы хотелось. Однако спустя полгода ей удалось стать более уверенной в себе, более трезво оценивать окружающий мир и других людей. Постепенно в ее жизни стали происходить изменения к лучшему. Наташа устроилась на работу, которая вполне устраивала ее материально, пересмотрела свои отношения с друзьями и подругами. По ее словам, она стала чувствовать себя более самодостаточной, независимой от других. Она рассталась со своим другом и стала встречаться с другим мужчиной. Она не считала, что решила полностью свои проблемы отношений с мужчинами, но чувствовала себя в силах справиться с ними самостоятельно, поэтому попросила сделать перерыв в анализе. Спустя три месяца она позвонила своему терапевту (назовем ее Марина) и попросила о встрече. Наташа рассказала, что ей приснился сон, в котором одной из ключевых фигур была ее терапевт. Вот содержание этого сна:

Марина приходит домой к Наташе и сообщает ей, что здесь у нее назначена встреча с одним мужчиной, с которым ей нужно «разобраться». Чтобы успокоить Наташу, Марина говорит ей: «Ты не волнуйся, я его только немножко попугаю, порежу бритвой и отпущу». Через несколько минут раздается звонок в дверь, Марина открывает и в квартиру заходит мужчина, довольно высокий, плотной комплекции. Он вместе с Мариной заходит в Наташину комнату, они закрывают за собой дверь, а Наташа остается ждать на кухне. Но через какое-то время Наташа не выдерживает и заходит в комнату посмотреть, что там происходит. Она с ужасом видит, что мужчина, истекая кровью, лежит на ее кровати, а Марина оборачивается к ней и говорит: «Знаешь, я решила не оставлять его в живых. Лучше я его прикончу». Сказав это, Марина совершенно хладнокровно проводит бритвой по горлу несчастного мужчины и тот умирает. «Теперь помоги мне убрать его отсюда,» - говорит Марина. Они вместе расчленяют труп, прячут его в мешок и выбрасывают в контейнеры для мусора рядом с домом. Все это время Наташа испытывает ужас и отвращение, но ей ничего не остается, как помогать Марине избавиться от тела.

После ухода Марины Наташа мучается угрызениями совести, она понимает, что произошло нечто ужасное и она к этому причастна. Через несколько дней она идет в милицию, чтобы обо всем рассказать, «облегчить душу». Но милиционеры не проявляют никакого интереса к ее признанию. Они слушают ее с равнодушным видом: «А почему мы, собственно, должны Вам верить? Может, Вы все это выдумали.» «Но я могу Вам описать этого мужчину, показать куда мы спрятали тело», - говорит Наташа и рассказывает, как выглядел этот человек. Милиционеры только пожимают плечами: «Никто не заявлял о пропаже человека с такими приметами. Если заявят - мы Вас вызовем. А сейчас идите домой и не отрывайте нас от работы».

На этом сновидение заканчивается.

Сразу бросается в глаза, что это сновидение полно агрессии и чувства вины. По словам Наташи, больше всего ее поразило, с каким хладнокровием Марина «прикончила» свою жертву, «не дрогнувшей рукой». Но с не меньшим удивлением Наташа говорила и о том, что все это произошло с ее молчаливого согласия, она даже не пыталась помешать Марине. При этом ее мучило глубочайшее чувство вины за случившееся, а нежелание милиционеров приняться за расследование и наказать виновных делало ее состояние еще более тягостным... По этому поводу вспоминается один старый анекдот, горячо любимый многими психотерапевтами: Говорит мазохист садисту: «Помучь меня! Ну пожалуйста!» Садист в ответ: «А вот не буду!».

В жизни Наташи действительно произошли определенные изменения, но она еще внутренне не до конца приняла их. Процесс интеграции на определенных стадиях неизбежно связан с разрушением, отреагированием отрицательных эмоций. Образ мужчины, присущий внутреннему миру Наташи (говоря языком аналитической психологии - ее анимус) - это человек сильный, наделенный обаянием, «умеющий жить», но при этом ненадежный и достаточно деспотичный. Проецируя этот образ во вне, Наташа выбирала себе мужчин именно такого типа. До определенного момента она восхищалась его достоинствами и успевала сильно привязаться к нему, «впасть в зависимость», как называет это она сама. Но со временем закрывать глаза на теневые стороны его характера становилось невозможно и в душе Наташи копилась агрессия, которую она не позволяла себе проявлять по отношению к своему другу, поскольку боялась потерять его. Долгое время Наташа была уверена, что ей вообще не свойственна агрессия. Она - человек добрый, мягкий, живущий по определенным правилам, с четкими представлениями о том, что хорошо, а что плохо. Она скорее станет невинной жертвой, чем агрессором. Таков ее сознательный образ себя. Противоположные черты характера - агрессивность, импульсивность, отсутствие четких правил поведения - оказались вытесненными в бессознательное и сформировали образ Наташиной тени. Самым подходящим «экраном» для проекции этого образа оказалась Марина - Наташин психотерапевт. Возможно, что это послужило одной из бессознательных причин Наташиной просьбы о перерыве в их работе, а затем проявилось в одном из образов сновидения.

Этот сон свидетельствует о серьезных изменениях, произошедших во внутреннем мире Наташи, в ее картине мира. Оказалось, что проявление агрессии не всегда предосудительно и не всегда наказуемо. Правда, в Наташином сне агрессивность по прежнему представлена в «черных тонах» - злодей истязает беззащитную жертву (но теперь мужчина и женщина меняются ролями по сравнению с изначальной «расстановкой сил» в Наташином сценарии). Во время сеанса терапевтом было предложено поискать другую метафору для выражения агрессии: например - поединок, турнир, состязание и т.д., где агрессивные действия не противоречили бы представлениям о чести и порядочности, а напротив, были бы проявлением доблести и отваги.

В завершении приведем интерпретацию этого сна прибегнув к символам алхимии. Аналитическая психология использует учение алхимиков о трех мирах - нигредо, альбедо и рубедо для описания тех процессов, которые происходят в человеческой душе. Сон Наташи символизирует пребывание в первом из них - нигредо. Это - мир мрака, распада, избавления от отживших форм и представлений. Вот что пишет об этой стадии современный психолог Р. Боснак: «В нигредо любой процесс освобождается от оков, в которых он долго пребывал. Алхимики говорили, что наступает омертвение, умирает старый король. Отмирают отжившие, сковывающие нас формы, теперь мы свободны для поиска нового. Омертвевший душевный материал распадается на части. По старому жить уже нельзя. Задача нигредо состоит в том, чтобы закрыть от нас свет, чтобы наши глаза привыкли к темноте... Все комплексы, находившиеся до сих пор под контролем сознания, вырываются на свободу. Сознание теряет свою власть над миром, и в него устремляются образы бессознательного.» В этом смысле убийство и расчленение трупа мужчины в Наташином сне символизирует избавление от прежнего образа мужчины, ее анимуса, и необходимость поиска нового его образа. Это происходит благодаря высвобождению скованной прежде энергии, сконцентрированном в теневом образе. В сновидении произошла встреча с незнакомыми ранее образами бессознательного, их интеграция - задача следующих психотерапевтических сеансов.