Социальный проект по проф.ориентации. Проект по профориентации на тему "ступени к будущей профессии" Социально значимые проекты по профориентации учащихся

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63

г.Екатеринбург

ПРОЕКТ

«Ступени к будущей профессии.

Модель работы по профориентации

в МБОУ СОШ № 63»

Скатова Ирина Викторовна,

заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 63

2011 г.

Паспорт проекта

Название проекта : «Ступени к будущей профессии. Модель работы по профориентации в МБОУ СОШ № 63».

Номинация конкурса : «Модель профориентационной работы в образовательном учреждении».

Скатова Ирина Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 63.

Образовательное учреждение : муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 63

Руководитель МБОУ СОШ № 63 : Салова Наталия Петровна.

Актуальность проекта

Сегодня в мире существует более 7 000 профессий. В мегаполисах популярностью пользуются только несколько сотен из них. По данным компании MAR Consult , в настоящее время по профессии не работает около половины населения России (52 %). После выпуска из вузов желающих работать по специальности ждет основное препятствие – ситуация на рынке труда (полученная специальность оказывается невостребованной, низко оплачивается или же, наоборот, конкуренция на рынке труда настолько высока, что трудоустроиться практически невозможно).

Поэтому в современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Ее важнейший аспект – организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учетом их способностей и интересов, а также потребности общества. В современном обществе значимо социально- профессиональное сопровождение молодежи в решении вопросов профессионального самоопределения и планирования профессиональной карьеры.

Анализ ситуации на рынке труда показал значимость формирования индивидуальных траекторий жизненного и профессионального самоопределения и построения карьеры для молодых людей с учетом их интересов, способностей, личностных особенностей и требований рынка труда. Каждый регион формирует свой запрос на рабочую силу. Потенциальные работодатели стремятся отобрать лучших работников, способных успешно и максимально эффективно выполнять свои обязанности. В связи с этим вопросы профессионального становления молодежи и сопровождение данной работы становятся чрезвычайно важными.

Основной задачей современного образования является полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, раскрытие его интеллектуальных способностей, и, наконец, подготовка учащихся к социальному и профессиональному становлению. Одним из способов решения проблемы довузовской профессиональной подготовки в средней школе является профильное обучение или дифференциация.

Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии, в частности.

Подобная педагогическая практика позволяет решить значительное количество проблем: индивидуально подойти к развитию каждого ученика, “на деле” познакомить учащихся с профессиями разных профильных направлений, избежать ошибок профессионального выбора, усилить учебную подготовку каждого при поступлении в вуз.

Существует два основных направления ориентации подростков на рабочие профессии:

профессиональная пропаганда и профессиональное просвещение;

развитие интересов, склонностей, способностей школьников, их самооценки через включение в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности.

Ключевую роль в профориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе.

Актуальность профессионального самоопределения школьников подчеркивается и в современной концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся и предполагающей за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Выбор профессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем этим позициям и зависят от их объективного содержания и понимания каждым. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество в целом. По подсчетам социологов правильный выбор профессии в 3-3,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 20% увеличивает производительность труда и в 2,5 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Предполагается, что система работы по профориентации должна дать школьникам возможность попробовать себя в разных направлениях.

Цель: Создать систему комплексной профориентационной работы с учащимися.

Задачи:

    Создание условий для формирования осознанного выбора профессии в соответствии со своими способностями, психофизическими данными и потребностями общества.

    Формирование у школьников знаний об организации производства страны, современном оборудовании, о путях профессиональной подготовки.

    Развитие интереса к будущей профессии, формирование у учащихся положительной мотивации к трудовой деятельности и внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути.

    Организация и проведение различных мероприятий по профессиональной ориентации школьников.

    Разработка и внедрение элективных курсов.

    Оказание помощи подросткам с низким уровнем мотивации профиля.

    Формирование у учащихся навыков самостоятельной познавательной деятельности, подготовка их к решению задач различного уровня сложности.

    Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.

    Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.

    Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Противоречия :

Между потребностью общества в наличии эффективной системы учебной профессиональной ориентации в общеобразовательной школе и недостаточной теоретической и методологической разработанностью данной проблемы в педагогической науке;

Между потребностью учеников в личностном и профессиональном самоопределении и реальными условиями профессиональной ориентации, имеющимися в образовательном учреждении, недостаточными для обеспечения данного процесса.

Основные направления работы

1. Организационно-методическая работа. Информационно-аналитическая деятельность.

2. Совместная работа школы с учреждениями СПО, НПО, вузами, предприятиями, библиотеками города, центром «Диалог», участие в городской программе «Профи-дебют: масштаб – город».

3. Организация работы с родителями учащихся и выпускниками школы.

4. Мониторинг качества профориентационной работы.

Участники проекта

    Учащиеся 1 – 6 классов . Основное направление в работе - развитие интересы и способности школьников, создать поля самоактуализации учащихся младших классов и подростков в различных сферах деятельности, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.

    Учащиеся 7 – 9 классов . Основное направление в работе – организация помощи подросткам при формулировании конкретных личностных задач профессионального и личностного самоопределения и психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы.

    Учащиеся 10 – 11 классов. Основное направление в работе - подготовка выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.

Координатор проекта – заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Координационный совет : классные руководители, родительские комитеты, кураторы из учреждений НПО, СПО, вузов.

Учителя-предметники, социальный педагог, директор, библиотекарь .

Одна из самых важных проблем выбора профессиональной направленности – это избегание ошибок выбора. И если ошибку выбора профильного направления можно еще исправить, то, учитывая современные условия получения высшего образования, можно предположить, насколько дорого могут сегодня обходиться ошибки выбора профессии.

Ожидаемые результаты

    Адекватная система представлений учащихся о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг.

    Наличие у учащихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта.

    Владение учащимися технологией принятия решения в ситуации профессионального выбора.

    Активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта.

Критерии оценки результатов проекта

    Выбор профессии:

Выбор профессии сделан;

Учащийся выбирает между 2–3 профессиями;

Выбор профессии не сделан.

    Уровень знаний о профессии:

Высокий уровень знаний (знает суть профессии, какие она предъявляет требования к человеку, какие есть противопоказания к работе по данной специальности; знает, какие образовательные учреждения обучают данной профессии, какой уровень образования нужно иметь и какие экзамены необходимо сдать для поступления);

Средний уровень (знает, в чем суть профессии, ее требования, но не знает, какие образовательные учреждения обучают этой профессии или знает образовательные учреждения, но о профессии знает лишь в общих чертах);

Низкий уровень знаний (не знает практически ничего о ни профессии, ни об образовательных учреждениях, в которых эту профессию можно получить).

    По причине выбора профессии:

Профессия интересна самому ученику, ему нравиться заниматься этим делом;

Главное – престиж профессии, ее высоко оплачиваемость, интерес к профессии не обязателен;

Ученик выбрал профессию на примере или по совету родителей.

Нормативно-правовая база

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

2. Закон об образовании.

3. Конвенция Международной Организации Труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов».

4. «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы».

5. Закон РФ «О занятости населения в РФ».

Основные требования к общеобразовательной школе на новом качественном уровне

    Повышение ответственности и активной роли школы в воспитании и социальной адаптации подрастающего поколения.

    Обеспечение широкого взаимодействия школы с семьёй, другими уровнями образования, органами управления образованием, детскими и молодежными общественными организациями для более эффективного воспитания и социализации детей и молодежи.

    Повышение качества управления образовательно-воспитательной деятельностью на основе формирования демократического стиля руководства учебно-воспитательным процессом.

    Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной поддержки учащихся.

    Внедрение инвариантных моделей содержания образования с учетом современной социокультурной ситуации, новых ценностей воспитания и обучения, обеспечивающих индивидуализацию обучения и воспитания, реализацию личностно-ориентированного подхода.

    Профилактика асоциального поведения учащихся и молодежи округа, направленная на преодоление негативных проявлений среди детей и молодежи.

    Усиление взаимодействия школы со средствами массовой информации, системное противодействие информации, наносящей вред духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

    Развитие системы дополнительного образования как центра социализации не только для учащихся детей, но и для жителей, в первую очередь молодежи муниципального образования.

Основные принципы работы по профориентации:

Личность не есть нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а всегда открытая возможность свободного развития на основе внутреннего выбора;

Каждый человек уникален, поэтому не следует подгонять личность под результаты статистических исследований;

Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря своим смыслам и ценностям;

Человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.

I . Организационно-методическая работа.

Информационно-аналитическая деятельность.

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Сентябрь

Координатор

Сформировать, изучить и обобщить лучший опыт работы преподавателей по профориентации учащихся.

В течение учебного года

Координационный совет

Создать банк методических материалов по предпрофильной и профильной подготовке учащихся.

В течение учебного года

Библиотекарь

Систематизировать имеющиеся материалы для проведения профориентационной работы с учащимися, для пропаганды профзнаний среди родителей.

Май – июнь

Координатор

Расширить фонд библиотеки справочно-информационными материалами об учебных заведениях города, правилах приема, специальностях и т.д.

В течение учебного года

Директор, библиотекарь

Оформление информационного стенда «Я и моя профессия».

Координатор, библиотекарь

Организовать выставку литературы по профессиям.

Сентябрь (обновление – 1 раз в месяц)

Библиотекарь

II . Работа с педагогическим коллективом

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Совещание при завуче «Организация профориентационной работы с учащимися в соответствии с нормативно-правовыми документами по профориентации».

Август – сентябрь

Координатор

Проверка рабочих программ по элективным курсам и профильным предметам.

Август

Координатор

Педсовет «Работа учителя по формированию устойчивых интересов у учащихся».

Ноябрь

Заместитель директора по методической работе

Организация взаимопосещений уроков, мероприятий по профориентации с целью обмена опытом

В течение учебного года

Координатор

Участие в городском форуме руководителей образовательных учреждений «Перспективы взаимодействия учреждений общего, среднего и высшего профессионального образования при переходе на двухуровневую систему образования».

Февраль - май

Уральский государственный экономический университет

Ведение профдиагностической карты классного коллектива, выявление интересов, склонностей учащихся.

В течение учебного года

Классные руководители, координатор

Фестиваль педагогических идей

Май – июнь

Директор, координатор

III. Работа с учащимися

1 – 6 классы

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Выставка рисунков «Профессия моих родителей»

Октябрь

Классные руководители

Анкетирование «Хочу - могу».

Ноябрь

Классные руководители

Конкурс сочинений «Что я знаю о своей будущей профессии?»

Январь

Учителя русского языка

Классный час «Калейдоскоп профессий».

Февраль

Классные руководители

НПК «Хочу стать академиком», защита проектов.

Февраль - март

Учителя-предметники, заместитель директора по УВР

Тренинговые занятия по самоопределению и профессиональной ориентации в библиотечном информационном центре «Правобережный», 6 классы.

Март

Конкурс семейных презентаций «Трудовые династии».

Апрель

Заместитель директора по воспитательной работе, родители

В течение учебного года

Координационный совет

7 – 9 классы

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Экскурсии в учреждения СПО и НПО.

В течение учебного года

Координационный совет

Экскурсии на предприятия города.

В течение учебного года

Координационный совет

Встреча поколений «От трудовых традиций – к трудовым династиям».

Ноябрь

«Найди свое дело» – анкетирование и консультация по профессиональной ориентации в библиотечном информационном центре «Правобережный», 8 – 9 классы.

Ноябрь - декабрь

Классные руководители, библиотека № 7

Выставка творчества учащихся «Мои увлечения»

Февраль - март

Классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе

Классный час «Мое призвание и моя будущая профессия».

Февраль

Классные руководители, родители

Собеседование с учащимися 9-х классов о продолжении образования

Февраль

Диагностика учащихся 9-х классов с целью выявления профессиональной направленности.

Март - апрель

Школьный психолог, классные руководители

Конкурс агитбригад «Путешествие в мир профессий»

Март – апрель.

10.

Круглый стол «Подведение итогов года».

Май

Координатор

11.

Ярмарка профессий.

Май

Координационный совет

12.

Элективные курсы:

- «Экология и здоровье», 7 класс

- «Исторический портрет», 7 – 9 классы;

- «Занимательная физика», 7 класс;

- «Химия в доме», 8 класс

- «Методы и приемы решения задач по планиметрии», 8 – 9 классы;

- «Мир графики и чертежей», 9 класс.

В течение учебного года

Учителя-предметники

13.

Коллективная работа над социальным проектом «Здоровое питание», 8-е классы.

В течение учебного года

Классные руководители, диспетчер по питанию, кураторы из УрГЭУ.

10 – 11 классы

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Создание профильных классов:

Социально-гуманитарный (профильные предметы: история, русский язык, литература, элективный курс «Деловой английский»);

Социально-экономический (профильные предметы: алгебра и начала анализа, информатика и ИКТ, обществознание; поддерживают профиль – физика и экономика).

Август

Директор, заместитель директора по УВР

Экскурсии в ведущие вузы города в Дни открытых дверей.

В течение учебного года

Классные руководители

Встречи с преподавателями и студентами вузов.

В течение учебного года

Координатор

День науки. Защита проектов, рефератов.

Декабрь

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Посещение выставки «Образование от А до Я».

Март - май

Классные руководители

IV . Работа с родителями

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Родительское собрание «Подросток выбирает профессию», 7 – 9 классы.

Ноябрь - март

Заместитель директора по воспитательной работе

Конференция «Роль семьи в правильном выборе профессии».

Февраль

Заместитель директора по правовому регулированию

Привлечение родителей к сотрудничеству, организация встреч с целью привлечения подростков к разным видам профессий.

В течение учебного года

Координационный совет

Конкурс семейных слайд- и видеофильмов «Профессиональная династия моей семьи».

Март - апрель

Заместитель директора по правовому регулированию, классные руководители

V . Взаимодействие с выпускниками школы

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Поведение совместных классных часов «Мой выбор».

Сентябрь

Классные руководители

Приглашение выпускников на школьный День науки.

Декабрь

Заместитель директора по УВР

КВН между старшеклассниками и выпускниками.

Декабрь

Заместитель директора по воспитательной работе

Праздник «Последний звонок», выступление выпускников прошлых лет с напутственным словом выпускникам нынешним.

Май

Заместитель директора по воспитательной работе

VI . Мониторинг качества профориентационной работы

1. Провести анкетирование учащихся 10, 11 классов по выяснению уровня удовлетворенности проводимой работы в школе по профориентации.

2. Анализ дальнейшего продолжения образования и трудоустройства выпускников 9, 11 классов.

3. Анализ участия в конкурсах, выставках по профориентации, уровня проведения мероприятий со школьниками.

Список литературы

Аверкин В.Н. Путевка в жизнь. Образование, профессия, карьера: учеб.-справ. пособие для 9,10,11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.

Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-Петербург: Речь, 2006.

Болсуновская Н. Профориентация в Интернете: О сайтах и профориентационных ресурсах в Интернет // Народное образование. - 2007.

Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под редакцией Бабосова, Минск, Народная Асвета,1988.

Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2007.

Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: УГППУ, 1997.

Климов Е. А. Как выбирать профессию. Изд. 2-е, доп. и дораб. / Е. А. Климов. М.: «Просвещение», 1990.

Немова Н.В. Профильная ориентация девятиклассников: элективные курсы и «образовательные информационные карты» / Н.В.Немова // Директор школы. – 2005, № 6.

Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. Ярославль, 1990.

Рекомендации по реализации профильного обучения на третьей ступени общего образования в форме индивидуального учебного плана обучающегося // Управление школой: Прил. К газете «Первое сентября». – 2004, № 8.

Школа и выбор профессии. /Под ред. А.Е.Голомштока, М., 1970.

Щербо И.Н. Реализация профильного обучения в школе / И.Щербо. – Директор школы. – 2005, № 4.


Анкетирование класса: Вопросы: Что ты какие профессии востребованы в нашем регионе? Знаешь ли ты кем работают твои родители? Знаешь ли ты какие обязанности у твоих родителей на работе? Хотел бы ты больше узнать о профессиях? Какая профессия тебе больше нравиться?



Что такое профессия? ПРОФЕССИЯ - (от латинского professio), род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования человека. К концу xx века число профессий достигло тысяч.


Влияние черт личности на выбор профессии. Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей профессии. Профессия должна быть интересна. Выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, и где ты добьешься наибольшего успеха. А для этого точно определи свои лучшие качества и интересы.


Психологические типы профессий. Мы выяснили, что есть психологические типы профессий: Человек- природа- это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями. Человек техника - ведущий предмет труда- технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.


Психологические типы профессий. Человек человек - для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства. Человек знаковые системы, главный ведущий предмет труда условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.


Вакансии города: - грузчик – 342 раб. места; - уборщик, дворник – 397 раб. мест; - подсобный рабочий – раб. мест; - санитарка – 228 раб. мест. - слесарь – 366 раб. мест; - электромонтер – 190 раб. мест; - сварщик – 137 раб. мест; - водитель – 297 раб. мест; - врач – 535 раб. мест; - медицинская сестра – 516 раб. мест; - инженер – 393 раб. места; - менеджер – 126 раб. мест.


Профессии, которых слишком много на рынке труда Волгограда: на бирже зарегистрировано 200 экономистов, вакансий -16 юристов 100 человек, вакансий - 14 бухгалтеров 202 человека, вакансий Следовательно, этим профессиям не желательно обучаться, есть перебор этих специалистов на рынке труда.


Профессии наших родителей. Числов Андрей. Моя мама, Марина Владимировна, работает бухгалтером. На работе каждый день она считает многочисленные цифры, складывает, отнимает. И она любит свою простую профессию. Проходят дни бегут года, Меняется страна, Но неизменные всегда Бухгалтера дела: Учет, кредит, баланс, зарплата Останутся всегда. Такая вот работа у бухгалтера - Приходит рано,а уходит поздно, То у него проверка, то отчет, А то найти копеечку не может.









Кравченко Андрей. Моя мама продавец в магазине. Много профессий разных, важных, нужных и прекрасных. Ты приходишь в магазин – продавец там есть один. Все подскажет: что купить, сколько надо заплатить, подобрать, найти, примерить, взвесить, завернуть, отмерить, настроение поднять. Снова в гости Вас позвать!


Кислов Максим. Мой папа – заместитель прокурора г. Волгограда, он майор. Он стоит на страже выполнения закона, если кто-то нарушит закон. То должен понести наказание. Моя мама – работает в Администрации Волгоградской области главным специалистом в комитете по экономике, она – экономист.






Вывод: Мы подтвердили гипотезу о том, что необходимо заранее обучаться профессии в соответствии со своими способностями, а также изучать рынок спроса профессий в городе, чтобы не стать безработным. Нужно иметь желание, выучиться и любить свою профессию. Тогда будешь удовлетворен своей жизнью.

Бекметова Алина

Проект "Профессия XXI века!" необходим для решения проблемы вовлечение подростков в возрасте 14-16 лет Елабужского муниципального района в социальную практику путем ее профессионаотной ориентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс

социальных проектов по профориентации

среди учащихся 8-11 классов

общеобразовательных школ

проект: "Профессия XXI века!"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

Учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1"

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Руководитель проекта Антипова Екатерина Аркадьевна

Елабуга, 2016

Автор проекта Бекметова Алина Руслановна, 8 Б класс, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя бщеобразовательная школа №1" Елабужского муниципального района Республики Татарстан, г.Елабуга, пр.Мира д.53, кв.32, 89046671361.

Руководитель проекта Антипова Екатерина Аркадьевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя бщеобразовательная школа №1" Елабужского муниципального района Республики Татарстан, учитель русского языка и литературы, г.Елабуга, пр.Мира д.55, кв.55, 89872774096, [email protected].

Сведения о проекте Проект "Профессия XXI века!" необходим для решения проблемы вовлечение подростков в возрасте 14-16 лет Елабужского муниципального района в социальную практику путем ее профессиональной ориентации.

Основное содержание проекта

Актуальность проекта

Выбор профессии – это серьезный шаг, который предстоит сделать каждому из нас. От этого выбора зависит вся дальнейшая наша жизнь. Сделать единственно правильный выбор, реализовать себя в изменяющихся социально – экономических условиях весьма сложно.

В настоящее время становится актуальным оказывать профориентационную помощь молодежи. Это прежде всего связано с повышением требований современного рынка труда к молодому человеку, совершающему выбор профессии. С точки зрения государственных интересов, профориентационная работа с молодежью становится основой для развития кадрового потенциала всей страны. Профориентационная работа выступает залогом развития личности.

В Елабужском районе также проводится работа по профориентации школьников и студентов, но, к сожалению, все чаще мы читаем в газете и в Интернете объявления о приеме на работу. Очень много свободных рабочих мест, но работодатели не могут найти людей на эту должность. Мне кажется, что проблема в том, что люди не имеют нужного образования для этой должности.

Школьники участвуют в различных конкурсах по профориентации, ездят на экскурсии на Экономическую зону, с ними проводят классные часы на данную тему. Но все это не достаточно, чтобы заинтересовать школьников. Очень важно с 8 класса психологически подготовиться к выбору профессии. А для этого нужна поддержка не только со стороны школы и родителей.

Цель проекта: разработка мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию молодежи, удовлетворяющую перспективным направлениям социально-экономического развития Елабужского муниципального района .

Задачи:

  1. мотивация учащихся к осознанному выбору будущей профессии;
  2. наладить деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;
  3. сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;
  4. Расширение представлений у обучающихся об отраслях и профессиях, потребностях и требованиях к основным компетентностям кадров в условиях быстрого развития информационно-коммуникационных технологий и производственных отношений;
  5. повышение престижа востребованных рабочих профессий и инженерных специальностей с учетом требований рынка труда.

Целевая группа: проект " Профессия XXI века!" рассчитан на подростков в возрасте 14-16 лет Елабужского муниципального района.

Методы:

1. Психологические тренинги в классе "О выборе профессии" совместно с сотрудниками психологического центра для детей "Шанс-Омет".

2. Психологические консультации для школьников и их родителей по выбору профессиональной сферы и определению индивидуальной траектории профессионального и личностного развития .

3. Просмотр видеороликов о профессиях, востребованных на рынке труда в настоящее время. (Ролики должны быть созданы работодателями различных предприятий Елабужского района.)

4. Письменный тест-опрос учащихся о профессиях, которые им наиболее интересны.

Мероприятия :

1. Проведение классных часов совместно с представителями экономической зоны (и других предприятий) и профессиональных учебных заведений города (вузов и сузов) на тему "Востребованные профессии Елабужского муниципального района ".

2. Проведение классного часа совместно с родителями "Профессии моих родителей".

3. Профориентационные экскурсии. Ознакомление подростков с трудовой профессией через практику . (Беседа учащихся с сотрудниками предприятий о их должности и рабочем месте, совместное участие в работе).

Партнеры: Центр занятости населения, психологического центр для детей "Шанс-Омет", профессиональные учебные заведения города, работодатели различных предприятий, МБОУ СОШ Елабужского района РТ.

Выводы: Систематическое проведение профориентационной работы оказывает положительное влияние на повышение общей активности школьника. Из этого следует, что методы профориентационной работы представляет собой систему целенаправленных действий педагогического коллектива школы, семьи, профессионально-технических и высших учебных заведений, производства и общественных организаций по формированию у учащихся психологической и практической готовности к определенной сфере трудовой деятельности.


Предполагаемые результаты. 1) Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центра занятости населения, психологического центра для детей "Шанс - Омет", работодателей различных мероприятий. 2) Увеличение спроса среди учащихся на рабочие профессии.

Практическое использование проекта Данный проект можно применить с 1 сентября 2016 года во всех школах Елабужского муниципального района. Это поднимет спрос молодёжи на рабочие места, и поможет подросткам определиться с выбором профессии, начиная с 8 класса.

Список использованной литературы

1. Е.А. Климов. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990.

2. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003.

3. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007.

4. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии - М.: Генезис, 2007.

5. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - Спб, 2006.

Информационные источники

http://www.rabotka.ru/infoworker/ Справочник профессий;

http://azps.ru/porientation/ Профориентация;

http://www.mubiblioteka.ru/kak_vibrat_professiyu/ Как выбрать профессию.

Социальный проект: «Твой «Компас» в мире профессий или создание кабинета профориентации» на базе МОУ «СОШ» 2 Сроки реализации гг Социальный проект: «Твой «Компас» в мире профессий или создание кабинета профориентации» на базе МОУ «СОШ» 2 Сроки реализации гг




По данным Госкомстата Российской Федерации на долю работников в возрасте от 16 до 29 лет в настоящее время приходится более одной трети общей численности трудоспособных, а удельный вес молодежи среди безработных колеблется по регионам страны в среднем от 25 до 40 %.


Безработица летних формируется в значительной мере за счет впервые вступающих в трудовую жизнь, то есть среди молодежи в возрасте от 20 до 24 лет. Среди летних высокую долю составляет ранее работавшая молодежь.


Как показывает практика, структура выпуска специалистов не соответствует структуре спроса на них, не всем молодым специалистам удается трудоустроиться по профилю, что в итоге ведет к дестабилизации социальной ситуации в регионе. Ведь отсутствие работы и постоянного дохода означает если не крах личной жизни, то существенное ее осложнение. Неясность профессиональных перспектив усугубляется сожалениями о напрасно потраченном времени, силах и средствах на приобретение оказавшейся ненужной профессии.







Цель проекта: Формирование устойчивых смысловых, жизненных ориентаций в выборе будущей профессии у старшеклассников, адекватных тенденциям времени и востребованности, путем комплексного исследования и мониторинга проблемы трудозанятости и создания пришкольных кабинетов психолого- педагогической помощи в профессиональной ориентации школьников.


Задачи проекта. Организационно-исследовательские. Изучить количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов города Мегиона. Исследовать проблему занятости и использования трудовых ресурсов изучаемой территории. Проработать материал, полученный из городского центра занятости населения. Исследовать спектр, предоставляемых образовательных услуг и специальностей профессиональных средних и высших УЗ г. Мегиона с учетом их востребованности. Провести соц. опрос старших классов школы на тему: «Ваша будущая профессия». Сформировать рейтинг фактически востребованных специальностей на рынке труда с данными о перспективном выборе профессии будущих абитуриентов.


Задачи проекта. Практические. Создание школьного кабинета по оказанию помощи старшеклассникам в выборе будущей профессии. Взаимодействие с социальными службами города. Сбор информации из центра занятости, высших и средне специальных учебных заведений. Психологическая помощь учащимся и родителям. Проведение тестирования и обработка результатов. Организация однодневной практики по выбранной профессии. Организация и метод разработка тематических мероприятий с целью формирования социально адаптивных навыков в экономико-правовой сфере жизнедеятельности.




Задачи профориентационного кабинета: Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность. Оказание индивидуальной консультационной помощи учащимся в выборе профессии, помогать определять стратегию действий по освоению запасного варианта Активизация внутренних психологических ресурсов учащихся и организация практической деятельности для их развития, и способностей учащихся к труду.






Ожидаемые результаты Путем создания данного кабинета, мы планируем, на основе взаимодействия с социальными службами города и сбора информации из центра занятости, высших и средне специальных учебных заведений помогать молодым людям определиться на современном рынке труда. Через психологическую помощь учащимся и родителям выявлять склонности к тем или иным профессиям. Формирование социально адаптивных навыков в экономико-правовой сфере жизнедеятельности путем организации однодневной практики по выбранной профессии. За счет всего выше перечисленного молодые люди смогут выбрать востребованную профессию, и таким образом не попадут в ряды безработных.