Открытое внеклассное мероприятие по географии. Сценарий внеклассного мероприятия по географии Интересное мероприятие по географии вхождение в предмет

Внеклассное мероприяти e по географии.

Выполнила: учитель географии Румянцева П.А.

Географическое Эрудит - Ассорти « По странам и континентам».

Цель:

Развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу;

Формирование познавательной активности учащихся и навыка саморазвития;

Формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования, логического мышления, творческой активности;

Развитие и укрепление чувства коллективизма, умения слушать другого, уважать его мнение;

Развитие умения мобилизовать все свои знания, думать, сопоставлять, оценивать собственные силы.

Познание + увлечение + самовыражение+ общение +развлечение = интеллект.

Подготовительный этап:

Оформление актового зала,

Подготовка необходимых материалов для конкурсов,

Музыкальное сопровождение,

Подготовка призов для участников.

Ведущий: Планета Земля - это люди и страны, Озёра и горы! Моря, океаны! Пустыни и реки, леса и равнины! Живая природа! Живые картины! Географическими лабиринтами, к вершине проложим наш путь с эрудитами! Блесни эрудит, яркой вспышкой познания! Игра - ассорти для души и внимания! Досуг мы проводим с особенной пользой! Ответов вам чётких и знаний серьёзных!

Дорогие друзья, вам конечно. Известны значения слов, которые составили название нашей игры для знатоков географии. Эрудиция - это начитанность, глубокие познания в какой - либо области. Ассорти - это подбор различных видов и сортов чего - либо, и поскольку наша игра географическая - вас ожидают самые различные конкурсы.

Предлагаю командам выбрать капитанов и пожелать друг другу удачи!

(Название команды записывается в начале игры на табличку, которая стоит на столе у участников состязания.)

На стол гостям - жюри ставится табличка « Совет Мудрецов» (Команда может обратиться за помощью, тогда минусуется один балл)

1.Конкурс вопросов и ответов «Эрудит»

Что называют « чёрным золотом»? (Нефть)

Каким поясом не подпояшешься? (Географическим)

Какой полуостров говорит о своей величине? (Ямал)

В какой город согласно поговорке ведут все дороги? (Рим)

Какой город Европы называют « Северная Пальмира»? (Санкт - Петербург)

Как называются горы, где мечтала побывать Маша Распутина? (Гималаи)

2. Конкурс « Правда - неправда».

Участники могут поднимать карточки зелёного (означает « правда»); жёлтого цвета (означает « неправда»).

1 часть: Правда или неправда то, что

Европейский пингвин умеет летать;

Амазонский кенгуру не имеет сумки;

Сухопутные киты всё время обливаются водой?

У крылатых обезьян имеется специальный руль для управления полётом?

Карликовые слоны страдают бессонницей;

Зайцы не отличают морковь от капусты;

Киты не умеют плавать, а держатся на воде лишь благодаря огромному весу?

Серые вороны с возрастом становятся чёрными;

У зайцев развито чувство стыда?

Ответ: Всё перечисленное выше в 1 -й части - неправда!

2 часть:

Гориллы между собой ссорятся исключительно редко?

Веки у змей прозрачные и срастаются между собой;

Римляне делали из дельфинов колбасу?

На Кавказе солят арбузы;

У крокодилов жир зелёного цвета?

Стрижи спят на лету?

Ответ: Всё перечисленное во 2 -й части - истинная правда!

3. Конкурс « Самый - самый».

Назвать самое выдающееся среди подобных.

Самое толстое дерево на Земле? (Баобаб)

Самое глубокое озеро Земли? (Байкал)

Самое глубокое место в Мировом океане? (Марианский желоб - 11022 м.)

Самое солёное море в мире? (Мёртвое)

Самая полноводная река на Земле? (Амазонка) 4. Конкурс капитанов « Меткий Робин Гуд»

Вопросы 1 -му капитану:

Наивысшей точкой этой горной системы является гора Народная высотой 1895 метров. (Урал)

Этот «цветок белого дракона» с 16 лепестками изображён на гербе Японии, на печатях и монетах этой страны. А ещё из него готовят салаты и пирожные. (Хризантема)

Самое маленькое в мире независимое государство? (Ватикан 0,44 га)

Вопросы 2-му капитану:

Самая высокая вершина мира? (Эверест)

В древне Египте в знак траура все члены семьи и домочадцы сбривали себе брови. А кто из членов семьи умирал? (Кошка)

Самое большое по площади государство мира? (Россия 17,1 млн. кв.км.)

5. Конкурс « Чёрный ящик».

Выносится чёрный ящик с предметами. Ведущий читает характеристику скрытого предмета. Задача команд - отгадать, о каком предмете идёт речь. За каждый отгаданный предмет - 10 баллов.

Для 1-й команды:

Когда это овощное растение привезли в Европу, в каждой стране его называли по- своему: англичане - « потапо»;голландцы - « аардантель» - « зелёное яблоко»; французы - « де -терр» - « земляное яблоко»; итальянцы - « тартуфель». Как это растение называют у нас? (Картофель)

Родина этого душистого растения - Мексика, Панама и Антильские острова. У ацтеков оно служило ценной пряностью задолго до завоевания их территории испанцами. Позднее ацтеки платили испанцам этим растением дань. В переводе с испанского его название означает « маленький стручок»,испанцы же завезли это растение в Европу. (Ваниль)

Для 2-й команды:

В греческой мифологии это растение посвящено Апполону, украшавшему своё тело его венками. Венок этот с древности - символ славы национальных героев. (Лавр)

Греки и славяне в Древние и Средние века считали его незаменимым средством против укусов ядовитых змей. Поэтому они называли его « змеиной травой». В Египте при строительстве пирамид его давали тысячам рабам ежедневно. Родина этого растения - Средняя Азия. На Руси оно появилось примерно в 19 веке. (Чеснок)

Ведущий: Французские духи, конечно французская мода. Пьер Карден, Ив Сен - Лоран - имена известных модельеров Франции. Париж - столица моды.

Париж… Это самая элегантная столица мира, город всех времён и народов, Париж сохранил и приметы далёкого прошлого, и романтизм новейшего времени.

6 .Конкурс « От кутюр»

Задание для любителей высокой и невысокой моды.

Для участия в конкурсе приглашаются по 2 участника от команды. Игроки получают заготовки (газеты, цветную бумагу, степлеры, скотч, ножницы). В течение 5 минут изготавливается модный наряд на тему: « Парижский фейерверк». (Задание можно подготовить и заранее, как домашнее).

Если конкурс « От кутюр» выполняется в зале, то можно провести конкурс со зрителями « Коррида». Приглашаются по одному юноше, к брюкам участников крепятся красные воздушные шары на одну ногу.

Задание: наступить на шар противника и сохранить свой.

7. Конкурс « Мелькают города и страны»

Вопросы 1-й команде:

1. Этой стране принадлежит самый древний текст государственного гимна - слова датируются 19 веком.

2.Согласно традициям этой страны, дарить цветы простым людям может только особа императорской фамилии.

3. Парадоксально, но национальная одежда женщин этой страны делает их плоскими спереди и горбатыми сзади.

Ответ: Япония.

Вопросы 2-й команде:

1. Государство, о котором идёт речь, обладает самой протяжённой береговой линией и занимает первое место в мире по запасам леса на одного жителя.

2. На территории этой страны находится Северный магнитный полюс, который является центром северных сияний, поэтому северное сияние в ней можно видеть даже на широте 45 градусов северной широты.

3. Дерево, лист которого красуется на государственном флаге государства, растёт только в его юго- восточной части, занимающей всего 5% территории страны, правда проживают там 2/3 всех её жителей.

Ответ: Канада.

8 .Конкурс « Тёмная лошадка»

Каждая команда получает в чёрном пакете предметы, которые нужно ярко и интересно представить(подготовка 3-5 минут)

Команда 1 : Пирамида. Кокос.

Команда 2: Рис и палочки. Эвкалипт.

/ Можно добавить интересные предметы - символы стран: зёрна кофе, статуэтки и другое/

9. Конкурс « Мозаика стран»

Ведущий: Удивительная страна с Римом - столицей мира и уникальной Венецией, где вместо улиц - 150 каналов, с итальянской пиццей, спагетти, а ещё в этой стране есть город, который известен недостроенным архитектурным сооружением. Это город с его знаменитой « падающей башней» строительство которого началось ещё в 1174 году, её высота - 54,5 метра. В результате неравномерной осадки грунта башня отклонилась от вертикали на 4,8 метра.

Задание: « Строим башню»

Участники конкурса (по одному игроку от команды) должны построить башню из десяти пластиковых стаканчиков. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.

Подведение итогов игры: Географическое Эрудит - Ассорти « По странам и континентам». Награждение участников.

Цель: формирование экологического мышления учащихся.

Задачи:

  • Развитие потребности участия в природоохранной деятельности.
  • Формирование уверенности в необходимости и возможности решения экологических проблем.
  • Развитие коммуникативных способностей обучающихся.

Оборудование: зал украшен картинами природы, на столах различные овощи, фрукты; карты полушарий, мира, магнитная доска. Представлена фотовыставка «Сохраним природу».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

В актовом зале все рассаживаются по отрядам – чётные по одну сторону, нечётные по другую.
Команды формируем, задавая вопросы по классам. (Кто быстрее ответит тот выходит за стол игроков)

Вопросы для 5-го класса:

1. Как называется процесс, который приводит к разрушению горных пород? (Выветривание)
2. Как называется книга в которую заносят редчайшие или исчезающие виды растений и животных? (Красная книга)
3. С помощью какого прибора определяют направление ветра? (Флюгер)
4. Вспомните название всего животного царства? (Фауна)

Вопросы для 6-го класса:

1. Что называют меридианом?
2. Что такое глобус?
3. Как называется пересечение меридианов и параллелей на глобусе и карте? (Градусная сетка)
4. Что называют полюсом?

Вопросы для 8-го класса:

1.Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое)
2. Какое количество морей омывает территорию нашей страны? (13 – 12 окраинных и Каспийское – внутреннее.)
3. В скольких часовых поясах располагается территория России? (11)
4. Назовите крайнюю восточную точку России? (Мыс Дежнёва)

Вопросы для 9-го класса:

1.Что мы характеризуем, давая оценку места страны на политической карте и её отношение к другим государствам? (геополитическое положение)
2. Что такое естественный прирост населения? (разница между родившимися и умершими за определённый промежуток времени.)
3. Назовите численность населения современной России? (145 млн. чел.)
4. Как называется переселение людей из одних районов проживания в другие? (миграция.)

Вопросы для 10-го класса:

1. Назовите государство занимающее первое место в мире по численности населения? (Китай – 1137 млн. чел.)
2. Государство, занимающее первое место в мире по площади? (Россия)

3. Как называется рост городов и повышение удельного веса городского населения в стране? (Урбанизация.)

4. На какие группы делятся государства мира в зависимости от формы правления? (Республики, монархии )

Ведущий: У нас сформировались две команды. Сейчас мы должны выбрать капитанов команд и придумать название командам.

(Пока команды заняты идёт представление жюри, а затем представление команд и капитанов.)

Ведущий: На вечере мы будем говорить о различных странах, народах, традициях. Мы вспомним знания полученные на уроках географии, биологии, из книг и телевидения. Все эти знания понадобятся вам при ответах на вопросы конкурсов.

Ведущий: И первый конкурс нашей программы «Дай правильный ответ». Перед вами на столике лежат разноцветные конверты все они имеют свои номера. Вы должны выбрать один из них. Для этого мы приглашаем одного члена команды и предлагаем ему вытащит из нашей волшебной шкатулочки бочонок с номером конверта. В каждом конверте вопросы, за каждый правильный ответ команда получает один балл.

Конверт 1. Вопросы царства растений

  1. Какая ягода бывает красной, черной, белой? (смородина)
  2. Что за трава, которую можно определить с закрытыми глазами? (крапиву)
  3. Какие ягоды можно собирать из-под снега? (калину)
  4. Дерево-символ нашей Родины. (берёза)

Конверт 2. Вопросы царства животных

  • Какие животные спят зимой? (медведи,
  • Что теряет лось каждую зиму? (рога)
  • Почему выделяют среди животных млекопитающих (кормят детёнышей молоком)
  • Куда зайцу бегать удобнее: с горы или в гору. (в гору задние ноги длиннее)

Конверт 3. Вопросы о насекомых

  • Не птица, а летает, не слон, а с хоботом, никто не приручает, а на нас садится? (Комар)
  • Волосата, зелена
    В листьях прячется она,
    Хоть и много ножек,
    Бегать все равно не может. (Гусеница)
  • У кого уши на ногах? (У кузнечика)
  • Что случатся с пчелой, после того, как она ужалит? (Умирает)

Конверт 4. Вопросы о птицах

  • С прилетом каких птиц считается начало весны? (Грач)
  • Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет)
  • Пингвин это птица? (Да)
  • Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)

Конверт 5. Вопросы по охране природы

1. Когда мы гуляли с родителями по оврагу ранней весной, то увидели, что горит трава. Но ее горение никто не обращал внимания. И только папа сказал, что нельзя жечь траву и стал ее тушить. Почему этого нельзя делать? (С травой погибают все насекомые, живущие в ней )
2. Почему вдоль автомобильных дорог и железнодорожных трасс высаживают деревья? (Для защиты от пыли, выхлопных газов, грязи.)
3. Гуляя с родителями, по лесу Света и Алеша увидели большой муравейник. Подойдя к нему, дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем занимаются дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала: «Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам что…»
Что сказали бы муравьи? (Мы строили свой дом годами, чтобы укрываться в нём от не погоды не разоряйте его.)
4. Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с папой по лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер водой, чтобы не было пожара, а банки пакеты закопал.Что сделано правильно, а что нет? (Правильно залил водой. Всё остальное нужно сжечь и закопать)
Как поступили бы вы?

Конверт 6. Определите из какого растения получили это продукты?

Манку (пшеницы ),
Геркулес (овса),
Пшено (проса ),
Крахмал (картофеля, кукурузы ),
Макароны (пшеницы )
Черный хлеб? (ржи )

Ведущий: Завершён конкурс «Дай правильный ответ». Жюри подводит итоги, а мы готовимся к следующему конкурсу.

Звучит песня «Водовоз» из кинофильма «Волга, Волга»

Ведущий: Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете. (Антуан де Сент-Экзюпери)

Ведущий: Следующий конкурс называется «Вода, вода…» и посвящён он воде. Простой и обыкновенной воде, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенной, потому что без неё мы просто не смогли бы жить.

(Звучит шум водопада или моря.)

Ведущий: А сейчас командам по очереди будут заданы вопросы и вы должны ответить на них. Если одна команда не знает ответ ей могут помогать болельщики. За каждый правильный ответ жюри выставляет один бал.

  • Самое распространённое вещество на Земле?
  • Самый ценный минерал на планете?
  • Вещество, встречающееся у поверхности Земли в жидком, твёрдом и газообразном состоянии?
  • Вещество, расширяющееся при замерзании?
  • Вещество, у которого твёрдая фаза легче жидкой?
  • Самое теплоёмкое вещество на Земле?
  • Самый сильный растворитель на Земле?
  • Главная причина возникновения пещер?
  • Вещество, составляющее две третьих биосферы?
  • Источник жизни на Земле.

(Ответ на каждый вопрос – вода.)

Ведущий: Пока жюри считает мы проведём игру со зрителями. Мы попросим вас отгадать загадки.

  1. Не море, не земля – на лодке не уплывёшь, ногами не пройдёшь. (болото)
  2. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко достала. (туча)
  3. В небе родился, в земле схоронился. (дождь)
  4. Вечером родится. Ночь живёт, утром помирает. (роса)
  5. Что без огня дымит. (туман)
  6. Скатерть бела, весь мир одела. (снег)
  7. На дворе горой, а в избе –водой. (снег)
  8. Белая морковка зимой растёт.(сосулька)
  9. В неё вливается, из неё выливается, а сама она по земле петляет. (река)

Слово жюри.

Ведущий: Ребята, вы любите путешествовать? Конечно же кто не любить это увлекательное занятие и мы с вами отправимся в путешествие по странам мира. А чтобы нам было интересно и мы с вами могли посетить музеи, выставки, побывать в театре мы должны иметь деньги. Следующий наш конкурс посвящён валюте разных стран и называется он «Доллар – евро – рубль».

(На доске при помощи магнитиков крепятся таблички с названием валюты разных стран. Задача играющих по очереди открыть таблички и назвать страны и их столицы в которых используется эта валюта. Прикрепить на политическую карту мира значок на территорию этой страны.)

Доллар – США, рубль – Россия, фунт – Великобритания, шекель – Израиль, динар – Турция, франк – Франция, гривна – Украина, иена – Япония, рупия – Индия, юань – Китай, тугрик – Монголия, марка – Германия.

Ведущий: Слово жюри. Следующий конкурс «Объясни географическое название или термин». Команды получают конверты с заданиями и записывают правильные ответы.

Вопросы для первой команды:

  • Архипелаг – группа островов,
  • Бархан – скопление песка,
  • Атолл – коралловый остров в форме кольца,
  • Земная кора – верхняя оболочка Земли,
  • Босфор – пролив между Европой и Азией,
  • Баффина – море,
  • Арарат – вулканический массив в Азии,
  • Индостан – Индостан полуостров на юге Азии,
  • Конго – река в Экваториальной Африке.

Вопросы для второй команды:

  • Прерии – обширные степи в Северной Америке,
  • Река – постоянный водный поток, текущий в русле,
  • Торнадо – вихревое движение в воздухе в виде воронки или столба,
  • Шельф – материковая отмель,
  • Анды – горная система в южной Америке,
  • Атакама – пустыня на Тихоокеанском побережье,
  • Крит – остров в восточной части Средиземного моря,
  • Мауна-Кеа – потухший вулкан на Гавайских островах,
  • Хуанхе – река в Китае.

(Пока команды выполняют задание проводится игра со зрителями.)

Вопросы для зрителей:

  • Место, где начинается река – исток,
  • Один из видов возвышенностей – кряж,
  • Оболочка Земли между земной корой и ядром – мантия,
  • Сильный горячий ветер – самум,
  • Первое кругосветное путешествие совершил – Магеллан,
  • Река Нил находится – в Африке,
  • Росянка это – растение,
  • Тайвань это – остров,
  • Искусственные «реки» – каналы.

Ведущий: Предоставляем слово жюри.

Ведущий: Следующий конкурс «Определите этих пришельцев» На доске крепится роза ветров, на ней в кармашках находятся задания – описание растения, и команда должна угадать название этого растения.

Травянистое растение, родина которого Индия. Это растение было известно за несколько тысячелетий до нашей эры. Его вьющийся стебель украшал стены египетских храмов. В Древнем Египте знатные люди пили сок этого растения с розовой водой для укрепления здоровья. Лечились также этим соком от лихорадки и собачьих укусов. Из средиземноморья это растение распространилось и в другие страны Европы. А вот в Россию оно было завезено не из Европы, а из Восточной Азии. Овощ, продолговатой формы, зелёного цвета. (Огурец)
Один из самых популярных овощей. Его родина – Южная Америка. Невысокие кустики с мелкими красными плодами до сих пор встречаются в Перу, Эквадоре, Мексике. Индейцы племени ацтеков называли это растение «тумантла», что означает «большая ягода». Через океан это растение завезли в Италию, в переводе с испанского его название «золотое яблоко», во Франции его назвали «яблоком любви.» в России эти плоды появились во времена царствования Екатерины II. Ходили слухи, что они ядовиты и только в 1850 году наши соотечественники узнали, что эти плоды вкусны и полезны. (Томат)
Один из самых древних овощей. За шесть тысячелетий до нашей эры этот овощ выращивали египтяне. Нашим предкам это овощ пришёлся по душе. Сейчас мы не мыслим нашу жизнь без этого овоща. (Капуста)
Родом из Средиземноморья. В 15 столетии завезен в Россию. Благодаря этому овощу наша страна занимает одно из первых мест в мире по производству сахара. (Свекла)
Родина этой культуры Малая и Средняя Азия, откуда она распространилась в другие государства. Арабы утверждают, что это плод райских садов, дар небес. В Россию это растение попало в 13 столетие,но её стали выращивать на побережьях Чёрного моря. Когда в начале 15 века царские стрелки привезли семена этого растения, из-за суровости климата в Москве оно стало тепличным растением. (Дыня)
Родина этого растения – Южная Африка., где и сейчас в пустыне Калахари, оно встречается в диком виде. Этот плод поил в пустыне своим соком всех жаждущих. К нам эти плоды. вплоть до 17 столетия, завозили из-за границы.позже стали выращивать на Украине и подавать к царскому столу вымачивая в сахарном сиропе. Только в 19 веке этот плод прижился в России и его стали есть в свежем виде. (Арбуз)

Ведущий: Теперь вы поняли какой трудный путь прошли культурные растения, овощи прежде, чем попасть на наши огороды и занять достойное место на нашей кухне и в нашем меню.

Игра со зрителями «фруктово-овощной аукцион»

Ведущий: Вот и завершилась наша конкурсная программа. Слово для подведения итогов предоставляется жюри.

Дети, которые активно участвуют в образовательных мероприятиях, будут успешными и во взрослой жизни. Единственная ошибка всех преподавателей - это вознесение на пьедестал почета успешных учеников. В данном случае лучше всего держать нейтральную позицию, а корона почета должна быть переходящей. Иногда ее можно примерить и неуспевающему ученику для поднятия самооценки, безусловно, за заслуги.

География - наука интересная, ведь она изучает окружающий мир и народы, живущие по соседству, но вместе с тем и очень сложная. Не каждому ребенку она становится сразу подвластной.

Внеклассное мероприятие по географии должно стимулировать детей к изучению данной науки, а также способствовать росту их личности. Каждый ребенок хочет быть успешным, поэтому всегда нужно давать ему эту возможность.

Нет общего шаблона. Каждый учащийся является личностью и индивидуальностью со своими плюсами и минусами. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь развитию положительных качеств. Государственная стратегия школьного образования состоит в воспитании всесторонне развитой личности. И если ребенок не может проявить себя в географии, наверняка он сможет преуспеть в другом предмете. Но вызвать интерес к изучению - задача педагога. А помогут в этом нестандартные формы занятий.

Идеи внеклассного мероприятия

Каждый учитель, выбирая для проведения стоит в тупике с одним вопросом - где взять идею. В данном случае не нужно вдаваться в панику, идея обязательно появиться. Можно обратиться за помощью к коллегам или учащимся. Свежий взгляд обязательно поможет найти выход из тупиковой ситуации.

Идеи для внеклассного мероприятия по географии могут быть самыми разными, даже несколько примитивными. Главное - ее интересно обыграть. А творческой деятельности педагога можно только позавидовать.

Интересным будет занятие для ребят под названием «Геокруиз». На доске может быть вывешено игровое «море» с островами, каждый из которых будет определять задание. Ребятам нужно будет отгадать загадки, связанные с отдельными странами, или вспомнить традиции чужих народов. Игра может быть командной. Цель мероприятия - привить желание изучать географию.

Еще один вариант внеклассного мероприятия может иметь название «Население мира». Для проведения занятия преподавателю понадобится аппаратура для презентаций. К подготовке интересного доклада можно привлечь и ребят. Речь будет идти об отдельных расах. Цель мероприятия заключается не только в знакомстве с другими народами, но и в воспитании в школьниках чувства толерантности.

Идей для внеклассного мероприятия по географии существует огромное множество. Стоит лишь открыть учебник и включить фантазию.

Аудитория для открытого внеклассного мероприятия

Аудиторией для внеклассного мероприятия по географии могут служить сами школьники. На мероприятиях данного масштаба не стоит говорить о программе обучения данному предмету, детям это покажется скучным. Лучше рассказать, как география связана с жизнью, или поговорить о профессиях, в которых знание предмета необходимо.

Также внеклассное мероприятие по географии может быть рассчитано на несколько другую аудиторию, а именно родителей учащихся. Проведение данного мероприятия лучше всего приурочить к общешкольному собранию. В данном случае будет полезным учителю ответить родителям на вопрос о том, как стать успешным в географии. Здесь же дети могут выступить со своими докладами. Обязательно стоит выделить время для вопросов от аудитории.

Как правильно разработать внеклассное мероприятие по географии?

Как только педагог определяется с идеей и выбрана аудитория, можно смело приступать к следующему этапу работы над внеклассным мероприятием - это его разработка.

Открытое внеклассное мероприятие по географии предполагает большой масштаб слушателей. Именно слушателей, так как в противном случае будет очень трудно контролировать ситуацию. Данному мероприятию характерны такие варианты проведения, как лекции, беседы или диспуты.

Сценарий внеклассного мероприятия по географии, или любому другому предмету, должен быть составлен в обязательном порядке. Таким образом удастся предугадать ситуации, которые потребуют особого внимания. Сценарий - это некий план проведения мероприятия, который может состоять из следующих пунктов:

  • Вступление. Здесь может идти речь о значении науки в жизни, а также возможных профессиях, связанных с географией.
  • Доклад. Это часть мероприятия может проходить с использованием презентаций. Заранее придется подготовить слайды. Принимают участие как школьники, так и педагоги.
  • Вопросы. Учащиеся уточняют информацию, которая им непонятна. Если мероприятие открытое, можно заранее раздать вопросы ребятам. В противном случае школьники могут не проявить инициативу.
  • Подведение итогов.

Сценарий может быть несколько изменен. Дополнительно педагог может включить в программу конкурсы, которые покажут, на каком уровне находятся знания ребят.

Цели и задачи внеклассного мероприятия

Любая разработка внеклассного мероприятия по географии должна быть определена конкретными целями и задачами, независимо от масштабности проводимого мероприятия.

Они могут быть следующими:

  • Познакомить детей с наукой географией.
  • Обобщить знания по определенной тематике.
  • Способствовать расширению кругозора в области наук.
  • Определить
  • Помочь творческому развитию личности школьника.
  • Познакомить с новинками в области географии.

В какой форме бы ни проводилось занятие, оно должно быть в первую очередь интересным для ребят.

Как подготовить помещение к мероприятию?

Внеклассное мероприятие по географии предусматривает подготовку помещения для его проведения. В данном случае нужно учитывать специфику предмета. Если требуется наличие карт или использование наглядного материала, начать подготовку следует как минимум за неделю. В учебном учреждении не всегда можно найти нужные пособия. Возможно, дидактические материалы придется рисовать собственноручно.

Если мероприятие предусматривает изучение конкретной страны, можно при помощи и компьютера устроить «виртуальную» экскурсию. Шикарным вариантом является возможность онлайн-общения с представителями того государства, изучению которого посвящено внеклассное мероприятие. То, насколько будет интересным и полезным занятие, зависит только от фантазии педагога.

Не стоит забывать о том, что для проведения любого мероприятия нужно свободное место, которое не стесняло бы движения детей. А значит, если занятие проводится в кабинете географии, то нужно позаботиться о правильной расстановке школьных столов.

Ну и, безусловно, не стоит забывать о музыкальном сопровождении конкурсов и заданий. Поэтому, расставляя необходимую аппаратуру, нужно позаботиться о том, чтобы она не мешала ученикам.

Поощрение учеников

Любое внеклассное мероприятие по географии, или другому предмету, должно предусматривать поощрение участвующих. Поэтому учителю важно продумать этот момент заранее. Это может быть:

  • положительная оценка по предмету;
  • награждение грамотами или медалями на общешкольной линейке;
  • учеников;
  • сладкие призы для учащихся.

Чтобы в итоге ни было выбрано учителем, стоит помнить, что дети работают в полную силу своих возможностей только тогда, когда они могут получить поощрение за свой труд.

Анализ проведенного мероприятия

По географии учитель совместно с учениками должен сделать сразу после его проведения. Можно пригласить ребят в ближайшее послеурочное время.

Кроме того, так как речь идет об открытом внеклассном мероприятии, то его анализ должен быть еще произведен на и на ближайшем совещании педагогического коллектива.

Тщательный самоанализ внеклассного мероприятия по географии учитель сможет провести при наличии мнений со стороны. Это высказывания не только педагогов, которые присутствовали на занятии, но и учащихся.

Послесловие

Какого типа ни было бы выбрано внеклассное мероприятие учителем географии, нужно помнить следующее:

  1. Ученики, при положительном отношении к ним, всегда будут рады прийти на помощь педагогу.
  2. Дети только тогда будут работать с полной отдачей, когда будут видеть, насколько полноценно работает их преподаватель.
  3. Выбрав интересную тематику, можно добиться успешности мероприятия.
  4. Внеклассное занятие по географии пройдет на высоком уровне, если в работе будут задействованы не только ребята, но и родители.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Внеклассное мероприятие по географии:

« Знаешь ли ты

свою планету?»

(6 классы)

Составила: О.Г.Акулинина

Тамбов 2014

Цели:

Вовлечение обучающихся в творческую деятельность, раскрытие их интеллектуальных способностей и расширение кругозора;

Развитие познавательного интереса к изучению предмета.

Оборудование: компьютер, медиапроектор.

Подготовка к викторине: из двух классов одной параллели формируются 2 команды (численностью 10 человек). Каждая команда готовит своё приветствие (название, девиз) и выбирает капитана команды.

Форма проведения: викторина.

Ход мероприятия:

1. Оргмомент.

2. Проведение мероприятия.

Изучать географию мы привыкли с вами по строгим школьным учебникам, атласам, энциклопедическим изданиям. Всегда ли о географии можно говорить только на уроках географии? Нет. Вот это и будет моей сегодняшней целью - доказать вам, что география – это всепроникающая наука, ну и конечно же проверим - насколько обширны ваши знания по географии .

Итак, мы начинаем...

    Сегодня у нас соревнуются две команды учащихся, поприветствуем друг друга.

    Приветствие команд (название, девиз, капитан команды) – оценивается в 3 балла

Каждую команду оценивает жюри и сообщает результаты после каждого конкурса (каждый правильный ответ – 1 балл). Если дан неправильный ответ, право отвечать на этот вопрос переходит к другой команде.

I. Конкурс-разминка

На экране демонстрируются слайды с вопросами: команды по очереди читают вопросы и дают ответы:

    Единственная в мире страна, занимающая территорию всего материка (Австралия)

    Какой цветок зацветает весной первым? (первоцвет)

    Этот европейский город расположен на нулевой долготе (Лондон)

    Самая большая птица в Европе? (лебедь)

    Символ Антарктиды (пингвин)

    Самый быстрое животное на планете (гепард)

    Какое насекомое одомашнено человеком? (пчела)

    Какие цветы носят человеческие имена? (роза, лилия)

    Что такое Лаперуза? (пролив)

    Очертания этой страны напоминают сапог (Италия)

II. Конкурс «Самый внимательный»

Каждой команде я прочитаю по три шуточных стихотворения, вы должны быстро, без заминки найти ошибки

    В России - язык русский,
    Во Франции - французский,
    В Германии - немецкий,
    А в Греции - грецкий, (не грецкий, а греческий)

    Шесть океанов на планете, согласны с этим все ли, дети? (нет, их четыре)

    Слышу подсказку Вити-дружка,
    Что Эверест - большая река, (не река, а гора)

    Солнце за день устаёт,

На ночь спать оно идёт

На полянку, за лесок,

Ровно-ровно на восток. (Не на восток, а на запад.)

    Каждый с детства твёрдо знает:

Ангара в Байкал впадает. (Не впадает, а вытекает.)

    Край снегов, морозов, вьюг

Называем словом юг. (Не юг, а север.)

    Знает каждый капитан:

Волга - это океан. (Не океан, а река.)

    Солнце и небо багряного цвета.

Ночь начинается после рассвета. (Не после рассвета, а после заката.)

    Знать, ребята, вам пора,

Что Байкал у нас - гора. (Не гора, а озеро.)

    Со времён далёких и поныне

Льют дожди, как из ведра, в пустыне. (Не в пустынях, а в тропиках.)

    Высокие сосны слева и справа,

Семья их лесная зовётся дубрава. (Не дубрава, а бор.)

    На пруду есть развлечение:

На спине плыть по течению. (Не на пруду, а на реке, ведь течение только там.)

III. Конкурс «География на все сто»

Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.

Если 1-я команда не может ответить, то отвечает 2-я команда и получает дополнительный балл.

Вопросы:

Сторона света (Восток.)

Начало реки (Исток.)

Главный город страны (Столица.)

Государство в Прибалтике (Эстония.)

Город РФ, порт на Тихом океане (Владивосток.)

Имя мореплавателя, открывшего Америку (Христофор Колумб.)

IV. Конкурс «Братья наши меньшие»

Демонстрация фотографий животных. Команды должны ответить на вопросы:

Какое животное изображено?

Где обитает?

Чем питается?

V. Конкурс «Знаешь ли ты реки?»

Учащиеся вспоминают все реки, которые они знают (3 минуты). Зачитывают по очереди, при этом одинаковые ответы не принимаются.

V I . Конкурс «Голоса»

V II . Конкурс капитанов

Из слова география составьте как можно больше слов за 1 минуту.

VII I . Блиц-турнир

Команда должна дать за 2 мин как можно больше правильных ответов на

вопросы ведущего.

Вопросы блиц-турнира:

1. Столица Древнерусского государства (Kиев)

2. Kак называли европейцы коренных жителей Америки? (индейцы)

3. Растёт ли дерево зимой? (нет)

4. Воздушная оболочка Земли (атмосфера)

5. Гигантские волны (цунами)

6. В какое время года произошло «Ледовое побоище»? (весной)

7. Где изобрели арабские цифры? (в Индии)

8. Где у кузнечика уши? (на ногах)

9. Где в среднем холоднее - на Северном или Южном полюсе? (на Южном)

10. Самый большой остров на Земле (Гренландия)

12.Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушки)

13. Самый маленький океан (Северный Ледовитый)

14. Столица Индии (Дели)

15. Как греки называют свою страну? (Эллада)

16. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (змеи)

17. Kто совершил первое кругосветное путешествие? (Магеллан)

18. Священное животное Индии (корова)

19.Какие птицы роют норы для гнезда? (ласточки)

20. Kакую страну в XVIII-XIX вв. называли «владычицей морей»? (Великобританию)

21. Столица Турции (Анкара)

22. Куда зайцу удобнее бежать – в гору или с горы? (в гору т.к. передние лапы у него длиннее)

23. Сколько морей омывают Россию? (12)

24. Kакие точки земли имеют только одну географическую координату? (Северный и Южный полюсы)

25. Какой зверь всю зиму спит вниз головой? (летучая мышь)

26.Какой полуостров на севере нашей страны сам говорит о своей величине? (Ямал)

27.Какие два моря в Росси противоположны по географическому положению, температуре воды и названию? (Чёрное и Белое)

28.В какое озеро нашей страны впадает 336 рек, а вытекает только одна? (Байкал)

29.На каком из материков нет ни одной реки? (Антарктида)

30.Я сам - вода, по воде и плаваю. (лёд)

31.Река, к которой всё время стремился доктор Айболит? (Лимпопо)

32.В каком состоянии воды в природе больше всего? (в жидком)

33.Почему пресная вода в природе не иссякает? (круговорот воды)

34.В каком море не утонет даже не умеющий плавать человек? (в Мёртвом море-озере)

35.Какой из океанов не омывает Россию? (Индийский)

36.На льду какого озера в апреле 1242 года состоялось Ледовое побоище? (Чудского)

3. Подведение итогов и награждение победителей

Жюри подсчитывает баллы и объявляет победителя. Команда – победитель награждается грамотой и сладкими призами.

Сценарий внеклассного мероприятия для 6-9 классов

Игра «Брейн-ринг», 6-9 класс

Игра может быть использована при проведении недели естественных наук, классных часов или как внеклассное мероприятие. Участники - обучающиеся 6-9 классов.
Цель:
Совершенствовать умения обучающихся мыслить логически, аргументировано высказывать ответы на поставленные вопросы.

Предварительная подготовка:
- в игре участвуют несколько команд;
- об игре объявляется заранее;
- лидеры-капитаны набирают команды, подготавливаются к игре (повторяют материал по предложенным темам);
- изготавливаются «кнопки-лампы»: красная и зеленая, столы красный и зеленый, гонг;
- подбираются вопросы.
Правила игры:
- участвуют 3 команды,
- играют по две команды, до трех очков;
- на каждый вопрос может ответить любая команда, нажав на «кнопку»;
- жюри отслеживает время (60 секунд на обсуждение, если команда отвечает раньше, жюри отмечает на какой секунде дан ответ, в случае неверного ответа, команда-соперник продолжает обсуждение до 60-ой секунды);
- игра состоит из четырех раундов: в первом играют две команды, во втором – команда-победитель первого раунда и третья команда; в третьем раунде проигравшие в первом раунде и третья команда;
- после каждого раунда звучит гонг;
- победители определяются по количеству набранных очков.

Ход игры.

Ведущий:
- Добрый день! Сегодня мы проводим игру «Брейн-ринг» между командами капитанов (называет лидеров). Капитанов прошу представить свои команды.
Объясняет правила игры. Представляет членов жюри.
- Итак, мы начинаем! Проведем отборочный тур, чтобы узнать, какие команды начнут соревнование.
Загадки:
1. Стоит Алена: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан (Береза).
2. Весной цвету, летом плод приношу, осенью не увядаю, зимой не умираю. (Ель, сосна).
- За красный стол я приглашаю команду …, за зеленый стол игроков команды…. Поддержим наши команды!
Звучит гонг. Первый раунд.
Вопросы 1 раунда:
1. Вопрос из серии «Необычные памятники»
«Кому поставлен простой трехметровый крест из австралийского красного дерева на берегу Антарктиды со словами «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
(Роберту Скотту и его товарищам, погибшим на обратном пути после покорения Южного полюса).
2. Вопрос из серии «Олимпиада»
«Почему олимпиада в Сочи началась в 20.14 по московскому времени?»
(2014 г).
«На складе военного обмундирования в Петербурге царит паника, блестящие оловянные пуговицы исчезли таинственным образом. Оказывается произошло следующее: при низкой температуре этот металл превращается в серую пыль, говорят «заболевает» металл. Назовите болезнь.»

(Оловянная чума).
4. Вопрос из серии «Живой мир»
«От укуса этого животного в Африке в начале 20 века ежегодно гибло около 50 тыс. человек и на 1/3 территории из-за него невозможно было развивать скотоводство. Это опасное животное убивало больше людей и скота, чем львы и крокодилы. Назовите его».
(Муха цеце).
5. Вопрос из серии «Шуточная география»
«Назовите самый тонкий и острый мыс мира». (Мыс Игольный а Африке).
Ведущий:
- Закончился первый раунд нашей игры. Слово предоставляется жюри.
(Жюри объявляет результаты первого раунда).
Ведущий:
- Начинаем второй раунд
Вопросы 2 раунда.
1. Вопрос из серии «Живой мир»
«Вы собираетесь в путешествие в джунгли Мадагаскара. Опытные друзья посоветовали вам в знойный полдень отыскать «дерево путешественника», а почему?».
(«Дерево путешественника», ревенала, имеет ствол до 15 м, увенчанный на верхушке веером из 25-30 листьев, нижняя часть которых содержит большое количество влаги).
«В Москве есть памятник, посвященный покорителям космоса. Из какого металла он изготовлен?».
(Титан).
3. Вопрос из серии «Шуточная география»
«Какая река помещается в ладони, какая в бокале, какая в чернильнице, а какая в канистре?».
(Дон, Ока, Нил, Истра).
«Недостаток его вызывает заболевание щитовидной железы, какой это элемент?».
(Йод).
«Фишт – это стадион в Сочи, где проходило открытие Олимпиады -2014. В честь какого географического объекта он назван, где находится?».
(Гора на Кавказе, «Седая гора»).
Ведущий:
- Завершен второй раунд нашей игры. Слово предоставляется жюри.
(Жюри объявляет результаты второго раунда).
Ведущий:
- Начинаем третий раунд игры «Брейн-ринг». За красный стол приглашается команда…, за зеленый прошу пройти команду…!
Вопросы 3 раунда.
1. Вопрос из серии «Шуточная география»
«Что есть и у ботинка, и у горы, и у волны?» (Подошва).
2. Вопрос из серии «Живой мир»
«В Бразилии, в тех местах, где часто бывают засухи, встречаются деревья с бочкообразными стволами. Зачем им такие стволы?»
(Бочкообразные формы деревьев дают возможность накопить влагу, чтобы пережить сухой период).
3. Вопрос из серии «Занимательная химия»
«Это вещество находится в избытке на Венере, а на Земле его используют для получения газированной воды, тушения пожаров. Назовите его.
(Углекислый газ).
4. Вопрос из серии «Выдающиеся люди»
«Этот великий русский композитор был и выдающимся ученым-химиком».
(Александр Порфирьевич Бородин).
5. Вопрос из серии «Олимпиада»
«На каком языке по протоколу начали Олимпиаду в Сочи?»
(На французском).
Ведущий:
- Закончился третий раунд, и мы ждем от жюри результаты этого раунда.
(Жюри объявляют результаты).
Ведущий:
- А наша игра подошла к финалу. И я приглашаю за зеленый стол команду…, за красный – команду…
Вопросы финального раунда.
1. Вопрос из серии «Занимательная химия»
««Аква-тофана» в 17 веке наделал много шума в Италии. Сицилианка Тофана продавала женщинам жидкость без цвета и запаха. 5-6 капель ее было достаточно, чтобы умертвить человека. Смерть наступала медленно и безболезненно. Человек постепенно утрачивал силы и аппетит, его постоянно мучила жажда. Какой элемент входил в состав этой жидкости?»
(Мышьяк).
2. Вопрос из серии «Необычные памятники»
««Старой дамой» называют ее современные коренные жители. Эта «железяка» ужасна, но к ней тянет, словно магнитом. Ее рождение вызвало бурю негодований. Сегодня это самый знаменитый символ города. О каком сооружении идет речь?»
(Об Эйфелевой башне, построенной в Париже в 1899 году для Всемирной выставки).
3. Вопрос из серии «Живой мир»
«Какое растение называют «следом белого человека»?»
(Подорожник).
4. Вопрос из серии «Химия и человек»
«Это вещество называют «веществом неисчерпаемых возможностей». Во многих странах оно играло роль денег. Назовите его».
(Поваренная соль).
5. Вопрос из серии «Занимательная география»
«Какая река «при тихой погоде» чудилась Н.В. Гоголю «вылитой из стекла?»
(Днепр).
Ведущий:
- Наша игра закончилась. Для подведения итогов слово предоставляется жюри.
Подводятся итоги игры, определяются команды, занявшие 1, 2, 3 места.
Награждение команд.