Хиджаб защищен… Конституцией Российской Федерации. Не по форме

Тема хиджабов в российских школах снова оказалась в центре общественной дискуссии. Поводом стал заочный спор между министром образования Ольгой Васильевой и главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Формально любые религиозные атрибуты в одежде в наших школах запрещены, а фактически в ряде мусульманских регионов хиджабы давно уже легализованы. Это хорошо или плохо для России в целом?

На днях один из судов в очередной раз запретил учителям и ученикам ходить в школу в мусульманских платках – хиджабах. На сей раз дело касалось села Белозерье в Мордовии.

«Платочки могут и объединять нас – если мы сильная духом страна»

Это уже не первое подобное решение – за последние годы суды в разных субъектах Федерации выносили такие запреты, и их пытались опротестовать вплоть до Верховного суда. В этот раз ситуацию попросили прокомментировать министра образования Ольгу Васильеву, и она его поддержала, сказав, что не думает, «что истинно верующие люди атрибутикой стараются свое отношение к вере подчеркнуть». Министр, известная как православная христианка, отметила, что в России «светский характер образования», и напомнила о принятом несколько лет назад решении Верховного суда, подтвердившем, что хиджабу не место в школе.

Слова Васильевой раззадорили Рамзана Кадырова, который написал, что «платок – не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки», а в России Конституцией «каждому гарантируется право выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». При этом Кадыров указал, что вопрос о ношении хиджабов в школе не рассматривался Конституционным судом (Васильева в интервью перепутала Верховный и Конституционный суды), а поэтому, дескать, министр «свое личное убеждение навязывает миллионам граждан»:

«Мои три дочери учатся в школе, носят хиджаб, имеют отличные оценки. Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают. Я должен их забрать из школы и вместе с ними искать место, где позволят девочкам быть мусульманками?

Убежден, что тема платков подбрасывается, чтобы отвлечь внимание общества от реальных проблем школы. Наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей... Вот что должно беспокоить всех, кто воюет с хиджабами».

Спустя сутки спикер парламента Чечни Магомед Даудов заявил, что в республике незамедлительно инициируют разработку закона, «при котором наши дети разных национальностей, если того пожелают, будут носить в школах и хиджабы, и крестики, и кипы». Понятно, что речь идет о республиканском уровне. Но и тут есть проблема – сейчас на федеральном уровне регулируется то, как должны быть одеты учащиеся, и одним из признаков школьной одежды является ее светский характер.

Против хиджабов в школах и общественное мнение – как показывает опрос, проведенный полтора года назад «Левада-Центром», 74 процента считают хиджабы недопустимыми, а 18 процентов за – то есть расклад примерно соответствует конфессиональному.

Дискуссия о хиджабах идет уже не первый год, и в этот раз Кремль решил воздержаться от участия в ней. Дмитрий Песков лишь напомнил, что «существовали разные форматы подхода к этой теме»:

«Были и судебные варианты, в Ставропольском крае и Мордовии – тогда были советующие решения Верховного суда. Есть иные варианты, не судебные. Но сейчас мы бы не хотели становиться стороной этого вопроса».

Но при этом позиция Владимира Путина на эту тему хорошо известна – несколько лет назад он высказывался о хиджабах в школе. Последний раз это было весной 2013-го:

«Ничего хорошего в этом нет. Есть, конечно, особенности национальных республик, но то, о чем вы сказали, это не национальная особенность, это демонстрация известного отношения к религии... В нашей стране в мусульманских регионах никогда такой традиции не было».

Тогда же Путин напомнил, что даже в некоторых мусульманских государствах (например, республиках бывшего СССР) ношение хиджабов в школе запрещено законом.

В целом подход Путина характеризует еще одно его высказывание на эту тему:

«Нужно всегда с большим уважением относиться к религиозным чувствам людей. Это должно проявляться в деятельности государства, в нюансах, во всем. Второе – у нас светское государство, и именно из этого мы должны исходить...

У нас многоконфессиональное государство, но есть определенные правила общесветского государства, у нас церковь отделена от государства.... Если не будут все равны и не будут проявлять светскость нашего государства, все остальные, представители всех других традиционных религий, так или иначе в недалеком будущем будут чувствовать себя ущемленными».

То есть если мы позволим одной группе граждан выделяться по религиозному признаку, то другие вскоре возмутятся. И это так – если смотреть на европейский опыт, который у нас перед глазами. Там борьба за хиджабы давно уже приняла политический оттенок. Многие предрекают, что разрешение хиджабов в европейских школах станет первым шагом к переходу Старого Света к жизни по нормам шариата. Но как раз тут начинаются важнейшие отличия России от Европы.

В отличие от Европы, у нас традиционные ценности не в упадке – христианство не вымирает, а возрождается, да и другие религии не в кризисе. А мусульмане у нас являются не пришлыми иностранцами, а коренным населением части регионов страны. И это очень важное отличие – тем более в том случае, если мы идем не европейским путем, а своим. И поэтому то, что неприемлемо или опасно для Европы, вполне может работать у нас.

Мусульманское возрождение, проявляющееся в том числе и в ношении хиджабов – а это вовсе не накидка, закрывающая как фигуру, так и все лицо женщины, оставляя открытыми лишь глаза, это всего лишь платок на голове – совершенно не опасно для России в случае соблюдения трех условий.

Первое. Это допустимо в тех регионах, где исторически проживают мусульмане. И только в том случае, если они сами считают хиджаб соответствующим своей традиции, подходящим для своих детей – тогда местные парламенты вправе устанавливать вариант школьной формы, включающий головной платок для девочек. Весь страх перед платками вовсе не связан с неприятием ислама как такового. Такую же реакцию вызывают кое-где и бороды. Если в Дагестане борются с «бородатыми», то это не потому, что так сильно любят бриться, а потому, что привнесенный извне ваххабистский извод ислама на нашем Северном Кавказе действительно часто сопрягается с вооруженным террористическим и сепаратистским подпольем.

Второе. В русских и неисламских регионах России мусульманки тоже могут ходить в школу в хиджабе – но только в частную, негосударственную.

Третье. Россия движется в сторону все большего учета религиозных и национальных обычаев и уклада не просто всех населяющих ее народов, но и в первую очередь государствообразующего русского народа. Это не значит, что православие будет навязываться атеистам или язычникам – но наше государство и общество будет все больше и больше соответствовать представлениям русского народа о справедливости, порядке, достоинстве, труде, солидарности, общем деле. И это соответствие будет все больше замечаться везде – в школе, на улицах городов, на экранах телевизоров.

Вот что важно – если мы сильная, причем в первую очередь духом и верой, страна, то нам только на пользу пойдет наше внутреннее разнообразие. Наши буддистские Калмыкия и Тува, наши мусульманские Дагестан и Чечня будут укреплять нашу общую великую Россию. При полном, стопроцентном, признании всеми их жителями того простого факта, что наше светское и многонациональное государство создано русским народом, поголовно православным если не по форме, то по сути, по содержанию, по своим предкам и исторической памяти.

Так что платочки могут и объединять нас. Ведь еще несколько десятилетий тому назад абсолютное большинство русских женщин не выходило из дому с непокрытой головой, а в храм православные и сейчас заходят, только убрав волосы под платок или шляпку. Да и без платков – если у нас есть общие или близкие семейные, исторические и нравственные ценности, то вопрос с хиджабами мы точно сможем решить так, чтобы ни на своей малой родине, ни в России в целом никто не чувствовал себя ущемленным.

1 февраля отмечается неофициальный Всемирный день хиджаба. В некоторых странах, в том числе в Казахстане, власти реагируют на хиджабы, запрещая носить их в школах. Журналисты из Узбекистана, Татарстана и Таджикистана рассказали, как у них проходит подобная ограничительная кампания и как на нее реагирует население.

В Казахстане десятки родителей судятся с директорами школ. Они пытаются оспорить пункты внутреннего устава школ, а также пункт в приказе министра образования от 2016 года о единых требованиях к школьной форме. В то же время министр по делам религий и гражданского общества Казахстана, комментируя отказ некоторых родителей снимать с детей хиджабы, допустил мысль, что в стране могут быть построены частные школы для верующих.

Министр образования России в 2017 году публично высказалась против хиджабов в учебных заведениях. В то же время в Чечне, наоборот, приняли закон, закрепляющий право школьниц носить хиджаб во время учебы. Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что его дочери не снимут хиджаб.

В Узбекистане и Таджикистане хиджаб в школах запрещен. В этих странах проводились рейды в общественных местах, когда женщин в хиджабах заставляли его снять.

На примерах из своих стран журналисты Хиромон Бакозода из Таджикистана, Алсу Курмашева из Татарстана и Сирожиддин Толибов из Узбекистана пытались разобраться, насколько оправданы опасения властей и стоит ли бояться хиджаба в школах.

Не спровоцирует ли запрет радикализм?

Главный вопрос, на который пытаются ответить журналисты во время дискуссии, - не станет ли запрет хиджабов бикфордовым шнуром для разжигания радикальных настроений в обществе?

Любые запреты вызывают радикальный всплеск и протестные настроения, - говорит журналист Хиромон Бакозода. - Нужно быть очень осторожными в принятии решений, касающихся запретов или предупредительных мер в борьбе с определенными явлениями. Нужна политическая мудрость. Об этом должны задумываться наши чиновники, которые принимают такие решения.

Ее коллега Алсу Курмашева вспоминает личную историю из школьных лет, когда одноклассница в советское время пришла в школу в красных колготках, учитель вызвал родителей, и девочке запретили появляться в школе в таких колготках. На следующий день в знак протеста все девочки в классе перекрасили белые колготки в красный цвет.

Запрет порождает только протестные настроения, - соглашается Курмашева.

Дискриминация в обмен на безопасность?

Сирожиддин Толибов говорит, что после серии взрывов в 1999 году в Ташкенте ношение хиджабов и бороды в общественных местах было официально запрещено.

Это был указ кабмина Узбекистана. В то же время в узбекской Конституции четко и ясно не сказано, что Узбекистан является светским государством, как в Таджикистане, - рассказал Толибов.

По его наблюдениям, нынешний президент страны Шавкат Мирзияев более лоялен к традиционному исламу и это сказывается в различных сферах. Например, в мечетях снова начали использовать громкоговорители для призывов к молитве, что было запрещено при Каримове.

Хиромон Бакозода отмечает, что власти Таджикистана при введении запрета на хиджаб в учебных заведениях мотивируют свое решение тем, что, если даже ущемляются права определенных групп в плане свободы религий, это всё делается ради безопасности в стране. И большая часть общества относится к запретительным мерам с пониманием.

Внимание мусульманской общественности в эти дни приковано к ситуации, которая сложилась в Турции в связи с отменой закона, который запрещает хиджаб в учебных и государственных учреждениях страны. В настоящее время преподаватели турецких ВУЗов продолжают собирать подписи под заявлением в поддержку женщин, которые борются за право соблюдать предписания религии на учебе и на работе. По словам инициаторов акции - профессора Ихсана Даага и профессора Шабана Чалиса, к настоящему времени собраны почти 3 тысячи подписей.

Стоит особо отметить, что многие из тех, кто в эти дни участвует в митингах и акциях протеста против секуляристов, желающих во что бы то ни стало сохранить светский дресс-код для студенток и госслужащих, не являются соблюдающими каноны религии мусульманами. Люди выражают солидарность с верующими, потому что мечтают о дне, когда каждому турецкому гражданину, независимо от вероисповедания, пола и социального статуса, будут гарантированы все права и свободы.

Как сказал один из подписавшихся под заявлением в защиту хиджаба - атеист Атеш Несин: "Гражданам Турции должна быть гарантирована свобода вероисповедания, даже если мы не согласны с основными принципами религии, которую кто-то исповедует".

Активность турецкой интеллигенции и ее желание защитить права и свободы сограждан вызвали неподдельный интерес со стороны российских политиков и мусульманских общественных деятелей.

Мы поинтересовались мнением советника президента и член-корреспондента Академии геополитических проблем, руководителя Центра проблем этнополитики и ислама Деньги Халидова по этому актуальному вопросу.

"Я целиком поддерживаю инициативу турецких преподавателей, которые выступили за отмену закона, запрещающего хиджаб в учебных и государственных учреждениях страны. Этот закон, навязанный секуляристскими, безбожными и антиисламскими структурами, является нонсенсом для Турецкой Республики и должен быть обязательно изменен. Естественно, противодействие этому оказывает так называемая четвертая власть - СМИ, которая занимается подменой исламских ценностей и представляет норму как патологию", - заявил Д. Халидов.

Он также подчеркнул, что "Турция уже сейчас представляет собой расколотое общество в отношении к главным принципам ислама, и оппозиция пытается усугубить данное положение, но ей это плохо удается, так как устои ислама достаточно сильны и прочны".

В качестве положительного примера он привел жену нынешнего президента Турции Абдуллы Гюля, которая смело носит хиджаб и гордится этим.

"Слава Богу, в настоящее время во всем мире хиджаб становится символом умеренного и демократического исламского движения", - добавил он.

Деньга Халидов сказал: "Наступает время, когда людям приходится выбирать, когда уже нельзя отсидеться в стороне, как будто ничего не происходит. Если мы будем стоять в стороне, "глобалистская дубинка" ударит по нашим семьям и не оставит камня на камне".

На вопрос о возможных прогнозах данной ситуации, Деньга Халидов ответил, что расстановка сил в турецком парламенте пока неизвестна. Партия справедливости и прогресса имеет, по мнению Д. Халидова, большинство голосов и она может содействовать внесению поправки в основной закон, но мы не знаем, что происходит в генштабе, который тесно связан с американцами".

Советник президента и член-корреспондент Академии геополитических проблем считает, что все происходящее в исламском мире, в том числе решение вопроса, связанного с хиджабом, косвенно касается мусульман России.

"Пока у нас в стране ни один закон на федеральном уровне не регулирует ношение хиджаба, это личное дело каждой мусульманки. На Кавказе, в частности, нет запрета на ношение платка в ВУЗах и госучреждениях. Вместе с тем, на каком-то этапе российские власти могут инициировать этот закон, возможно только на региональном уровне. Вопрос в том, что определенные силы через парламенты в республиках могут продавить данное решение, - заявил он. - Сейчас у нас в России хороший пример подает Р. Кадыров, который выступает за возрождение религиозных и национальных традиций в умах и сердцах людей".

Наш второй собеседник, управляющий делами ДУМ Ингушетии, сотрудник Духовного центра мусульман республики Руслан Мериев высказал нейтральную позицию по вопросу разрешения или отмены хиджаба.

"В каждом государстве должны быть свои законы, свои правила и нормы, в соответствии с которыми люди живут и развиваются. При этом нормы должны соответствовать общечеловеческим и нравственным принципам. В деле о хиджабе, как и в любом другом деле, есть свои "за" и "против"… Что касается Турции, которая в свое время была одним из центров ислама, то она снова попала под влияние прозападных сил, и немалую роль в этом сыграло развитие туризма", - считает Р. Мериев.

"У нас в Ингушетии спокойно относятся к хиджабу, при этом нет массовой агитации за повсеместное ношение платка. В государственных учебных заведениях и организациях руководители требуют соответствующую женскую форму одежды, закрывающую волосы и тело", - заметил управляющий делами ДУМ Ингушетии.

Руководитель общественного объединения женщин-мусульманок "Муслимат" в Махачкале (Дагестан) Хадижат Шихалиева подчеркнула, что проблема для российских мусульман заключается не в запрете или разрешении ношения хиджаба в школах, ВУЗах и государственных учреждениях, а в сознании молодежи, которая пока не готова вернуться к исконным исламским ценностям, в частности, многие еще не готовы надеть мусульманскую одежду.

Хадижат Шихалиева: "По моему мнению, все зависит от самого человека, хочет он этого или нет, готов к этому или нет. В нашей республике процесс возрождения ислама происходит достаточно плавно, и нет противодействия со стороны властей, касающегося вопроса ношения традиционной мусульманской одежды. Особенно это касается осенне-зимнего сезона. Конечно, некоторые проблемы возникают у соблюдающих мусульманок школьного возраста в период весны-лета. Но мы решаем их путем работы с администрацией школ, где категорически не разрешают носить хиджаб, ведем беседы на исламские темы, организуем встречи с директорами школ. Интересно, что именно в школах, где категорически запрещают хиджаб, появляются соблюдающие мусульманки. А там, где нет запрета - склоняются к открытой форме одежды. Но как таковая, проблема запрета ношения хиджаба не стоит в Дагестане. Например, в госучреждениях в основном ходят без платков, хотя нет запрета на их ношение".

Руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Чечни Султан Хасимиков, описывая ситуацию в республике, заметил, что в Чечне не существует проблем, связанных с ношением платка.

"Как и каждого соблюдающего мусульманина, меня радует, когда я вижу хиджаб. По моему мнению, женщина в платке выглядит одухотвореннее и чище, при этом мужчина, конечно, должен относиться с уважением ко всем женщинам. У нас девушку, не закончившую школу, не упрекают в том, что она не одевает платок", - рассказал он корреспонденту ИА IslamNews.

По поводу выступления Кадырова С. Хасимиков сказал, что "некоторые СМИ за пределами республики неправильно его поняли. Он не призывал и не заставлял женщин носить платок, а обратился с призывом к соотечественникам возрождать забытые духовные ценности, связанные с религией и традициями чеченского народа".

Разрешить или запретить? Носить или не носить? Порой эти вопросы встают перед нами так же остро, как когда-то перед шекспировским Гамлетом - "быть или не быть?". Россия пока не спешит издавать законы, регламентирующие дресс-код студенток и чиновниц. Напротив, несколько лет назад наши соотечественницы добились разрешения фотографироваться в хиджабе на паспорт и другие документы, а сейчас в обществе наблюдается тенденция к формированию адекватного восприятия закрытой одежды, в том числе и традиционной мусульманской.

Тем не менее, проблема, которая актуальна сегодня для турецких мусульманок, не может не вызывать живого отклика у мусульман в других уголках мира. Ведь, как известно, наша умма - одно тело, и если болит одна его часть, то это непременно отзывается страданием в другой. Именно поэтому российские мусульмане, пристально наблюдающие за событиями, происходящими в Турции, с трепетом ожидают решения, которое на днях должен принять парламент. Чем закончится противостояние между верующими и секуляристами - покажет время.

Россия присоединилась к списку стран, в которых женщинам запрещено носить хиджаб. Решение оказалось весьма спорным. Министр образования РФ Ольга Васильева поддержала принятое в одном из сел решение запретить ношение хиджаба ученицами и преподавателями. Несмотря на свободу вероисповедания, пропагандируемую на Западе, в большинстве западных стран — в том числе и в России — запрещено носить хиджаб. Многие не согласны с этим решением. Среди них — президент Чечни Рамзан Кадыров.


Кадыров ответил России

Президент Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал стремление России запретить хиджаб в общественных местах и ​​школах, сказав, что «запрет хиджаба — смертельный шаг для русских». Он отметил, что Россия является «многонациональной страной и страной многих религий».

Канал «Россия Сегодня» цитирует комментарии Кадырова, который не только подчеркивает необходимость отказа от этих шагов, говоря, что они опасны для общества, но и говорит о необходимости поощрения и поддержки со стороны России во всем, что касается религиозных и культурных традиций.


Запрет на хиджаб в русском селе

Контекст

Шахматистки в ярости

Dagbladet 02.10.2016

Не надевайте хиджаб!

The Washington Post 02.01.2016

В иранском кинематографе нет ни одного фильма про хиджаб

Javan 24.05.2014 Вопрос о хиджабе возник после того, министр образования и науки России Ольга Васильева поддержала решение о запрете на ношение хиджаба ученицами и учителями в одном из сел Мордовии.

В феврале 2015 года Верховный суд России оставил в силе решение суда Мордовии о запрете на ношение одежды, показывающей религиозную принадлежность, и другой религиозной атрибутики в школах, сообщает «Россия Сегодня».

Ставропольский край стал первым в России регионом, в котором было запрещено ношение хиджаба. Соответствующее решение было вынесено Верховным судом России в июле 2013 года.

Россия — не первая

Россия — не первая страна, которая приняла решение о запрете на хиджаб. В ряде европейских государств, первыми из которых стали Нидерланды и Франция, был введен запрет на ношение никаба и вуали для лица в общественных местах. В Нидерландах Совет Палаты представителей на прошлой неделе проголосовал за принятие законопроекта, запрещающего женщинам носить никаб в общественных местах. За нарушение этого закона может грозить штраф в размере 410 евро.

По данным агентства The Associated Press, министр внутренних дел Голландии Рональд Пластерк объявил о своем намерении добиться полного запрета на ношение хиджаба в следующем году.

Франция

Мультимедиа

Скрытый ислам

Time 01.08.2014 Франция стала первой европейской страной, запретившей ношение хиджаба в общественных местах. Запреты начали появляться в 2004 году, когда начались притеснения учениц в государственных школах из-за наличия религиозных атрибутов на их одежде. В 2011 году правительство наложило полный запрет на вуаль для лица. Женщины, носящие ее, будут оштрафованы на 150 евро, а любой мужчина, принуждающий женщину к ношению чего-либо, закрывающего лицо, получит штраф в размере до 30 тысяч евро.

Бельгия

В Бельгии последовали по стопам Франции. В 2011 году был одобрен закон о запрете никаба и любого типа одежды, скрывающего лица людей в общественных местах.

Женщины, не соблюдающие данный закон, подвергаются тюремному заключению на семь дней, а в качестве альтернативы могут заплатить штраф в размере 1378 евро.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В России на федеральном уровне не существует официального запрета на ношение хиджаба (исламского женского головного платка) в учебных заведениях. Согласно Федеральному закону "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года (с поправками от 4 июня 2014 года), в образовательных учреждениях внешний вид учащихся, а также ношение школьной формы определяет администрация. Типовые требования к школьной форме утверждают власти регионов. В 2013 года Министерство образования и науки РФ разработало образец типовых требований субъекта Федерации к школьной одежде, согласно которым "внешний вид и одежда учащихся... должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер".

Прецеденты, связанные с отказом учениц ходить в школу без хиджаба

Несмотря на эти требования, с 2012 года в РФ произошли два громких прецедента, связанные с отказом учениц посещать занятия без мусульманских платков.

В октябре 2012 года в Ставропольском крае в школе № 12 села Кара-Тюбе произошел конфликт между администрацией учебного заведения и родителями девушек-мусульманок. Директор школы запретила учащимся появляться на уроках в хиджабе, мотивируя это тем, что школа является светским образовательным учреждением.

Спустя несколько дней, 31 октября, правительство Ставропольского края утвердило основные требования к школьной одежде и внешнему виду учащихся. В частности, документ запрещал школьникам посещать занятия в религиозной одежде и головных уборах. Несколько родителей учеников обратились в суд, требуя отменить эти правила, поскольку они противоречат Федеральному закону РФ "О свободе совести и религиозных убеждениях" от 26 сентября 1997 года. Однако 22 марта 2013 года Ставропольский краевой суд отказал в иске, указав, что единые требования к школьной одежде установлены в целях обеспечения светского характера школ и не могут рассматриваться в качестве ограничений свободы совести и вероисповедания. Заявители подали апелляционную жалобу в Верховный суд (ВС) РФ. 10 июля 2013 года коллегия ВС оставила решение краевого суда без изменений.

В Мордовии конфликт в школе села Белозерье разгорелся после того, как 12 мая 2014 года правительство республики утвердило требования к форме учащихся, запрещающие посещать занятия в одежде "с религиозными атрибутами" и хиджабах. Представители мусульманской общины республики обратились в суд с иском о признании данного запрета незаконным. 24 октября 2014 года Верховный суд Мордовии отказал в удовлетворении заявления, указав, что требования к внешнему виду обучающихся направлены на устранение признаков социального и религиозного различия между ними и создание деловой атмосферы, необходимой на занятиях. В конце января 2015 года истцы подали апелляционную жалобу в ВС РФ.

В Астраханской и Мурманской областях региональные власти также ввели требования к школьной форме, запрещающие учащимся посещать занятия в религиозной одежде и головных уборах. В Ростовской области школьникам не разрешается носить "религиозную одежду, в том числе закрывающую лицо". Правительство Татарстана ввело запрет на ношение "атрибутов одежды, закрывающей лицо". В Башкирии запрет на посещение школ в религиозной одежде и головных уборах носит рекомендательный характер.

Власти РФ против хиджабов в школе

Российские власти неоднократно высказывались против ношения учащимися мусульманских головных уборов в образовательных учреждениях. 25 апреля 2013 года в ходе "прямой линии" с россиянами президент РФ Владимир Путин отметил: "Ничего хорошего в этом нет - это не национальные особенности, а демонстрация известного отношения к религии. В нашей стране, в мусульманских регионах никогда такой традиции не было".

11 июля 2013 года в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил: "Мы светское государство, и наша школа является светской, поэтому хождение в хиджабах недопустимо. Если родители хотят, чтобы их дети получили образование в государственной школе, они должны быть готовы соблюдать правила, которые в ней установлены". В начале февраля 2015 года министр вновь напомнил, что одежда в школе должна быть светской.