Фгос диктанты по русскому языку 3. Рабочие материалы

Контрольные диктанты по русскому языку для 3 класса

Входной диктант по русскому языку

для 3-го класса

Цель работы: проверить навык правописания слов на диапазоне изученных правил и элементарные знания по русскому языку. Текст диктанта включает все изученные во 2 классе орфограммы: гласные после шипящих, раздельное написание предлогов со словами, звонкие и глухие согласные на конце и в корне слова, безударные гласные, непроизносимые согласные, разделительный ь, большая буква в собственных именах.

Объём текста: 40 – 45 слов.

Осенью

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

(41 слово)

Грамматическое задание

    Составь предложение из слов, подчеркни главные члены предложения. Выпиши словосочетания с вопросами.

I вариант II вариант

Листья, падают, берёз, с, золотые ногами, шуршит, трава, сухая, под

2. Разбери слова по составу.

I вариант II вариант

пробежка прогулка

осенняя длинная

поход подъезд

беленький серенький

    Выполни звуко-буквенный разбор слов.

I вариант II вариант

Пеньки, ежи Деньки, ерши

Осенний лес

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.

Слова для справок: с брос и ли , рябч и к.

Грамматические задания

    Обозначьте части речи в предложении. Выделите основу предложения.

1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)

2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)

    Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения

1 вариант – из второго предложения

2 вариант – из пятого предложения

    *. Запишите омонимы (3 слова)

Контрольный диктант по теме: « Слово и слог. Состав слова»

Ноябрь.

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.

Грамматические задания

    Выписать 3 глагола с приставками, выделить их.

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

    Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень.

1 вариант – корм

2 вариант – свист

за I четверть

Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.

Объем диктанта: 44-50 слов.

Осенью.

Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)

Грамматическое задание

1.Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

I вариант

На опушке леса растут рыжие лисички. II вариант

Осенью деревья надели яркий наряд.

2. Подберите однокоренные слова с данными корнями.

Сад- -цвет-

Осенний, пробежка, журавлёнок,

бабушка, девочка. Лимонный, походка, тюленёнок,

крылышко, мамочка.

Контрольный диктант по теме: « Правописание безударных гласных в корне слов»

Чудесная ёлка

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята р е шили украсить её. Они повес и ли на лесную красавицу ягоды р я бины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили к о чан капусты. Утр о м над ёлкой кружил а сь стайка птиц. Вечер о м прибежали два зайца. Они угощал и сь вкусным ужин о м.

Грамматические задания

    Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.

1 вариант Кормушка, прилёт, подводники

2 вариант Сахарница, заход, заморозки

    *К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.

1 вариант Продавать -….., выходить -……

2 вариант Помолчать …., приехать- ….

Контрольный диктант для 3-го класса

за I полугодие

Цель работы – проверить умение применять правила правописания слов со звонкими и глухими согласными, безударными гласными в практике письма: умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание изменением формы слова, подбором однокоренных слов.

Объем работы: 50-55 слов.

Зимний лес.

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.

Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостиком. Полетела легкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

(50 слов).

(По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

I вариант.

Голодные синички прилетели к кормушке.

2 вариант.

Серенькая белочка спряталась в дупле.

2. Разбери слова по составу.

I вариант II вариант

морозец журавлик

пробежка погрузка

длинный ранний

постучал пробежал

прилетят замерзают

3. Запиши слова в 3 столбика.

Кр…чать, б…реза, сла…кий, ло…кий, сн…жинка, с…бака, т…желый, п…льто, ска…ка.

Снеговик

Стоит чудесный зимн и й день. Пад а ет лёгкий пушистый снег. Деревья о деты в бел ые шубки. Спит пруд под лед я ной корк о й. На земле лежит толстый снежный п о кро в . Ребята выбеж а ли на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки с делали ему из светлых льдинок , рот и нос из морковки, а брови из уг о льков. Радостн о и весело всем!

Грамматические задания

    Выписать из текста по 1 слову с безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые проверяются ударением, указать проверочное слово.

    Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Берёзка, подорожник, капуста.

2 вариант Ягодка, подберёзовик, помидоры.

    Образуй однокоренные слова от данных слов с помощью приставок. Выдели приставки.

1 вариант Лететь, …

2 вариант Ходить, …

Контрольный диктант по теме: «Собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

На рыбалке

Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Ваню. Дал е ко выехали рыбаки. С делали во льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловил о сь много.

Грамматические задания

    Укажите части речи …

1 вариант – в первом предложении

2 вариант – в десятом предложении

    Подчеркните в тексте собственные имена существительные

    * Запишите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, по 2 слова.

Контрольный диктант по теме: « Имя существительное»

На речке

Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей . У берегов тих о шуршал камыш. В е г о зарослях каждую весну стро и ли свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Ран о утром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.

Грамматические задания

    Подчеркни грамматическую основу

1 вариант – 6 предложения (У берегов тихо шуршал камыш)

2 вариант – 9 предложения (Рано утром мать выводила их на берег)

    Определи падеж и род у имён существительных

1 вариант – первого предложения (Владимир жил в тайге)

2 вариант – десятого предложения (Малыши щипали нежную травку)

    1 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только в единственном числе
    2 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только во множественном числе

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

Шаги весны

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались пр о светы, и выплыл о яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом пр о талины становились шир е и длиннее . Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса.

Грамматические задания

    Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание

1 вариант – в первой части текста

2 вариант – во второй части текста

    Определите падеж и род у имён прилагательных…

1 вариант – пятого предложения (На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце)

2 вариант – девятого предложения (Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще)

    * К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – антонимы, запишите новые словосочетания

1 вариант Лёгкая задача -….., широкое шоссе – …

2 вариант Сладкое яблоко – …., тяжёлый портфель -…

Контрольный диктант по русскому языку

для 3-го класса за III четверть

Цель работы - проверить умения писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением, звонкие и глухие, непроизносимые согласные в корне слова; проверять гласные и согласные в корне; обозначать гласные и согласные в приставках; писать ъ разделительный в наиболее употребляемых словах; правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.

Объем диктанта: 55-65 слов.

В лесной глуши.

Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.

Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.

(66 слов)

Грамматическое задание.

1. Синтаксический разбор предложения.

I вариант

Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.

II вариант

Надулись на деревьях пахучие почки.

2. Выбери из группы слов синонимы и запиши их

I вариант

Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный

II вариант

Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.

3. Разберите слова по составу.

I вариант

лунный

подкормка

сталевар

медвежонок

II вариант

лимонный

заморозки

птицевод

лисенок

Контрольный диктант по теме«Местоимение. Глагол»

Весна

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножк о тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылет е ли из улья. Вот под кустиком они увид е ли синий цветочек. Эт о была синяя ф и алка. Она открыла свою чаш е чку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй , весна!

Грамматические задания

    Подчеркните грамматическую основу, указав части речи

1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг)

2 вариант – 12 предложения (Она открыла свою чашечку)

    Выпишите глаголы, употреблённые …

1 вариант – в единственном числе (6)

2 вариант – во множественном числе (6)

    Подберите глаголы синонимы, употреблённые в неопределённой форме

1 вариант. Рассказывать-…, смотреть-…

2 вариант. Трудиться – …, видеть -…

Контрольный диктант

Летом обычно готовятся календарные планы и рабочие программы к новому учебному году. Для составления текущего контроля предлагаем адаптированные диктанты для 3 класса. Тексты без грамматических заданий, но их составить нетрудно. Объём слов в диктантах соответствует норме 40-60 слов. Всего текстов 55.

Тексты подбирались из произведений детских писателей: И. Соколова-Микитова, Н. Сладкова, В. Бианки, Г. Скребицкого, К. Ушинского, Л. Кассиля, Б. Алмазова, Г. Остера, Е. Пермяка.

1 полугодие

3 класс

Восход солнца

Раннее утро. По лесу пробежал над деревьями свежий ветер. Чистые росинки скатывались с листочков. Лёгкий молочный туман плыл над рекой.

Взошло над землёю золотое солнышко. В мире живой природы в этот миг всё проснулось и приветствовало его. Жители больших городов редко любуются восходом. Высокие дома закрывают горизонт.

Золотая осень

Пришла золотая осень! Хорошо в эту пору в лесу. Пахнет осенним лесом и грибами.
Давно умолкли чудесные песни дроздов и соловьёв. Слышны только короткие крики разных кочующих птичьих выводков.

Редко солнечными днями поют перед отлётом пеночки, мухоловки. Все спешат в тёплые края до наступления ненастных осенних дней.

Только весна подарит нам снова настоящее птичье многоголосье.

Певунья

Жила в саду певунья. Она была жёлтенькая, на головке хохолок. Славный был у неё голосок. Приятно было её слушать. Певунью слушали и хвалили.

Шли дни. Певунья зазналась. Скоро все заметили, что она уже не поёт, а хрипит. Все перестали обращать на неё внимание. А птица не могла понять почему.

Гости

Галинка сидела у окна. Её внимание привлекли коза Зорька и козёл Бодач. Они пробрались в огород.

Зорька и Бодач стали там топтать грядки, щипать капусту. Галина громко закричала и замахала руками.

На крик девочки выбежал из сарая брат. Он схватил большую хворостину. Мальчик выгнал незваных гостей из огорода. Пусть пасутся на лугу.

(52 слова.)

Победа

Однажды я наблюдал интересный бой. Дрались маленькие птички с большим ястребом.

Пичужки собрались в огромную стаю и бросились на врага. Они ударялись о грудь и крылья ястреба. Ястреб распушил перья. Птички не отступали. Подлетела новая стайка. Она яростно кинулась на хищника. Ястреб стал терять силы. Он взмахнул крыльями и полетел к лесу.

Так маленькие птички одержали победу над врагом.

Золотая осень

Золотая осень царствует в роще у речки. Берёза стоит в золотой одежде. У осинки на земле чудесная скатерть. На скатерти красные, жёлтые, пёстрые листья. Клён стоит пурпурный. Только дуб пока не сменил свою зелёную шубу.

По тропинке спускаемся к речке. На воде очень медленно плывёт плот из разноцветных листьев. Как много осенних красок! О такой красоте можно вспоминать всю зиму.

В осиновом лесу

Особенно хорош осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно-красный и жёлтый цвет окрасилась листва. Цветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних подосиновиков.

Ещё цветут запоздалые лесные цветы. Шелестит под ногами высокий жёлтый папоротник. И ещё горче пахнет в осиновом лесу.

(По И. Соколову-Микитову.)

Поздняя осень

Осеннее солнце осветило лес. Перелётные птицы покинули родные места. Ледяной ветер срывал последние листья. Зябко на ветру молодым деревцам.

Но лесная жизнь не затихла! Издалека видна красная грудка снегирей. Снегири клюют ягоды рябины. Клесты кружат над елью. Чижи летают над берёзами. В ивняке издают лёгкий свист синички.

Песенка скворушки

Поредела осенью на берёзках листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник.

Вдруг подлетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку, поглядел по сторонам и тихо запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника.

Птицы прощались с родным домиком. Весной они снова прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.

(54 слова.)

Хмурый лес

Хмурым и унылым стал лес. Звери попрятались в норы. Птицы улетели в тёплые края. Робкий зайка лежал под низким кустиком. Кругом всё пожелтело. Небо накрыли тучи. Посыпались лёгкие, белые снежинки.

Снег перестал только к вечеру. Небо прояснилось. Выглянули яркие звёзды. Они осветили поля и леса. Зайчишка боятся выйти из-под куста.

Буря

В саду гудел сильный осенний ветер. Он срывал листья с деревьев, ломал сучья. Дождь лил как из ведра. По земле бежали потоки воды. Крупные дождевые капли барабанили по стеклу. Ослепительная молния пугала людей и животных.

Буря утихла. Взошло солнышко. Мы вышли в сад. Вся аллея быта залита водой.

Лакомки

Пахло хвоей и смолой в сосновом лесу. Дед Иван загадочно молчал. Мы прошли по узкой дорожке к берёзовой роще. Там мы услышали стук дятла.

Прошло несколько минут. Дятел перелетел но новое место. Дед Иван собрал лукавые морщинки на лбу.

В рощице мы нашли много берёз с дырочками на стволах. Тут добывали вкусный сок дятлы.

(По Р. Панову.)

(54 слова.)

Козодой

Что за птица козодой? Мухолов мух ловит, мухомор мух морит, осоед ест ос. Значит, козодой коз доит?

А козодой коз не доит. И молока в рот не брал. Он любит над стадом коз кружить.

У козодоя рот как сачок. Ловит им козодой жучков, бабочек, комаров. Козы вспугивают насекомых из травы, а козодой и рад. Ловкий у него рот!

(По Н. Сладкову.)

Тимошина флотилия

Тимоша любит стругать. Попала ему в руки чурка, на корабль похожая. Он ножом подровнял её и мачты приладил. Появилась каравелла. Показал Тимоша каравеллу деду. Дед его похвалил.

Попала Тимоше в руки книжка про корабли. Он стал по картинкам разные суда вырезать. Целая флотилия уже на окне стоит.

Утром идут соседи и смотрят в окошко. Что Тимоша нового выстругал?

(По Б. Алмазову.)

О дружбе

Ученики нашего класса получили письмо из Сочи. Все обрадовались. Там тепло. В парках зеленеют деревья. Из окон школы видно Чёрное море.

А в Мурманске холодно. Ребята ходят в тёплых куртках, шапках, сапожках. Часто завывают вьюги. Резкий ветер наметает у домов сугробы. Мы послали друзьям открытки с видами своего города. Школьники из Сочи прислали нам свои рисунки.

Старые знакомые

Слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе. Мартышка пела смешные песенки. Удав, слонёнок и попугай слушали и смеялись. Слонёнок задавал всем умные вопросы.

Иногда слонёнок и мартышка врачи удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него. Всем было очень весело.

(По Г. Остеру.)

Скорая помощь

У Юли жил котёнок Мурзик. Шерсть у котика чёрная, грудка белая и пушистый чёрный хвост. Однажды котёнок спрыгнул с балкона и ушиб лапку. Юля вызвала «скорую помощь». Девочка вышла на лестничную площадку встречать врача.

Скоро к дому подъехала машина. Врач Людмила Ивановна удивилась такому больному. Она взяла бинт и перевязала Мурзику лапку.

(52 слова.)

Дикие гуси

Вот большое стадо гусей сидит на отмели далеко от берега. Завернули голову под крыло, поджали одну лапу. Спят спокойно.

Чего им бояться? С каждого края стада стоит старый гусь. Он не спит, не дремлет, а зорко глядит по сторонам. Не застанешь их врасплох!

(По В. Бианки.)

(43 слова.)

Смекалка

Давно это было. В горах чистили дорогу. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?

Не знали тогда подъёмных кранов. Только сотня лошадей могла увезти камень.

Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму. Камень и рухнул в яму. Подровнял мужичок землю. Вот и дорога готова. Так просто русский человек трудное дело сделал.

(По В. Далю.)

В цирке

Мы долго ждали субботу. Наш класс в этот день шёл в театр. У кассы народ толпился. Все хотели попасть на выступление любимых артистов.

Спектакль начался. Громко и весело играла музыка. Забавный клоун всех смешил. Слон делал сложные трюки длинным хоботом. Мартышки в нарядных платьях катались на коньках. Через огненный обруч прыгал лев. Кругом веселье!

(54 слова.)

Новенькая

В класс поступила новенькая девочка. Родители её работали геологами. Они часто переезжали из одного посёлка в другой.

Новенькую посадили за парту с Анной Ильиной. Девочки подружились. Анна помогла Катюше догнать класс. Они вместе решали задачи, читали рассказы, разучивали стихи. Часто ходили на каток.

Учительница Наталья Григорьевна хвалила подруг за умение дружить и помогать друг другу.

Пингвины

Завыл ветер. Всё замело снегом. Всюду стояли снежные низкие бугорки. Я копнул один бугорок ногой. Клюв торчит. Вдруг бугорок зашевелился. Из него выбежал пингвин. Он резко крикнул.

В пургу пингвины ложились на камни. Их заносил снег. Они тихо лежали в снежных домиках и клювом протыкали окошки.

Зимние забавы

Ночью шёл снег. Мягкий снежок медленно летел на землю. К утру небо посветлело. Выбежали на улицу ребятишки. Снег был липкий. Мальчики стали строить крепость и играть в снежки.

Девочки лепили снегурочку. Вместо глаз льдинки. Вместо носа длинная морковка. Рот и бровки нарисовали угольком. На головку надели кепку. Прекрасная вышла снегурочка!

Чудесная ёлка

Скоро Новый год. Ребята решили устроить в лесу праздник. Девочки стали украшать пушистую ёлку ягодками рябины. Коля привязал к ветвям кусочки сала. Петя прикрепил сладкую морковку. Таня посыпала на дощечку зерно. Под ёлку воткнули кочан капусты.

Утром прилетели стайки птиц. Они радостно щебетали и угощались подарками. Сладкие капустные листья грыз заяц.

(51 слово.)

Как заяц зимой живёт

Зима. Мороз. Все животные от лютой стужи попрятались. А у зайца норы нет. Зато у него шубка тёплая.

Днём заяц спит, а ночью выходит покормиться. В поле лапками снег разроет и травку найдёт. В лесу с кустов молодые веточки обгрызёт или кору погложет. А иногда в деревне из стога сена надёргает и наестся.

Так и живёт заяц всю зиму.

(По Г. Скребицкому и В. Чаплиной.)

В зимнем лесу

Ночью была метель. Утром лес было не узнать. Ночная вьюга украсила лесные поляны. Маленькие кустики укрылись снежными шубками. Мохнатые лапы колючих елей надели мягкие рукавицы. Гигантские сугробы стояли как сказочные великаны.

Взошло солнце. Ясная берёзка заблестела тонкой берестой. Заискрился серебристый иней на гибких веточках. Яркими блестками засветились снежинки на снегу.

Следы на снегу

Зимний лес. На снегу строчки и точки. Чьи это следы? Вот след лисицы. Не удалось лисе ночью поймать добычу. Здесь проскакал беляк. Зайчишка любит поглодать горькую осиновую кору. Пробежала куница в чащу. Хищница искала белок.

Из-под снега вылетел тетерев. Он осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь берёзы.

Снежинки

Подул холодный ветер. С неба посыпались снежинки. Они кружатся в воздухе и падают на землю. Одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками. Вот звёздочка с шестью лучами. Вот тонкая пластинка с шестью гранями!

В тихую морозную погоду снежинки не теряют красоту. При сильном морозе у них обламываются лучи и грани. Белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль.

(По В. Архангельскому.)

Снежная дочка

Надел дед мягкую пушистую шапку. Он пробрался в огород и стал дочку из снега лепить. Скатал снежный ком, приладил руки и ноги. Вылепил голову, нарисовал рот и глазки.

У Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Удивительно красивая девочка вышла из сугроба. Дед повёл её в избу. Старуха была рада. Гостью она угощала сладким пирожком.

(53 слова.)

Гостья

На лесной опушке ребята устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили ещё осенью.

Сегодня ребята шли по узкой тропинке навестить друзей. На снегу есть лисьи, заячьи, птичьи следы. В домике уже завтракала синичка. Из чащи прилетела стайка щеглов.

На верхушке ёлки появилась белка. Зверёк спрыгнул на птичий домик. Гостья ловко стала объедать ягодки.

Белые фигурки

В зимнем лесу можно встретить странные белые фигурки. Каждая на что-то похожа. Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там на пеньке сидит белочка или зайчик.

На камне у речки плачет белая Алёнушка. Она склонила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёчку.

Обласкало солнце грустную Алёнушку. С хвойных ресниц её закапали слёзы. Много в лесу диковин!

(По Н. Сладкову.)

Душистый чай

Такой метели давно не было. Разошёлся ветер, разгулялся по сугробам, по крышам. Ветер качнул в комнате лёгкую штору на окне. Иринка испугалась. Мама сегодня на работе.

Девочка достала из шкафа коробку. В ней лежали сухие травы. Здесь была мята. Тут чайник на плите заиграл. Девочка положила мяту в кружку, залила кипятком, прикрыла крышкой. Скоро придёт мама и выпьет душистого чая.

(По Н. Михайловой.)

2 полугодие

3 класс

Природа весной

Оживает природа после долгого зимнего сна. Остатки последнего снега съедает весеннее солнце. Первые зелёные стрелки прорезают бугорки. Высоко в воздухе тянутся с юга стаи журавлей, диких уток, гусей.

Птицы на родине. Смотришь и видишь, как заботливо поправляют они свои старые гнёзда.

Проснулись реки. Вода выступает из берегов и бежит на окрестные луга.

(52 слова.)

Весной

Над водой проносились стаи перелётных птиц. Они радостно встречали весну.

Много бед жителям леса приносит вода. Вода попадает в жилища зверей. Жить там опасно. Выбежала из норки полевая мышь. Низкий куст широко раскинул ветки. Мышка прыгнула на куст и замерла.

Трудно и зайцу. Он жил на островке среди реки. Кругом холодная вода. Не переплыть бедняжке это море. Надо ждать.

Сосульки

Всё ярче и жарче светило мартовское солнце. Мягкий ветер гнал, торопил облака. На балконах и крышах домов появились сосульки. Днём солнечный луч играл с ледяными красавицами. Они сверкали, отливали серебром. Первые крупные капли упали на землю. Съехала с крыши большущая шапка снега.

Наступила ночь. Подморозило. Ледяная корка покрыла землю. Но весна рядом. В городе первые её вестники. Это сосульки.

Весна в лесу

Солнце пригревает землю. Журчат говорливые ручьи. Снег почти весь растаял.

А в лесу под ёлками ещё лежат сугробы. Но на проталинках уже распускаются первые цветы. Ветки ивы покрываются нежными золотыми шариками. На деревьях лопаются почки.

Целый день звенят в лесу синицы, распевают чижи. Во всё горло каркают вороны. Все звери и птицы забыли про зиму. Они рады весне.

Майский лес

Майскую весну встречают залпы гроз и щедрые тёплые ливни. После грозового дождя ярче сияет солнце. На голубом небе расцветает радуга. Первые листочки на сирени, берёзе, тополе сверкают, переливаются на солнышке.

В майском лесу с раннего утра до позднего вечера распевает пернатое царство. Ручей торопливо прокладывает себе путь через дорогу. Воздух наполнен могучим запахом весны.

(54 слова.)

Картина о весне

У этой картины на выставке всегда толпился народ. Люди стояли в молчании и уходили в задумчивости. Это была картина Саврасова «Грачи прилетели». В ней соединились печаль и радость, улыбка и раздумье.

Деревья зябнут в воде. Синевой светится холодное небо. Робкий луч проникает сквозь голые ветки берёз.

На картине всё родное: и тёмный снег, и маленькая церквушка, и берёзки, и озерцо.

Смородинка

Решила Танюша сама смородинку вырастить. Стала Таня землю вскапывать. Много пришлось ей поработать, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.

Посадила Таня рядками смородиновые черенки. К осени поднялись кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с куста.

Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются. Вот какая хорошая «смородинка» растёт. Настойчивая. Работящая.

(По Е. Пермяку.)

Водопад

Дорога шла через горы. Они были в голубой дымке. На рыжих от солнца вершинах просматривалось каждое дерево.

Отряд подошёл к опасному склону и начал восхождение. После подъёма все услышали шум водопада. Деревья расступились. Туристы оказались на берегу реки.

Из воды выступали гигантские камни. Речной поток добегал до обрыва, падал вниз и разбивался о камни. Какое сказочное зрелище создала природа!

Дуб

Между берёзками рос могучий дуб. Кабаны питались его плодами. В ветвях дуба соловей напевал свои песни. Дерево защищало птичку от солнца, укрывало в ненастные дни. Пусть не кончается соловьиная песня!

Только с дятлом не дружил дуб. Скоро у дерева от червяков и жучков опала листва, кора испортилась.

Доброе сердце было у дятла. Пожалел он горемыку, очистил долгожителя от вредителей.

(По А. Белояр.)

Русская печь

Вкусный хлеб пекли в русской печи. На большой лопате в печь отправляли каравай. Из печи тянуло тёплым запахом горячего хлеба. И вот на столе появлялись золотистые караваи с корочкой. Это был праздник хлеба.

Русская печь всегда дышала теплом и уютом. Зимой в старину это было любимое место для детей. Печь согревала их. Долгими вечерами они слушали сказки, отгадывали загадки.

Посылка

Однажды мне прислали из тайги маленькую посылку. В ней лежали две большие кедровые шишки. Они были тяжёлые и липкие. Руки у меня стали пахнуть смолой. В щелях виднелись орешки. Я рассматривал шишки, любовался ими.

Я закрыл глаза и представил себе огромный кедр с могучими ветвями, с густыми иголками. На ветках висели смолистые шишки. Птички выклёвывали из них орешки.

Запасной игрок

Антон сидел на стадионе и наблюдал за игрой. Он был запасным игроком. Вратарь получил сильный удар по ноге. Он оставил поле.

Выбежал Антон. Лёгкий шумок раздался над стадионом. Антон был новичок. Он брал один мяч за другим. Теперь зрители все были за Антона.

Свисток судьи застал Антона на земле. Мяч вратарь держал в руках. Игра кончилась. Антону все дружно хлопали.

(По Л. Кассилю.)

На реке

Наша деревня Ульяновка стоит на берегу реки. В реке поселились бобры. Жители деревни старались не тревожить их.

Вход в хатку у бобров был под водой. Летом зверьки запасали на зиму осиновые ветки. Они прятали их под упавшими в воду стволами деревьев. Зимой бобры не ходили далеко за кормом. Корм был рядом.

Вот такие удивительные зверьки живут в нашей реке!

Портрет Пушкина

Василий Тропинин создал замечательные портреты. Среди них есть всем хорошо известный портрет Александра Сергеевича Пушкина. Этот портрет заказал сам Пушкин для друга.

Тропинин изобразил Пушкина в халате. Поэт сидит у стола с бумагами. Одна рука лежит на столе. Мы хорошо видим перстень. Именно своей простотой нам дорог этот портрет.

(По Л. Либединской.)

В полдень

За деревьями показалась полоска синевы. Я прибавил шагу. Вода залила большую впадину. На обрывистом берегу стояла берёзка. Пролетела стрекоза. Крылышки её блестели на солнце. Я уловил ровное жужжание. Словно в руках тёплого ветерка вертелся волчок.

Мой взгляд упал на тропу. Там копошились десятка два пчёл. Я поспешил уйти. С детства я боюсь пчёл. Они очень больно кусают.

Красные маки

На восходе Галя выбегала в сад. Она смотрела на клумбу. Там должны были расцвести маки.

Через неделю день рождения у учительницы Анны Петровны. Она любит цветы. В воскресенье ребята шли к учительнице. В руках у Гали нежно трепетали на тонких ножках цветы.

Из соседних домов выбежали старшеклассники. В руках у них пылали маки. Эти цветы для первой учительницы.

Собака

У нас жила собака. Она очень любила маму. Собака всегда её поджидала у двери. Она узнавала по шагам настроение мамы. При хорошем настроении собака повизгивала и встречала маму. При плохом она уходила за шкаф и сидела тихо.

Однажды мама пришла очень усталая. Она снята туфли и легла на диван. Собака взяла в зубы тапки и принесла маме.

У причала

Солнце скрылось за горизонтом. Наступила душная летняя ночь. Выплыла сонная луна. Все рыбаки ушли на ночной лов. Смолк шум моторов. Только у причала раздавался лёгкий стук. Это стучали клешнями мохнатые крабы.

На берегу горела лампа. Старик чинил свою лодку. Затихла жизнь и в маленьких рыбацких домиках. Они стояли на сваях прямо в воде. Под ними бродили крабы и стайки рыб.

На озере

Мы проводили свой отпуск на берегу озера. Раньше оно было светлое, чистое, глубокое.

Сегодня озеро заросло осокой и тростником. Мы решили обследовать местность. С трудом я проходил сквозь густую высокую траву. Мой спутник легко перепрыгивал с кочки на кочку. Он старался выследить дичь.

За озером находилась роща. Ранним утром я ходил за грибами. Хороши были белые грибки!

Пожар

Ветер резко изменил направление. Солнца не было. Прыгали длинные языки пламени. Они перегоняли друг друга. Особенно жадно они кидались на смолистые сосны. Мгновенно огонь съедал хвою.

Посёлок затянула густая толща дыма. Огонь захватил большую площадь. Подъехали пожарные машины. Все жители посёлка вышли на помощь. Едкий дым слепил глаза. Все стали перекапывать широкую просеку. Огонь подошёл к ней и затих.

Калитка

Дорога в лес шла через садовый участок. Там выращивали молодые деревца. Подошли внук с дедом к питомнику. А калитка хлопала на ветру. В питомник часто забегали зайцы. У многих яблонь они объели кору.

Прошла неделя. Починили чужую калитку. Петли прикрепили и салом смазали. На солнце калитка блестела голубой краской. Дед посмотрел на внука. Внук опустил голову и молчал.

Отец и дети

Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Мити - Серёжа. Серёже показалось весело возить куклу по саду. Он отнял у Мити куклу и лошадь.

Митя побежал жаловаться отцу. А отец сидел у окна и всё видел. Что сказал Мите отец?

(По К. Ушинскому.)

Июнь

На сырых лугах цветы растут. Много солнечного цвета. Купальницы, калужницы, лютики делают луг золотым.

В эту пору солнечного рассвета люди ищут целебные цветы, стебли, коренья, лекарственные травы.

У всех певчих пичужек есть гнёзда, во всех гнёздах лежат яички. Сквозь тонкую скорлупу просвечивает маленькая жизнь.

(По В. Бианки.)

Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение»

Осенью

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание

    Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.

    Слова русский, листья разделите для переноса.

    В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи»

Прощание с осенью

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание

    В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.

    Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.

    Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

Контрольный диктант № 3 по теме «Состав слова»

В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.

Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

По В.Бианки

Слова для справки: постоянно.

Грамматическое задание

    Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.

    Подберите однокоренные слова к слову лесную.

    Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.

Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание корней слов»

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весло всем!

Грамматическое задание

    В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.

    Разберите слова по составу: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.

    Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным звуком в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова»

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

Слова для справок: оляпка, водяной.

Грамматическое задание

    Разберите предложение по членам: вариант 1 – третье, вариант 2 – десятое.

    Разберите по составу слова осинка, переход.

    Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное»

Мой товарищ Витя гости летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание

    Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.

    Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.

    Разберите оп составу слова рыбка, тишина, лесною.

Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание окончаний имён существительных»

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

Грамматическое задание

    Определите падеж имён существительных в последнем предложении.

    В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.

    Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.

Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание

    Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1- четвёртое предложение, вариант 2 – пятое.

    Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.

    Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»

Весеннее утро

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

По Г.Скребицкому.

Грамматическое задание

    Разберите предложение по членам: вариант 1 –седьмое, вариант2 – девятое.

    Разберите слова по составу: вариант 1 –засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко.

    Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.

Итоговый контрольный диктант № 10

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

По А.Куприну

Грамматическое задание

    Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

    Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.

    Разберите предложения по членам: вариант 1 – второе, вариант 2 – третье.

Контрольные диктанты по русскому языку 3 кл.

по программе «Школа России» по учебнику Канакиной В.П.

Составила Юдина О.П.

Контрольный диктант №1. 3 кл.

Прощание с осенью.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц идут дожди. Дует сильный ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава у дома.

Грамматические задания.

1.В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

2.Указать над каждым словом части речи.

3.Выписать словосочетания с вопросами.

Контрольный диктант №2. 3 кл.

Первая встреча.

Был тёплый день. Мальчик выбежал на крыльцо. В ведре с водой играл лучик солнышка. Брызги холодной воды летели в разные стороны. Это мальчик Витя умывался.

На руку мальчика села божья коровка. Она ловко и быстро
двигалась. На круглой спинке были два крепких крылышка. Мелькнула тёмная голова. Букашка скрылась в кустах. Малыш был очень удивлен.

(57 слов)

Грамматические задания.

1. Разберите второе предложение по членам.
2. Укажите части речи в восьмом предложении.

3. Выпишите из диктанта: 1слово с безударной гласной в корне,

подчеркните её, поставьте ударение, напишите проверочное слово.

1 слово с парной звонкой или глухой согласной, подчеркните её, напишите проверочное слово.

Контрольный диктант №3. 3 кл.

Наступили первые морозные деньки. Падают с неба белые звёздочки. Снежный коврик укрывает поля и леса. На деревьях блестят пушистые снежинки. С берёз и осин листва давно опала. На дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Это оляпка или водяной воробей.

Грамматические задания.

    Пятое предложение разобрать по членам.

    Выписать из диктанта однокоренные слова к слову снег , разобрать их по составу.

Снег, …

Контрольный диктант №4. 3 кл.

Верные следы.

Шли ребята через лес прямой дорогой.

Тропинки замело снегом.

Побежали дети по звериным следам и заблудились.

Испугались ребята. Стали они кричать. Молчит зимний лес.

Вдруг Никита увидал знакомые следы.

Тут пробегала собака.

Собака всегда приведёт к жилью.

Так учил мальчика дедушка.

Дети направились по следам и вышли на лесную тропку.

Слова для справок: приведут, знакомые.

Грамматические задания.

    Найти предложение, в котором есть только главные члены. Подчеркнуть их.

    Выписать из текста 2 слова с безударной гласной в корне; приписать к ним проверочные слова.

    Выписать из текста 2 слова с парной согласной, приписать проверочные слова.

Контрольный диктант №5. 3 кл.

Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!

Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им. (56 слов)

Слова для справок: будто, словно.

Грамматические задания.

    Разобрать по составу слова: зимний, грудка.

    Разобрать по членам предпоследнее предложение.

    Выписать 1слово с непроизносимой согласной и 1 слово с безударной гласной, подобрать проверочные, подчеркнуть указанные орфограммы.

Контрольный диктант №6. 3 кл.

У Тани был день рождения. В этот праздничный день она получила много подарков. Мама подарила Тане красивое платье. Бабушка связала внучке чудесный шарф и тёплую шапку. От сестры Таня получила кофту и платок. Папа купил дочке интересную книгу. Таня читала книгу весь день. Там были интересные сказки о животных. Потом Таня делала рисунки к сказкам.

Грамматические задания.

    Выписать третье предложение. Разобрать его по составу.

    В 4-ом предложении определить род существительных.

    Разобрать слова по составу: интересные, подарки.

Контрольный диктант №7. 3 кл.

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у речки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овражке журчал маленький ключик. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматические задания.

    Выписать предпоследнее предложение 1 абзаца. Разобрать его по членам.

    Разобрать по составу слова: маленький, ключик .

    Выписать из диктанта по 1 существительному каждого рода, обозначить род. Выписать по 1 сущ. в единственном и множественном числе, обозначить число.

Контрольный диктант №8. 3 кл.

Цветочные часы.

По цветам можно узнать время. Раннее летнее утро. К шести часам открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики. Следом расправляет широкие лепестки шиповник. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтая кувшинка, белая лилия.

Спадает летняя жара. Оживают другие цветы. Распустились душистый табак и луговая дрёма.

Посади на клумбах цветочные часы. Они покажут точное время.

Слова для справок: лепестки, подняли.

Грамматические задания.

    Выписать три словосочетания прилагательных с существительными женского, мужского и среднего рода. Обозначить род.

    Сделать фонетический разбор слова жёлтая .

Контрольный итоговый диктант №9. 3 кл.

Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи.

Слова для справок: торопятся, опушка, звенят, шорохи.

Грамматические задания.

    Списать первое предложение 2-го абзаца. Разобрать его по членам, выписать словосочетания.

Вот

3. Разобрать слова по составу. Л етняя, ветерок, пробежал.

    Списать третье предложение 2-го абзаца. Разобрать его по членам, выписать словосочетания.

    Определить падеж существительных в предложении, подчеркнуть волнистой линией прилагательные.

Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки.

    Разобрать слова по составу. Лёгкий, листики, прилетели.

диктанты по четвертям для 3 класса

Входной диктант №1

Хлеб.

Лежит на столе тёплый душистый хлеб. Кто дарит нам это чудо? Золотые руки людей растят хлеб. Весной они пашут землю, сеют хлеба. Всё лето они ухаживают за посевами. Люди хотят получить хороший урожай. Они хотят подарить всем хлеба побольше.

д иктант за 1 четверть

Осенний лес

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. (41 слово)

Грамматические задания:

Выписать из текста однокоренные слова, выделить корень.

1 вариант: Выделить грамматическую основу в 4 предложении.

2 вариант: Выделить грамматическую основу в 7 предложении

Диктант за 2 четверть

Чудесная ёлка.

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.

Грамматические задания:

1.Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.

2.Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Кормушка, прилёт, подводники

2 вариант Сахарница, заход, заморозки

*К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.

1 вариант Продавать -….., выходить -……

2 вариант Помолчать …., приехать- ….

Диктант за 3 четверть

пЕРВЫЕ ДНИ ВЕСНЫ

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховики.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание:

Разобрать по членам предложения: 1 вариант: четвертое предложение; 2 вариант: пятое предложение. Главные члены предложения подчеркнуть, словосочетания выписать.

Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу.
1 вариант: узкий ручей - ...; старательный ученик - ...;
2 вариант: трусливый мальчик - ...; высокий куст - ...

Диктант за 4 четверть

РАННЯЯ ВЕСНА

Наступила весна. Солнце согнало снег с полей. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие листочки. Проснулась пчелка. Она разбудила своих подруг. Пчелки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчелки напились сока и весело полетели домой. (51 слово)

Грамматическое задание:

Выписать из текста местоимения, определить их лицо и число.

1 вариант: Выполнить разбор 4 предложения.

2 вариант: Выполнить разбор 7 предложения.