Два святилища внешнее исе дзингу. Зеркало Исе — великая святыня Японии

Святилища раннего периода не обладали величественностью более поздних архитектурных памятников. Для некоторых из них (например, святилище Мива, расположенное в префектуре Нара или Канасана, находящиеся в префектуре Сайтама), основным объектом была определённая гора. И в наше время они не имеют здания, которое можно было бы назвать главным залом (по-японски хонден), и которые традиционно присутствуют во многих синтоистских храмовых ансамблях. Ранние же храмы - это, прежде всего, огороженные участки, чтимые верующими как священные места. Обычно это прямоугольная площадка, которая покрыта галькой, обложена со всех сторон камнями и окружена специальным соломенным жгутом, основная функция которого - соединение четырёх угловых столбов. Так, центральная часть уже упоминаемого святилища Мива - значительных размеров скала на горе Мива. Часто середина этого священного места занимается камнем (местное название - ивасака), столбом или деревом. Небольшой зал, предназначенный для поклонения богам расположен у основания данной горы. Там же расположены тории - особенные столбы и ворота, что символизирует синтоистскую святыню.

Существующие до сих пор синтоистские храмы стали возводиться для совершения молитвы, в которой высказывалась благодарность за собранный урожай. Подобные древние свидетельства культа, прообразы более поздних святилищ, очень часто обнаруживались неподалёку от гор или больших валунов. Люди считали, что именно в таких местах обитают божества. Данные святилища имели вид обычных амбаров и являлись символами спокойной жизни всяческого благополучия. Простота и незатейливость во многом определялась временным характером их существования. Особенности их формы исследователям неизвестны, но существуют предположения, что они напоминают структуру святилищ микоси, которые носили на особых шестах при праздновании собранного урожая. Расположение таких святилищ как Касуга или Камо прямо на камнях позволяет предположить, что они были переносными.

Практически все синтоистские храмовые комплексы характеризуются приблизительно идентичной структурой. Большое внимание уделялось такому компоненту синтоистской храмовой архитектуры как входные ворота - тории. Они выглядят как арки, выполненные в виде буквы П и двух перекладин, верхняя из которых длиннее и слегка вогнута. Прежде их строили исключительно из дерева и традиционно окрашивали в красный цвет. За воротами посетитель храма видит статую так называемых корейских собак, задача которых - препятствовать появлению злых духов.

Классический синтоистский комплекс включает в себя не менее двух построек. В большинстве случаев их количество, конечно, больше. Главное здание именуется хонден, а помещение, предназначенное для молитвы известно как хайден.

Наиболее распространённые типы святилищ приняли современные формы уже после начала буддийского влияния. Несмотря на такую интенсивную культурную экспансию, они всё-таки сумели сохранить некоторые стилистические особенности. Тремя наиболее древними типами синтоистских святилищ являются симмэй, тайся и сумиёси.

Пол в главном святилище поддерживается специальными столбами. Обычно это святилище размещено в центре всего ансамбля и имеет только один вход. Попасть в храм можно через специальную галерею, выходящую на юг. Главное отличие данного святилища от остальных заключено не только в величине, но и в благородстве соблюдаемых пропорций, безукоризненной чистоте отделки каждого мельчайшего элемента. Храм практически не имеет украшений, но его правильные и аскетичные формы убедительно выражают суровую простоту строения.

Соломенная крыша опирается на два больших круглых столба. На двух краях крыши находятся специальные крестообразные сооружения - так называемые тиги. Десяток коротких бревен располагается поперечно по отношению к коньку крыши. Насаждения японского кипариса образуют четыре ограды, которые окружают святилище и ещё две сокровищницы.

Немного далее к востоку расположен ещё один участок, посередине которого установлен небольшой домик. Одна из основных задач святилища - постоянно гармонировать с окружающей действительностью и сохранять первозданность, сочетающуюся с обновлением. С этим связана и традиция, согласно которой святилища перестраиваются каждое двадцатилетие. Когда строительство нового здания завершено, прежняя постройка разбирается, а на освободившейся площадке возводится небольшой домик. После окончания разборки громадные бревна принято сжигать во время проведения торжественного ритуала. Уничтоженные брёвна заменяют новыми. Для верующего возведение нового храма символизирует духовное очищение и обновление. Создатели храма должны учитывать сочетание в нём древности и новизны, что обозначает непрерывность связи между стариной и современностью.

Перестройка святилищ стоит очень недёшево, ведь остатки прежнего храма следует отвезти в горы. Поэтому сегодня святилище Исэ является единственным стабильно перестраиваемым, хотя в старые времена таким обновлениям многих комплексам. В 1973 г. была окончена шестнадцатая по счёту реконструкция Исэ. Великолепный храм Идзумо, сооружённый для производства культа бога Окунинуси и ещё четырех различных божеств, пережил 25 таких обновлений до 1744 г. Главное святилище являет собой постройку, вход в которую проходит через фронтон, Размер этого святилища значителен. Именно поэтому оно было названо тайся, что в переводе с японского означает огромное святилище. В своём начальном варианте оно, как гласит легенда, возвышалось примерно на 100 метров. Многие исследователи полагают, что архитектурное решение главного святилища храма Идзумо воплотило в себе планировку жилого строения древних образцов.

Третье место среди древнейших святилищ принадлежит Сумиёси. Это святилище состоит из четырех практически аналогичных зданий, вход в которые пролегает через фронтон. Когда-то эти здания величественно возвышались над морем, поскольку относятся к культу морских божеств. В настоящее же время они находятся среди шумных городских кварталов. В отличие от неокрашенных Исэ и Идзумо, святилище Сумиёси характеризуется традиционными цветами - ярко красным и белым.

Влияние буддийской архитектуры на синтоистскую, как уже отмечалось, было весьма значительным. К примеру, ровный карниз со временем обзавёлся плавным изгибом, которые характерны для буддийских храмовых комплексов. Здания начали окрашивать различные яркие и насыщенные цвета, ионии стали дополняться украшениями из дерева и металла. А вокруг главного здания святилища стали возникать специальные помещения для молитвы и других целей.

Следующий этап влияния буддийской храмовой архитектур приходится на так называемый период Хэйан (длился с 794 по 1185 гг.) и это влияние непосредственно связано с учением хондзи суйдзяку, согласно которому, различные синтоистские божества представляют собой воплощения Будды и бодхисаттв. Следствием этого стало возникновение новых стилей, получивших название касуга и нагарэ.

Исэ-дзингу

Является большим комплексом священных храмов в Японии, состоящим из 125 кумирен, окружающих Найку ("внутреннее святилище"), посвящённое синтоистской богине-солнца Аматэрасу о-миками ("великое божество, озаряющее небеса"), и Гэку ("внешнее святилище"), посвященое божеству Тоёукэ-но миками ("великое божество, принимающее щедрый урожай"), богу сельского хозяйства и промышленности. В Нихон сёки говорится, что 2000 лет назад Аматэрасу Омиками сошла с небес и выбрала Исэ с ее богатой и превосходной природой на территории теперешней префектуры Миэ в качестве места для святилища.

В Исэ-дзингу проходят более 1500 фестивалей и обрядов в течение года. Например, обряд Хигото асаю омикесай, "преподнесение пищи богам ежедневно утром и вечером", постоянно проводился на протяжении 1500 лет.

Самая торжественная церемония в Исэ-дзингу называется сикинен сенгу ("перенос святилищ в ритуальные годы"). Она проводится каждые 20 лет и является частью синтоистского верования о постоянном обновлении природы. Главный храм (и святые мощи полностью обновляют, чтобы божество могло переместиться в соседнее владение. Церемония впервые была проведена в 690 до н.э. С тех пор было несколько перерывов, однако она была возобновлена и длится примерно 1300 лет. В 2013 году она будет проведена в 62 раз.

Главное здание святилищ Исэ-дзингу имеет простой и ясный архитектурный стиль yuiitsu shinmei-zukuri ("уникальный стиль божественного сияния", shinmei - одно из имен богини Аматэрасу) берет свое начало в период Яёй (500 до н.э. - 300 н.э.). Для этого архитектурного стиля характерно поднятие первого этажа над уровнем земли, как в хлебных амбарах. Для обряда сикинен сенгу святилище воспроизводят в строгой точности с изначальным проектом, сохраняя изначальную древнюю форму вечно нового здания. Старый материал, замененный при реконструкции, отправляется в другие святилища по всей Японии для повторного использования, что исключает излишнюю трату материалов.

Среди многих важных знаний, которым учат святилища и проносят их через времена, не только впечатляющее искусство и технологии, воплощенные в святых сокровищах, но также то, что они символизируют: важность лесов, питающих землю и океаны, и чувство благодарности природе, которая из года в год радует нас своими дарами.

Исе находится в восточной части префектуры Миэ.

Город Исе является домом для храма Исе-Дзингу. Храм настолько известен, что можно без преувеличения сказать, что любой японец знает о нем. Храм посвящен Аматэрасу - одному из главенствующих существ в синтоистском пантеоне. Богиня Аматэрасу связана с солнцем, и поэтому Исе-Дзингу считается родным сердцу любого японца. Посещение Исе-Дзингу долгое время было целью многих японцев. Даже в период Эдо, когда добраться сюда было нелегко и транспорт был малодоступен, в Исе-Дзингу приходили сотни тысяч людей со всей Японии. Длинный путь до Исе-Дзингу с целью молитв может, вероятно, является началом концепции "путешествования".

В Исе-Дзингу два святилища: внешнее Исе-Дзингу-Геку и внутреннее Исе-Дзингу-Найку, и приходящие в храм, как правило, посещают оба из них в вышеуказанном порядке.

После посещения Исе-Дзингу прогуляйтесь по улицу Окаге-йокотё в районе Охарай-мати. Здесь вы сможете попробовать вкуснейший местный чай и лапшу удон. Благодаря контрастам тихого и умиротворяющего храма Исе-Дзингу и шумным оживленным улицам этого района вы словно побываете в двух разных мирах.

Ближайшими станциями к Исе являются станция "Исе-си" и станция "Удзи ямада". Однако, добираться до этих станций из отдаленных районов может быть не очень удобным, поскольку сверхскоростной поезд здесь не ходит. От относительно недалеких станций "Нагоя ", "Осака Уэхонмати" или "Киото " до станции "Удзи ямада" 2 часа езды на поезде. В префектуре Миэ нет аэропорта, поэтому ближайшим аэропортом будет Международный аэропорт Тюбу в префектуре Айти.



Карта: Исэ



Святилище (дзингу) в городе Исе префектуры Миэ , посвящённое божеству Аматэрасу о-миками и отвечающей за снабжение богини продовольствием Тоёукэ .

Исэ-Дзингу является главной синтоистской святыней, поэтому её называют просто Дзингу .

От Исэ-дзингу отходит древняя тропа паломничества Кумано-о к синтоистским святилищам Кумано-Хонгу-тайся (яп. 熊野本宮大社 )、Кумано-Хаятама-тайся (яп. 熊野速玉大社 ) и Кумано-Нати-тайся (яп. 熊野那智大社 ).

Исэ-дзингу является хранительницей национальных сокровищ, в частности Священного Зеркала, являющегося императорской регалией . Исэ-дзингу считают основной синтоистской святыней Японии. Главный храм закрыт высоким деревянным забором, доступ в главное святилище ограничен - вход разрешён только священнослужителям высшего ранга и членам императорской фамилии. Основная кумирня огорожена в общем счёте четырьмя заборами, и посетители могут увидеть только фрагменты крыши. Весь комплекс обслуживают около ста священнослужителей. В основную кумирню имеют право входить только император и императрица.

Весь район вокруг святилища представляет национальный парк Исе-сима , в котором находится немало исторических объектов.

Структура [ | ]

Музыкальный павильон

Храм Исэ состоит из двух комплексов. Первое, внутреннее святилище Найку посвящено прародительнице императорского рода, богине Аматэрасу . Второе, внешнее святилище Гэку посвящено богине еды, Тоёукэ, исполняющей роль кухарки при Аматэрасу. Расстояние между внешним и внутренним святилищами - около 4 километров. До 1945 года храм был отделен от остального мира рекой Миягава, исполняющей роль границы священной земли. Священникам запрещалось пересекать эту реку, дабы не нарушить необходимой для служения ками чистоты. Нарушение этого запрета, как считалось, навлечет на страну множество бед. До XII века когда власть перешла в руки сёгунов , священники порой использовали этот запрет, шантажируя правительство что в случае невыполнения их требований, пересекут священную реку и лично явятся в столицу.

Внутри огромного храмового комплекса размещены различные второстепенные святилища, а также подсобные хозяйства. В частности, в Исе есть собственные сады, огороды, соляная мельница и производство сакэ. На этих полях и огородах производится пища для почитаемых на территории святилища ками. Вся она готовится в святилище Тоёукэ, на чистом огне добываемом исключительно трением. Посудой ками служат простые глиняные тарелки и чашки без какой либо росписи или эмали. Они также изготовляются на территории Исэ. Считается что свою еду ками должны получать два раза в день. Раньше Аматэрасу питалась варёным рисом, а также фруктами и овощами выращенными на территории храма. В период Мэйдзи , с возвращением власти императору, в рацион Аматэрасу добавились сушеный тунец, морской лещ, моллюски, водоросли и сакэ. При этом самому Мэйдзи до сих пор подносят лишь рис и воду.

К внутреннему святилищу ведет тянущаяся вдоль реки Исудзу паломническая дорога. Рядом с ней располагаются магазинчики и забегаловки в которых усталый путник может купить различную снедь или сувениры на память. В былые времена поблизости от дороги можно было даже встретить район красных фонарей . Дорога в итоге выводит к мосту через реку Исудзу, ведущему на территорию внутреннего святилища. Раньше вместо пересечения моста, полагалось пересечь реку вброд, тем самым совершая обряд омовения. Теперь, однако, достаточно лишь вымыть руки и прополоскать рот. От моста в самому святилищу ведет широкая дорога. Рекомендуется идти по её обочине, так как середина предназначена для ками. Однако, сейчас мало кто помнит об этом. В святилище ведут две пары тории. Рядом с первыми расположен павильон для омовений, тэмидзуя . Неподалеку от него можно найти спуск к речке, где можно совершить более полный обряд омовения. Рядом с ним расположено святилище Такимацури ооками, божество истоков реки Исудзу. Пройдя вторые тории можно увидеть конюшни в которых живёт синмэ - лошадь божества. Согласно древним традициям, во внутреннем святилище живёт одна такая лошадь, а во внешнем две. Также в святилище Исэ держат священных петухов синкэй. Данные петухи почитаются посланцами Аматэрасу.

История святилища [ | ]

Одна из кумирен в комплексе Исэ

Считалось, что от правильности и чистоты проводимых в Исе обрядов зависит судьба императорского рода, а вместе с ним и всей остальной страны. Никакие частные интересы не должны были мешать данному процессу, и все ритуалы были направлены лишь на достижение блага государства в целом. Поэтому храм Исе содержался только на государственные деньги и никакие частные подношения не принимались. Однако в 12 веке власть перешла в руки сёгунов и финансовая поддержка со стороны государства прекратилась. Это вынудило священников нарушить вековые традиции. Древние норито были изменены, а синтоистский обряд очищения хараэ был представлен как необходимое условие для достижения буддийского просветления. Тем не менее, в условиях всеобщей нестабильности о материальном благополучии храма речи не шло. До начала 17 века, когда страна была объединена родом Токугава , финансовая поддержка сводилась к редким пожертвованиям сильных мира сего. Из-за постоянных междоусобиц перестал собираться специальный налог на содержание храмов, и в итоге денег не осталось даже на важнейший ритуал - обновление жилища бога. Традиция перестройки святилищ прервалась более чем на сотню лет. Перестройка внутреннего святилища не происходила с 1462 по 1585 годы, и постепенно оно разрушалось из-за нехватки финансирования. Внешнее святилище было в последний раз перестроено в 1434 году и сгорело в 1487 году. Ходили слухи, что при этом сгорел и синтай соответствующего божества. Внешнее святилище было вновь отстроено лишь в 1563 году. Из-за отсутствия нужных сооружений часть ритуалов была сокращена, а часть и вовсе отменена. Когда в конце 15, начале 16 века власти взялись за восстановление храмового комплекса, его пришлось отстраивать практически с нуля.

С наступлением мира храм занялся активной пропагандой среди простого населения. Для этого были сформированы целые корпорации почтенных наставников (онси или оси), отправляющихся в провинции агитировать население совершить паломничество в храм. Раньше это было запрещено, а позже невозможно из-за постоянных междоусобиц. Однако с наступлением мира данные паломничества стали крайне популярны. В своих странствиях наставники раздавали таблички, полоски бумаги или материи с именем Аматэрасу. К 19 веку такие амулеты, называемые дзингу таима и почитаемые как своеобразное вместилище духа ками, получили 90 % семей.

Верховный Священнослужитель [ | ]

С VII по XIV столетия в святилище руководили Верховные Жрицы из японского императорского дома. Согласно хронике Манъёсю первой жрицей была принцесса Окунохимэ-мико , дочь императора

Фото моста Удзи, покрытого тусклым светом ночных фонарей, на котором лошади устремляются к святыне… Это один из десятка снимков, на которых запечатлены сцены в храме Исэ, загруженных на официальной странице в Instagram, в то время как на Facebook размещены фотографии храма Исэ, которые больше посвящены его истории и таинствам.

Количеств постов Исэ-дзингу в социальных сетях начало стремительно расти. Многие связывают это с предстоящим саммитом Большой семерки. Местные власти надеются, что встреча лидеров развитых стран привлечет в регион больше молодежи и иностранных туристов, конечно же, увеличится число посетителей святыни.

«Распространение информации о храме с помощью визуализации дает возможность иностранцам лучше понять все его особенности. Также мы использовали Facebook, благодаря чему о храме узнали те, кто о нем никогда не знал », — заявил пресс-секретарь храма Сюнитиро Нисимото.

Исполнительный директор управления по туризму Исэ, Дзюнити Нисимура в своём выступлении рассказал о том, что видеть — значит верить, поэтому, если нужно обратиться к неяпонской аудитории, то фотографии в Instagram — лучшее решение. Он также добавил, что такая работа поможет не только увеличить аудиторию, но и реально увеличит число туристов.

Фотографии на странице храма в Facebook и Instagram обновляются два раза в неделю, также регулярно загружаются видео на YouTube. По состоянию на 7 марта храм посетило около 15 тысяч человек, узнавших о нем через Facebook, и около 1000 из числа тех, кто узнал о святыне в Instagram. Количество просмотров видео, загруженного на канале в YouTube, уже превысило 28 тысяч просмотров.

Другие святыни и Японии, в том числе храм и , расположенные в , посетили от 100 до 130 тысяч человек.

«Все больше и больше людей, которые не относятся к числу верующих, желают увидеть различные святыни. Поэтому интернет становится эффективным средством, с помощью которого можно достучаться до огромного количества потенциальных туристов », — сказал Масанари Итаи, профессор социологии и религии Университета Когаккан.

К услугам посетителей Исэ-дзингу бесплатный Wi-Fi в передней части моста Удзи, а также в Кагурадэн и в Сансюдэн. В будущем планируется увеличить количество точек Wi-Fi.

Нисимото выразил искреннюю надежду, что мир узнает намного больше о храме и уже к саммиту количество туристов значительно увеличится. А вот Итай, профессор из Университета Когаккан, сказал, что распространение фотографий храма может способствовать популяризации религии Синто в мире.

По материалам интернет-изданий.

Святилище синтоистов в городе Исэ префектуры Миэ называется Исэ-дзингу. Оно посвящено богу Аматэрасу о-миками. От него начинается паломническая тропа до других синтоистских святилищ: Кумано-Хонгу-тайся, Кумано-Нати-тайся и Кумано-Хаятама-тайся.

Храм включает в себя несколько сотен отдельных святилищ, которые находятся в двух районах. Одно из них Внешнее святилище или Гэку, другой - Внутреннее святилище - Найку. Гэку расположено в Ямаде и возведено в честь бога Тоёукэ-но-миками, а Найку находится в районе Удзи и возведено в честь Аматэрасу о-миками. Из них более старым является Найку. Друг от друга они находятся на расстоянии 6 километров и связаны между собой паломнической тропой, проходящей через развлекательный центр Фуруити. Чтобы стать Высшим Священнослужителем Исэ нужно иметь знатные корни, происхождение из императорской династии. На данный момент им является сын прошлого принца Куни Асахира и брат императрицы Кодзюн - Куни Куниаки.

Внутреннее Святилище охватывает территорию берега и притока реки Исудзугава, которая используется для обрядов ритуального очищения священнослужителей. Храмовый комплекс расположен среди густых насаждений кипарисов и сосен. Это придаёт месту налёт божественности и праздничности.

По сохранившимся документам определено, что Найку появилось в 4 веке до нашей эры, Гэку построено гораздо позже - в 496 году н.э., но некоторые знатоки считают, что стоит этой датой называть 690 г., поскольку теперешний вид святилище приобрело именно тогда.

История говорит, что Внутреннее Святилище основал Яматосиме-но-микото, оно упомянуто в хрониках Кодзики и Нихонсёки.

Через каждые 20 лет святилище перестраивается: старые сооружения убираются и возводятся новые, обозначенные проектом.

На это требуются большие финансовые вложения. Последний раз это делалось в 1993 году, и это было уже в шестьдесят первый раз.

Храм Исэ хранит в себе множество национальных богатств, например Священное зеркало, которое относится к императорским символам. Исэ-дзингу - главное святилище синтоистов в Японии. Главный храм комплекса обнесён высоким деревянным ограждением, и попасть туда могут только верховные священнослужители и представители семьи императора. Главная кумирня ограждена четырьмя заборами в общей сложности, поэтому посетителям видна только часть её крыши. Всего в комплексе служат около 100 священнослужителей. В основное святилище вход открыт только для императора и императрицы.

Вокруг храмового комплекса располагается национальный парк Исэ-сима, на территории которого имеется несколько исторических памятников.